"Дело № А13-18089/2015 по заявлению прокурора Чагодощенского района о привлечении муниципального унитарного предприятия Чагодощенского муниципального района «УниверсалСервис» к административной ответственности"
Материал прочитан 1001 раз и оценен
0
Арбитражный суд Вологодской области
Дата рассмотрения: 11.03.2016
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А13-18089/2015
город Вологда
24 февраля 2016 года
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Кирова С.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению прокурора Чагодощенского района о привлечении муниципального унитарного предприятия Чагодощенского муниципального района «УниверсалСервис» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
прокурор Чагодощенского района обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия «УниверсалСервис» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование предъявленных требований заявитель указал, что предприятие осуществляет деятельность по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов в жилом фонде поселка Чагода без специального разрешения (лицензии), чем нарушен подпункт 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Факт нарушения зафиксирован в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.12.2015.
Предприятие в отзыве на заявление указало, что деятельность по сбору, вывозу, размещению твердых коммунальных отходов на полигоне ТБО начало осуществлять только с 01.09.2015, то есть не имело достаточно времени для оформления лицензии на сбор, вывоз, размещение отходов 1-4 классов опасности. Учредителем не предусмотрено предоставление предприятию оборотных средств, поэтому свободные финансовые средства для оплаты процедуры получения лицензии отсутствуют. При этом приняты необходимые меры для получения лицензии: сформирован пакет документов, подано заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на объект – полигон ТБО , заявление о выдаче лицензии направлено в Управление Росприроднадзора 19.01.2016. Кроме того, по мнению предприятия, получение лицензии препятствует бездействие общества с ограниченной ответственностью «Чагодаагрострой» в части обращения с заявлением о прекращении действия лицензии.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, в связи с чем дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, МУП «Универсалсервис» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 13.08.2015 за основным государственным регистрационным номером 1153525024388.
В связи с обращением гражданина в прокуратуру Чагодощенского района последней проведена проверка деятельности МУП «УниверсалСервис».
В ходе проверки установлено, что МУП «УниверсалСервис» осуществляет деятельность по сбору, вывозу и размещению твердых бытовых отходов (далее - ТБО ) в жилом фонде на территории поселка Чагода.
Функции по вывозу ТБО и санитарной очистке территории муниципального образования поселок Чагода возложены на предприятие с 01.09.2015 решением Администрации Чагодощенского муниципального района.
Основной вид собираемых и перевозимых предприятием отходов – это мелкогабаритные и несортированные твердые бытовые (коммунальные) отходы населения и организаций.
Отходы жилого фонда, накопленные в контейнерах на территории обслуживаемых населенных пунктов, собираются работниками предприятия в специализированный транспорт и доставляются на полигон ТБО для размещения.
За оказание данных услуг предприятием взимается плата с населения по квитанциям в соответствии с установленными тарифами, впоследствии через администратора платежей поступают на счет предприятия.
Кроме того, у предприятия заключено и исполняется ряд договоров на оказание услуг по вывозу и размещению ТБО с контейнерных площадок на территории абонентов – юридических лиц и предпринимателей.
За оказание услуг по вывозу от абонентов также взимается плата на основании заключенных договоров, поступающая непосредственно на счет МУП «УниверсалСервис».
Таким образом, предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке и размещению ТБО .
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.20014 № 445, к 4 классу опасности отнесены:
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) – код 7 33 100 01 72 4;
- отходы из жилищ несортированный (исключая крупногабаритные) – код 7 31 110 01 72 4;
- мусор и смет уличный – код 7 31 200 01 72 4.
При этом лицензия на осуществление данного вида деятельности, предусмотренная подпунктом 30 статьи 12 Закона № 99-ФЗ, у предприятия отсутствует.
По окончании проверки прокурором 10.12.2015 вынесено постановление о возбуждении в отношении предприятия дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу статей 28.4, 28.8 КоАП РФ прокурор вправе возбуждать дела об административных правонарушениях по любым составам правонарушений по результатам проверок.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Из положений пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) следует, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов ( полигон , шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Из материалов дела следует, что МУП «УниверсалСервис» осуществляет деятельность по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов в жилом фонде поселка Чагода, а также оказывает услуги по вывозу и размещению ТБО с контейнерных площадок на территории абонентов – юридических лиц и предпринимателей.
