"Дело № А13-7089/2015 по кассационной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области"
Материал прочитан 1026 раз и оценен
0
Арбитражный суд Северо-Западного округа (ФАС СЗО)
Дата рассмотрения: 18.05.2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 мая 2016 года
Дело № А13-7089/2015
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Александровой Е.Н., Любченко И.С.,
при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области Гребенщиковой М.С. (доверенность от 15.01.2016),
рассмотрев 10.05.2016 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.11.2015 (судья Мамонова А.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 (судьи Смирнов В.И., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу № А13-7089/2015,
у с т а н о в и л:
Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал Юбилейный» (место нахождения: Вологодская обл., Тотемский р-н, п. Юбилейный) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области от 27.03.2015 № 251 об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности недействительным, а также о возложении на Управление обязанности предоставить указанную лицензию (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного комплекса Вологодской области (место нахождения: г. Вологда (далее – Департамент), администрация Тотемского муниципального района (место нахождения: Вологодская обл., г. Тотьма (далее – Администрация) и Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом Тотемского муниципального района (место нахождения: Вологодская обл., г. Тотьма.
Решением суда первой инстанции от 06.11.2015 заявление удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 11.02.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, отказ в предоставлении лицензии правомерен, поскольку у Предприятия отсутствует объект размещения отходов , соответствующий установленным требованиям.
В судебном заседании представитель Управления доводы жалобы поддержал.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Предприятие 27.01.2015 обратилось в Управление с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Управлением на основании приказа от 05.03.2015 № 170 проведена проверка сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах, в ходе которой выявлено и отражено в акте от 20.03.2015 № 136-03 нарушение Предприятием лицензионных требований в связи с отсутствием необходимого для выполнения заявленных работ объекта размещения отходов (полигона), соответствующего установленным требованиям.
Лицензионным органом установлено, что земельный участок под полигоном не входит в перечень, определенный частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, при этом документов, подтверждающих перевод земельного участка под полигон промышленных и бытовых отходов , не имеется. Кроме того, при осмотре полигона установлено отсутствие наблюдательных скважин (выше и ниже полигона по потоку грунтовых вод), предусмотренных проектом полигона и заключением экспертной комиссии на этот проект.
В связи с несоответствием соискателя лицензии лицензионным требованиям Управление приказом от 27.03.2015 № 251 отказало в предоставлении лицензии.
Предприятие, не согласившись с указанным приказом Управления, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования исходя из того, что истребование лицензирующим органом документов о переводе земельного участка из одной категории в другую выходит за пределы предмета проверки соискателя лицензии. Поскольку лицензиат несет риск несоблюдения требований экологического, земельного и лесного законодательства, нарушение соискателем лицензии правил эксплуатации объекта размещения отходов основанием для отказа в предоставлении лицензии не является.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона № 99-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 8 Закона № 99-ФЗ в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности могут быть включены требования о наличии у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (пункт 1); иные требования, установленные федеральными законами (пункт 5).
Как предусмотрено пунктом 2 части 3 статьи 12 Закона № 99-ФЗ, к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 255 утверждено Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (подлежало применению в период рассматриваемых правоотношений; далее – Положение).
Положением предусмотрено, что при осуществлении деятельности в области обращения с отходами лицензионным требованием является наличие у соискателя лицензии необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов ) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, и соответствующих установленным требованиям (подпункт «а» пункта 3).
Требования природоохранного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения устанавливают ограничение мест расположения объектов размещения отходов производства и потребления.
Так согласно пункту 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
На основании пункта 5 статьи 12 Закона № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Лесным кодексом Российской Федерации установлен запрет на размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов (пункт 5 части 1 статьи 104, часть 3 статьи 106).
Запрет на размещение в границах водоохранных зон объектов размещения отходов производства и потребления установлен и пунктом 2 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления») предусмотрено, что в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов размещение объектов складирования отходов производства и потребления не допускается.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов , ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792. Согласно пункту 17 данного Порядка в государственный реестр объектов размещения отходов не подлежат включению объекты захоронения отходов , расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, наличие у соискателя лицензии необходимого для выполнения заявленных работ объекта размещения отходов , принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании, и соответствующего установленным требованиям к расположению за пределами границ водоохранных зон, запретных полос лесов, является одним из лицензионных требований.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (пункт 3).
В данном случае Управлением проверкой соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям выявлено, что объект размещения отходов (полигон) принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения в соответствии с договором от 05.11.2014, заключенным между ним и Комитетом, однако данный полигон не соответствует установленным требованиям к его расположению.
Как установлено лицензирующим органом, земельный участок под полигоном не входит в перечень, определенный частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, документов, подтверждающих перевод земель лесного фонда под полигон промышленных и бытовых отходов , не имеется.
В силу пункта 2 части 7 статьи 14 Закона № 99-ФЗ установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям является основанием отказа в предоставлении лицензии.
Признавая недействительным отказ в предоставлении Предприятию лицензии, суды исходили из того, что истребование лицензирующим органом документов о переводе земельного участка из одной категории в другую выходит за пределы предмета проверки соискателя лицензии. При этом суды указали, что поскольку лицензиат несет риск несоблюдения требований экологического, земельного и лесного законодательства нарушение соискателем лицензии правил эксплуатации объекта размещения отходов для отказа в предоставлении лицензии основанием не является.
Между тем судами не учтено, что согласно подпункту «в» пункта 5 Положения соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган вместе с заявлением копии документов, подтверждающих наличие у него объекта размещения отходов , соответствующего установленным требованиям, а лицензирующий орган при этом осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям (часть 1 статьи 14 Закона № 99-ФЗ). Лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в установленный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют (часть 8 статьи 13 Закона № 99-ФЗ).
В связи с этим вывод судов о том, что истребование лицензирующим органом документов о переводе земельного участка из одной категории в другую выходит за пределы предмета проверки соискателя лицензии, является ошибочным, как основанный на неправильном применении норм материального права.
Согласно имеющейся в материалах дела информации с официального сайта в сети «Интернет» Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в государственный реестр объектов размещения отходов не включены сведения о спорном объекте размещения отходов .
В тоже время в деле имеется письмо Управления от 15.09.2011 № 07-16/5557, согласно которому спорный полигон промышленных и бытовых отходов № 8641 зарегистрирован в государственном реестре объектов размещения отходов .
Поскольку устранение данных противоречий в арбитражном суде кассационной инстанции не представляется возможным, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку всем доводам и возражениям лиц, участвующих в деле, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.11.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 по делу № А13-7089/2015 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
ООО "УНИВЕРСАЛ" Наша организация занимается покупкой стеклотары стеклобоя
Кузбасская Ассоциация переработчиков отходов Ассоциация предлагает взаимовыгодное сотрудничество по следующим направлениям:
Утилизация 150 видов отходов
Покупка вторсырья: металлолом, аккумуляторы, макулатура, ПЭТ-бутылки, ПВД, бой огнеупо...
НПП Обуховская промышленная компания НПП Обуховская промышленная компания проектирует, производит и запускает в эксплуатацию полумобильные дробильно-сортировочные комплексы ДСУ-90, ДСУ-200, ДСУ-300 , технологические линии для получен...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.