"Дело № А40-48805/16 по иску Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к Жилищно-строительному кооперативу "ТАНТАЛ" о возмещении ущерба"
Материал прочитан 1550 раз и оценен
0
Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)
Дата рассмотрения: 20.05.2016
РЕШЕНИЕ
(в порядке упрощенного производства)
Дело № А40-48805/16
10 мая 2016 г.
г. Москва
Арбитражный суд в составе:
судьи Михайловой Е.В.
без вызова сторон,
в порядке упрощенного производства
рассмотрел дело по иску Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края
к ООО «МАСТЕР-КЛАСС» о возмещении ущерба в размере 125 608 рублей
третье лицо : КГБУ «Терянское лесничество»
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Жилищно-строительному кооперативу "ТАНТАЛ" о возмещении ущерба в размере 125 608 рублей, третье лицо : КГБУ «Терянское лесничество»
Требования обусловлены причиненным ущербом, в результате заготовки древесины.
Истец и ответчик, третье лицо извещены судом о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Суд, изучив материалы дела, пришёл к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из представленных документов, между агентством лесной отрасли Красноярского края и общества с ограниченной ответственностью «ЛПК-1», заключен договор аренды лесных участков от 22.12.2008 № 259-3, согласно которому, агентство лесной отрасли Красноярского края передает в аренду ООО «ЛПК-1» лесной участок общей площадью 49924 га. расположенный, в Красноярском крае, Богучанском районе, КЕБУ «Терянское лесничество». Каталангского участкового лесничества, в том числе квартал 128.
В соответствии с дополнительным соглашением от 14.12.2012 к договору аренды лесных участков, ООО «ЛПК-1» с согласия агентства лесной отрасли Красноярского края уступает все свои права и обязанности по договору аренды лесного участка ООО «МАСТЕР-КЛАСС».
Заготовка древесины ООО «МАСТЕР-КЛАСС» производилась на основании договора аренды лесных участков, в соответствии с лесной декларацией от 05.02.2014 в период с 04.02.2014 по 03.02.2015.
По окончании заготовки древесины, в соответствии с пунктом 63 «Правил заготовки древесины», утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337 «Об утверждении правил заготовки древесины». 07.04.2015 лесничим Каталангского участкового лесничества. КГБУ «Терянское лесничество» Яковлевым О.С, в отсутствии представителя ООО «МАСТЕР-КЛАСС». (уведомление об осмотре лесного участка №115 от 04.02.15г. согласно штампу Почты России на направлено ответчику 06.02.2016г.), произведен осмотр лесосеки № 1, в выделах № 28. 30. квартала №128, Каталангского участкового лесничества, КГБУ «Терянское лесничество», где ООО «МАСТЕР-КЛАСС» производило заготовку древесины.
В ходе натурного осмотра лесосеки составлен акт № 5 натурного осмотра качества разработки лесосеки от 07.04.2015, согласно которому, ООО «МАСТЕР-КЛАСС» не выполнены работы по очистке лесосеки от порубочных остатков на площади 8,0 га. о чем составлены:
Абрисом лесосеки к акту натурного осмотра лесосеки зафиксированы результаты замеров, произведенных на местности, направление линий замеров, в масштабе отмечена площадь захламления лесосеки.
За нарушение требований лесного законодательства истцом начислен ущерб в размере 125 608,00 руб.за захламление мест рубок порубочными остатками, в соответствии со следующим расчётом:
3140,20 руб./га* 8,0 га * 5 = 125 608,00 руб.
где, 3140,20 руб./га - размер неустойки по РТК на 1 га;
8,0 га - площадь захламления;
5 - кратность, установленная в соответствии с порядком установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».
В соответствии со статьей 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.
Статьей 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" от 04.12.2006 N 201-ФЗ земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из положений части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статей 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 N 18-п, права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Красноярского края осуществляет Агентство лесной отрасли Красноярского края.
