"Дело № А40-54143/16-48-467 дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия к АО "СЛАВЯНКА""
Материал прочитан 1124 раза и оценен
0
Арбитражный суд города Москвы
Дата рассмотрения: 10.06.2016
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А40-54143/16-48-467
26 мая 2016г.
г. Москва
Резолютивная часть объявлена 25 мая 2016г.
Полный текст решения изготовлен 26 мая 2016г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: судьи Бурмакова И. Ю. (шифр судьи 48-467)
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каркусовым А.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия
к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "СЛАВЯНКА"
о взыскании задолженности за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 146 369 руб. 97 коп.
при участии согласно протоколу
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании - 2 146 369 руб. 97 коп.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения спора. Через канцелярию суда представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя. Также представил письменные пояснения по иску с обоснованием заявленных требований.
Ответчик своего представителя в суд не направил, ходатайство об отложении судебного заседания с обоснованием причины неявки в судебное заседание не заявил, отзыва не представил, иск по праву и размеру документально не оспорил.
В соответствии с частью 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Учитывая надлежащее уведомление истца и ответчика о дате, времени и месте проведения судебного заседания, суд рассмотрел дело в судебном заседании в первой инстанции, в отсутствие истца и ответчика, в порядке ст. 123, 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд установил, что исковые требования подлежат удовлетворению, по изложенным ниже основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Акционерное общество «Славянка» согласно ЕГРЮЛ основным видом деятельности является управление недвижимым имуществом. При этом Ответчиком оказывается негативное воздействие на окружающую среду в виде сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
К видам негативного воздействия на окружающую среду, в соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7 - ФЗ (Федеральный Закон «Об охране окружающей среды») относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- сборы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Частью 1 статьи 16 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 10.12.2002 г. № 284-0 и Федеральному Закону от 04.05.1999 г. № 96 - ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» плата за негативное воздействие на окружающую среду является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Во исполнение вышеуказанных федеральных законов Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 утверждён Порядок «определения Платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия». Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 08 июня 2006 г. (далее -Приказ) срок платежа по итогам отчётного периода установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом. При этом ч. 2 указанного Приказа отчётным периодом признаётся календарный квартал.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 717 от 13.09.2010г. «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (далее - Постановление Правительства РФ № 717 от 13.09.2010 г.) установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов ) и государственной экологической экспертизы.
Кроме этого, Росприроднадзор и его территориальные органы осуществляют контроль и надзор за выбросом и сбросом загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредным физическим воздействием на атмосферный воздух, а также, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, функции главного администратора доходов и финансирования по реализации указанных функций, а также являются органом государственной власти РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, и в соответствии со ст. 5 № 7-ФЗ вправе предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов . Хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - это изоляция отходов , не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В силу статьи 4 Закона об отходах право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса РФ). К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 5-П по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия" было указано, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении, с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов , будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы , либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов ), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов .
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 04.02.2015 г. по делу № 301-КГ14-1819 обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возложенная на природопользователя, не может быть прекращена у природопользователя, в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению ТБО и возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, которым соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов , не передавались.
04 декабря 2015 г. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия (далее - Управление) в порядке досудебного разбирательства направило Ответчику, в два адреса (г. Москва, Площадь Суворовская, д.2 стр.3; Забайкальский край, г. Чита, ул. Смоленская, д.41) претензионное письмо № ЛМ-05-1908 с предложением оплаты задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 кварталы 2015 г. в размере 2 146 369,97 рублей, в том числе:
по ОКТМО 81701000 (г. Улан-Удэ) - 998 217,60 рублей;
по ОКТМО 81650000 (Тарбагатайский район) - 5 331,09 рубль;
по ОКТМО 81618000 (Заиграевский район) - 137 049,33 рублей;
по ОКТМО 81612000 (Джидинский район) - 3 375,38 рублей;
по ОКТМО 81633000 (Кяхтинский район) - 1 000 484,71 рубля;
по ОКТМО 81642000 (Прибайкальский район) - 1911,86 рублей.
Претензия Ответчиком получена 14.12.2015 г. (Забайкальский край, г. Чита, ул. Смоленская, д.41) и 16.12.2015 г. (г. Москва, Площадь Суворовская, д.2 стр.3), что подтверждается копиями уведомлений о вручении. Однако в установленный срок оплата от Ответчика в адрес истца не поступила.
Ответчик 09.07.2014 г. представил в Управление расчет платы за 2 квартал 2014 г., 03.10.2014 г. расчет платы за 3 квартал 2014 г., 19.01.2015 г. расчет платы за 4 квартал 2014 г., 15.07.2015 г. расчеты платы за 1 и 2 кварталы 2015 г., 19.10.2015г. расчет платы за 3квартал 2015г.
Согласно заявлению плательщика произведен зачет платы за негативное воздействие на окружающую среду по КБК 04811201030016000120 ОКТМО 81633000 (Кяхтинский район) в размере 359,53 руб.
Так же согласно заявлению плательщика произведен зачет платы за негативное воздействие на окружающую среду по КБК 04811201030016000120 ОКТМО 81618000 (Заиграевский район) в размере 2 294,32 руб.
Таким образом, согласно расчету задолженность ответчика по оплате по состоянию на 25.02.2016г. за 1, 2, 3 кварталы 2015г. составляет - 2 146 369,97 рублей - за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Судом установлено, что ООО «ЛЕНЛОР» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании ОАО «Славянка» несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 13 января 2015 года заявление принято к производству в рамках дела № А40-209505/14.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 18 июня 2015г. в отношении ОАО «Славянка» введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден Прилепин Николай Егорович.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) состав и размер обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 г. №296-ФЗ).
Пунктами 1, 2 статьи 5 Закона о банкротстве предусмотрено, что под текущими платежами понимаются, в частности, денежные обязательства, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Как разъяснено в пункте I Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 г. № 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", денежные обязательства и обязательные платежи относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения соответствующего определения.
Предъявляемая истцом требования по задолженности ответчика в размере 2 146 369,97 рублей за 1, 2 и 3 кварталы 2015г. образовалась после даты принятия заявления о признании должника банкротом (13.01.2015г.), следовательно, указанные денежные обязательства являются текущими.
В соответствии со ст.ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением, случаев, когда это прямо предусмотрено законом или договором.
Ответчиком обязательство по оплате задолженности за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 кварталы 2015г. не исполнены.
В нарушение ст. ст. 307- 310 ГК РФ ответчик свои обязательства по оплате надлежащим образом не исполнил, в связи, с чем за ним образовался долг в заявленном размере.
Долг, подлежащий взысканию с ответчика, составляет 2 146 369 руб. 97 коп.
Доказательств оплаты долга на день рассмотрения спора ответчиком не представлено, исковые требования документально не оспорены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Госпошлина относится на ответчика в порядке ст. 110 АПК РФ и подлежат взысканию в доход федерального бюджета РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 307- 310, 314 ГК РФ, ст. 333.40 НК РФ, ст. ст. 4, 110, 123, 124, 156, 167-171 АПК РФ,
РЕШИЛ:
Взыскать с АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "СЛАВЯНКА" в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия долг – 2 146 369 (Два миллиона сто сорок шесть тысяч триста шестьдесят девять) руб. 97 коп.
Взыскать с АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "СЛАВЯНКА" в Доход Федерального бюджета Российской Федерации госпошлину в размере 33 732 (Тридцать три тысячи семьсот тридцать два) руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.