"Дело № А12-39449/2015 по кассационной жалобе Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области"
Материал прочитан 1265 раз и оценен
0
Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО)
Дата рассмотрения: 29.04.2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-7666/2016
Дело № А12-39449/2015
г. Казань
12 апреля 2016 года
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя –Зайцева В.А., доверенность от 22.01.2016 № 3,
в отсутствие:
ответчика – не явился, извещен надлежащим образом,
третьих лиц – не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.10.2015 (судья Кулик И.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу № А12-39449/2015
по заявлению Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области, г. Волгоград, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, г. Волгоград, об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа, третьи лица: Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура, г. Волгоград, администрация Дубовского муниципального района Волгоградская область, г. Дубовка, общество с ограниченной ответственностью «Чистый город», г. Волжский Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью «Спецавтотранс», г. Камышин Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью «Волга-Бизнес» , г. Волжский Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области (далее – заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - антимонопольный орган, Волгоградское УФАС России) от 04.06.2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 15-01-15-03/160.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.10.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016, в удовлетворении заявленных Комитетом требований отказано.
Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав объяснения представителя заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением от 04.06.2015 по делу № 15-01-03/160 Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области признало Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области (правопреемника Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области) нарушившим пункт 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в направлении писем от 26.06.2014 № 10-08-2-04/6915, от 21.10.2014 № 10-08-2-04/12225, от 12.11.2014 № 10-08-2-04/13053, в соответствии с которыми Администрации Дубовского муниципального района даны указания по размещению твердых бытовых отходов на полигоне ООО «Волга – Бизнес», либо полигоне ООО «Спецавтотранс», а также в проведении 17.11.2015 рабочей встречи с органами местного самоуправления Дубовского муниципального района по вопросам сбора и вывоза твердых бытовых отходов (далее – ТБО) на полигоны ТБО г. Волжского и г. Камышина и запрете размещения ТБО на свалках.
На основании пункта 2 данного решения Комитету выдано предписание от 04.06.2015 № 15-01-15-03/160 об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым Комитет обязан: информировать администрацию Дубовского района (путем направления письма, либо проведения совещания, либо иными способами) о том, что при исполнении «дорожной карты» (плана мероприятий) по организации сбора и вывоза ТБО и КГО, она самостоятельно принимает решения в рамках полномочий, установленных законом.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Комитет обратился в суд с соответствующим заявлением.
Судами первой и апелляционной инстанции приняты вышеуказанные судебные акты.
Кассационная инстанция находит выводы судов правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону (иному акту), наличия у органа и лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт.
Статьей 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия); в частности, запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции приведены в п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При этом, достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Таким образом, как следует из состава нарушения п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, субъектами правонарушения являются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, товаром является услуга по размещению твердых бытовых отходов , предоставляемая специализированными организациями. Товарным рынком является рынок по размещению твердых бытовых отходов на территории Волгоградской области. Поскольку указания о размещении твердых бытовых отходов на определенных полигонах были адресованы администрации Дубовского района, следовательно, приобретателем услуги является Администрация.
Основанием для вынесения антимонопольным органом оспариваемого решения послужил вывод о нарушении Комитетом п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 04.12.2013 № 686-п утверждена государственная программа Волгоградской области «Охрана окружающей среды на территории Волгоградской области» на 2014 - 2020 годы (далее - Программа)
Согласно указанной Программе ответственным исполнителем программы является Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области (в настоящее время комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области), которое, создавая рабочую группу по вопросу сбора и вывоза ТБО, направило письма от 26.06.2014 № 10-08-2-04/6915, от 21.10.2014 № 10- 08-2-04/12225, от 12.11.2014 № 10-08-2-04/13053. Данные письма составлены на бланке министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области и подписаны первым заместителем министра, который в силу вышеуказанных положений действует от имени министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области.
Рабочая встреча Министерства проведена 17.11.2014 с представителем администрации Дубовского района с участием сотрудников ООО «Чистый город».
На всех встречах присутствовали представители ООО «Чистый город». Представители иных предприятий, осуществляющих сбор и транспортирование отходов , на совещание и рабочую группу приглашены не были.
Таким образом, действия по направлению данных писем по проведению 17.11.2014 рабочей встречи с органами местного самоуправления Дубовского муниципального района по вопросам сбора и вывоза ТБО на полигоны ТБО г. Волжского и г. Камышина и запрете размещения ТБО на свалках совершены министерством природных ресурсов и экологии Волгоградской области во исполнение полномочий в сфере обращения с отходами .
Следовательно, антимонопольным органом сделан правильный вывод о том, что Министерство является надлежащим субъектом правонарушения п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Соответственно, антимонопольным органом сделан обоснованный вывод о том, что было ограничено право определения объекта размещения отходов .
Так, согласно Государственного реестра объекта размещения отходов (далее – ГРОРО), требования о включении в который установлены действующим законодательством как обязательные при выборе полигона, куда размещаются отходы ТБО (п. 7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»), помимо предлагаемых Министерством двух полигонов ТБО в г. Камышин (эксплуатируется ООО «Спецавтотранс») и г. Волжском (эксплуатируется ООО «Волга-Бизнес»), существует полигон ТБО на территории также граничащего с Дубовским – Городищенского района, экплуатируемый ООО «Экомастер» (приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 № 592), что подтверждает факт создания действиями сотрудников Министерства дискриминационных условий на рынке размещения отходов на полигонах ТБО области.
Судами правильно отмечено, что в рассматриваемом случае указанные действия комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области порождают негативные последствия не только для администрации Дубовского муниципального района как приобретателей определенной услуги, но и для рынка размещения твердых бытовых отходов в целом.
Действия Министерства ограничили права на выбор контрагента Администрации Дубовского муниципального района, предоставив ООО «Волга-Бизнес» и ООО «Спецавтотранс» существенное преимущество по сравнению с иными действующими полигонами для иных хозяйствующих субъектов, лишив их права на участие в товарном рынке на равных условиях.
В силу статуса комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области данные указания были восприняты органом местного самоуправления как обязательные для исполнения; в них отсутствовало указание на рекомендательный характер исполнения. Кроме того учитывая, что в указанных письмах и Протоколе от 17.11.2014 установлены конкретные сроки для совершения определенных действий, следует, что им определены обязанности администрации Дубовского муниципального района, в них содержатся положения, которым субъект правоотношений (администрация Дубовского муниципального района) обязан неукоснительно следовать, не имея возможности изменять их.
Изложенное свидетельствует о нарушении комитетом природных ресурсов и экологии Волгоградской области положений п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Действия комитета содержат возможность наступления последствий в виде ограничения, недопущения, устранения конкуренции.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение является законным, принятым в пределах полномочий антимонопольного органа и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Выданное на основании решения по делу от 04.06.2015 № 15-01-15-03/160 предписание соответствует предъявляемым законом требованиям, смыслу выявленного нарушения, характеру правоотношений, содержит верное указание на подлежащее применению правовое регулирование и указывает на допустимые законом варианты действий, является исполнимым.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе проверены судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.10.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 по делу № А12-39449/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Джи Пи Эс Питер Спутниковая система мониторинга автотранспорта - контроль грузоперевозок, охрана траспорта и грузов.
Система контроля за сбором и вывозом бытовых отходов
ООО "ВЕСТА" производство и реализация товаров санитарно-гигиенического назначения
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.