Полномочия на обращение в арбитражный суд с исками по делам о привлечении к ответственности за совершение лесонарушений в соответствии с пунктом 12 части 3 статьи 96Лесного кодекса Российской Федерации реализуются в рамках осуществления функций по контролю и надзору за обеспечением соблюдения лесного законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 утверждено Положение об осуществлении государственного контроля и надзора, согласно подпункту "м" пункта 8 которого право предъявлять иски в суд в пределах своей компетенции имеют должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 23.10.2013 N 550-п "Об органах исполнительной власти Красноярского края" Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края реорганизовано путем присоединения к нему Агентства лесной отрасли Красноярского края, Службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края.
На основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Красноярского края от 27.11.2013 N 617-п) указанный государственный орган осуществляет, в том числе нормативное правовое регулирование и разработку проектов законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края в областях охраны окружающей среды, лесных отношений, обращения с отходами производства и потребления; надзор и контроль в области охраны окружающей среды и охраны лесных отношений.
Согласно пунктам 3.33, 3.34 Положения к компетенции Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 61 «Правил заготовки древесины» № 337 от 01.08.2011, очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 39 Правил при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Очистка лесосек является заключительной стадией лесозаготовок и важным лесохозяйственным требованием.
Из положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.
Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации
Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.
Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности, прямо предусмотрена пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Кроме того, в силу пункта 1 статьи 78 данного закона определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" утверждены таксы и методика для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273, определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.
Пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337 утверждены Правила заготовки древесины, согласно которым при заготовке древесины не допускается: невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки (подпункт "к" пункта 13 Правил); запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, клейм и номеров на деревьях и пнях (подпункт "д" пункта 13 Правил); запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению (подпункт "г" пункта 13 Правил).
Согласно приложению N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 размер ущерба составляет 5-кратный размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, 5-кратный размер затрат, связанный с изготовлением и установкой уничтоженного или поврежденного лесоустроительного или лесохозяйственного знака, а также 5-кратный размер затрат, связанный с созданием подроста.
Материалами дела подтверждается факт неочистки ответчиком мест рубок на площади 8 га в нарушение Правил заготовки древесины, Правил санитарной и пожарной безопасности в лесах, что свидетельствует о причинении вреда лесам вследствие нарушения ответчиком лесного законодательства.
Акт натурного осмотра качества разработки лесосеки от 07.04.2015, абрис лесосеки подтверждают что на лесосеке, расположенной в Каталангском участковом лесничестве КГБУ "Терянское лесничество" в квартале 128, лесосека №1 выделе 28, 30 имеется захламление мест рубок порубочными остатками на площади 8.0 га.
В акте натурного осмотра от 07.04.2015 в строке "очистка лесосеки от порубочных остатков" указано, что она не произведена, также в абрисе лесосеки к этому акту указано место неочистки.
Несогласие с указанными документами ответчик не выражал.
Расчет причиненного ущерба в размере 125 608,00 руб. ущерба произведен истцом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 и является верным.
В силу статьи 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 названной статьи закона определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 1064 ГК РФ также установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.
Статьей 1082 ГК РФ предусмотрено то, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Из смысла приведенных выше норм следует, что для возникновения права на возмещение ущерба, истец обязан доказать совокупность обстоятельств, являющихся элементами гражданского правонарушения, то есть: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Учитывая доказанность всех элементов гражданско-правовой ответственности, исковое требование истца в размере 125 608,00 руб. удовлетворено правомерно.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, - соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов.
Учитывая, что лесной фонд, которому был причинен вред, относится к федеральной собственности, ущерб подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Судебные расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика в порядке ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 15, 307, 309, 310, 393, ГК РФ, ст.ст. 101-103,110,167-171, 226-229 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с ООО "МАСТЕР-КЛАСС" в доход федерального бюджета 125 608 руб. 00 коп. ущерба, причиненного государственному лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства.
Взыскать ООО "МАСТЕР-КЛАСС" в доход федерального бюджета 4 768 руб.государственной пошлины.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в десятидневный срок с момента его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Михайлова Е.В.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.