Указанные обстоятельства предприятие подтвердило в своем отзыве на заявление.
При этом предприятие не имеет лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности, что не оспаривается предприятием.
Исходя из изложенного, суд полагает установленными событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.КоАП РФ, в действиях МУП «УниверсалСервис».
Существенных процессуальных нарушений при привлечении предприятия к административной ответственности, судом не установлено.
Событие правонарушения подтверждается материалами дела: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 10.12.2015, объяснениями директора предприятия от 10.12.2015, отзывом предприятия от 20.01.2016.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако, данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наличие обстоятельств, создающих непреодолимые препятствия для соблюдения предприятием законодательства о лицензировании судом в данном случае не установлено.
Предприятие не оспаривает факт осуществления деятельности по сбору, транспортированию, размещению в отсутствие лицензии, однако ссылается на незначительный период деятельности, отсутствие достаточных финансовых средств, принятие мер по формированию пакета документов для получения лицензии, бездействие общества с ограниченной ответственностью «Чагодаагрострой» по прекращению действия ранее выданной лицензии.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам в силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума ВАС РФ № 10) необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным этим Кодексом. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума ВАС РФ применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления Пленума ВАС РФ № 10).
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 постановления Пленума ВАС РФ № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Суд, исследовав материалы дела, оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного предприятием, установил, что оно может быть признано малозначительным. Из материалов дела следует, что предприятие создано в августе 2015 года, то есть за три месяца до момента проведения проверки.
Учредителем при определении основного вида деятельности не предпринято мер по своевременному получению и оформлению необходимого пакета документов для законного осуществления деятельности предприятия в соответствии с целью, для которой оно создано.
Необходимых финансовых средств для самостоятельного оформления разрешительных документов предприятию при его учреждении не передано, доказательств обратного не представлено.
Кроме того, предприятием предприняты необходимые меры по оформлению санитарно-эпидемиологического заключения на производство, направлено заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на полигон , которое получено уже после проведения проверки – 30.12.2015. Заявление о выдаче лицензии с комплектом необходимых документов направлено в Управление Росприроднадзора по Вологодской области 19.01.2016.
Таким образом, материалами дела установлено, что предприятием принимались меры по предотвращению негативных последствий допущенного правонарушения и оформлению соответствующей лицензии.
Доказательств пренебрежительного отношения предприятия к исполнению своих публично-правовых обязанностей административным органом в материалы дела не представлено.
Оценив конкретные обстоятельства совершения предприятием административного правонарушения, отсутствие опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, вреда интересам и здоровью граждан, учитывая, что предприятием совершен необходимый объем действий для устранения негативных последствий правонарушения, а также принимая во внимание социально-ориентированную форму деятельности предприятия, арбитражный суд считает возможным в рассматриваемом случае признать административное правонарушение малозначительным и освободить МУП «УниверсалСервис» от административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
Возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» освобождение от административной ответственности в связи с признанием правонарушения малозначительным является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования. При таких обстоятельствах требование прокурора Чагодощенского района о привлечении МУП «УниверсалСервис» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
в удовлетворении требований прокурора Чагодощенского района о привлечении муниципального унитарного предприятия Чагодощенского муниципального района «УниверсалСервис», расположенного по адресу: Вологодская область, поселок Чагода, улица Кооперативная, дом 11, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц 13.08.2015 за основным государственным регистрационным номером 1153525024388, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Волга-Спэйс С 2012 года. Проектирование, изготовление и монтаж биогазовых комплексов. Торговля оборудованием.
Юридический центр промышленной экологии Организация специализированных семинаров по проблемам и практике применения законодательства об обращении с ТКО и об утилизации товаров, утративших потребительские свойства и подлежащих утилизации в ф...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.