"Дело № А59-6020/2015 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области к ООО «Восток Морнефтегаз»"
Материал прочитан 895 раз и оценен
0
Арбитражный суд Сахалинской области
Дата рассмотрения: 12.02.2016
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А59-6020/2015
г. Южно-Сахалинск
11 февраля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 08.02.2016. Полный текст решения изготовлен 11.02.2016.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Белоусова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бадмаевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области к обществу с ограниченной ответственностью «Восток Морнефтегаз» о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участи:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области – Беликовой Е.В. по доверенности от 15.07.2015 № ОК 01-32/1699,
от общества с ограниченной ответственностью «Восток Морнефтегаз» - Чумакова А.А. по доверенности от 01.12.2015 № ВМНГ-245/15, Ивановой К.В. пео доверенности от 01.12.2015 № ВМНГ-243/15,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Восток Морнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .
В обоснование заявленного требования указано на проведение в период с 16.10.2015 по 12.11.2015 в отношении общества надзорных мероприятий в ходе которых установлено, что согласно актам приема-передачи № МЛС-POSH 002/10/2014, МЛС-СКФ Шельф 004/10/2014, МЛС-СКФ Шельф 006/10/2014, МЛС-СКФ Шельф 005/10/2014, МЛС-СКФ Варандей 002/10/2014, заместителем начальника материально-производственной базы Чурбаковым И.А. в 4 квартале 2014 года приняты отходы IV класса опасности с целью размещения. В свою очередь, соответствующее свидетельство (сертификат) на право работы с опасными отходами у должностного лица отсутствует. Указанное административный орган посчитал нарушением ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а соответственно основанием для составления протокола об административном правонарушении и направления материалов административного производства в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
В судебном заседании представитель управления требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Общество, а также его представители в судебном заседании, с заявлением управления не согласились по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав представителей управления, общества, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «ВМНГ» зарегистрировано в качестве юридического лица 15.02.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1066501013369.
22.11.2013 управлением обществу выдана лицензия серия 065 № 00058 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности. Срок действия лицензии - бессрочно.
На основании приказа руководителя административного органа от 12.10.2015 № 239-ПК в период с 16.10.2015 по 12.11.2015 осуществлена плановая выездная проверка общества, целью которой явилось выполнение плана контрольно-надзорной деятельности управления.
По результатам проверки составлен акт от 12.11.2015 № 03Н/23-ОТ и протокол об административном правонарушении от 02.12.2015 № ЕБ-03-263/2015 в присутствии законного представителя (при составлении акта проверки) и представителей по доверенности Ивановой К.В., Чумакова А.А. – при составлении протокола, в которых зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий, а именно:
- наличие у лицензиата (общества) работника Чурбакова И.А., не имеющего профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами , заключившего с лицензиатом трудовой договор на осуществление деятельности в области обращения с отходами .
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ управление обратилось по подведомственности в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения включает осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальными разрешениями (лицензиями).
В силу п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, а также лицензионные требования и условия при ее осуществлении определены Положением о лицензировании, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности».
Правовая позиция общества по делу основана на том, что оно осуществляло не размещение отходов , как полагает управление, а сбор отходов в том смысле, который вкладывает в это понятие Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
Статья 1 Закона № 89-ФЗ в редакции, действовавшей на момент проведения проверки (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 309-ФЗ) определяла обращение с отходами как деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов .
В той же редакции Закона № 89-ФЗ ст. 1 определяла размещение отходов как хранение и захоронение отходов , при этом хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
захоронение отходов - изоляция отходов , не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
обезвреживание отходов - обработка отходов , в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов .
Согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение, обращение с отходами . Термины и определения» под сбором отходов понимается деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (п. 5.26)
В соответствии со ст. 12 Закона № 99-ФЗ в редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ лицензированию подлежала деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. В соответствии с той же статьей в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Указанные изменения вступили в силу с 01.07.2015.
Проверка проводилась в период с 16.10.2015 по 12.11.2015. В подтверждение вмененного обществу правонарушения административный орган в акте проверки и в протоколе об административном правонарушении ссылается на акты приема-передачи № МЛС-POSH 002/10/2014, МЛС-СКФ Шельф 004/10/2014, МЛС-СКФ Шельф 006/10/2014, МЛС-СКФ Шельф 005/10/2014, МЛС-СКФ Варандей 002/10/2014, согласно которым Чурбаков И.А. в 4 квартале 2014 года принял отходы IV класса опасности с целью размещения.
Между тем доказательств размещения отходов , как вида деятельности, определенного в Законе № 89-ФЗ, управлением не представлено.
В судебном заседании представитель управления пояснила, что проверка деятельности общества проведена за 2014-2015 годы, исследовались договора, акты приема-передачи за 2014 год, нарушений лицензионных требований после 2014 года со стороны общества не выявлено.
Таким образом, как обоснованно отмечает общество, сбор отходов не относился к размещению отходов .
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), управление не представило доказательств того, что общество осуществляло именно размещение отходов , не опровергло доводы общества и ссылки на представленные им в материалы дела документы о том, что общество размещало отходы .
Кроме того, в заявлении, протоколе от 02.12.2015 № ЕБ-03-263/2015, акте проверки от 12.11.2015 № 03Н/23-ОТ указано, что объект размещения отходов (материально-производственная база, расположенная по адресу: г. Холмск, ул. Лесозаводская) выведен из эксплуатации 30.08.2014.
Дополнительно суд отмечает, что даже если согласиться с доводами управления о доказанности совершения обществом вменяемого ему правонарушения, то необходимо учитывать, что решение суда о привлечении общества к административной ответственности не может быть вынесено за пределами трехмесячного срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Так, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как по основаниям и в порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ).
Статьей 4.5 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня его обнаружения.
Согласно разъяснению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации данному в п. 19 Постановлении Пленума от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта (пп. «и» п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 № 71).
Соответственно, при не длящемся административном правонарушении срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня его совершения.
Иное толкование указанных норм (ч.ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ) приведет к нарушению основ административного права, а именно такого института как срок давности привлечения к административной ответственности, а также принципа равенства перед законом.
Принимая позицию административного органа, в случае доказанности правонарушения, суд находит его не длящимся. Так, как следует из материалов дела, установленные в ходе проверки нарушения, совершены обществом при подписании актов приема-передачи № МЛС-POSH 002/10/2014, МЛС-СКФ Шельф 004/10/2014, МЛС-СКФ Шельф 006/10/2014, МЛС-СКФ Шельф 005/10/2014, МЛС-СКФ Варандей 002/10/2014, подписанные: 17.11.2014, 22.10.2014, 14.10.2014, 14.10.2014, 13.10.2014.
Поскольку с 22.10.2014 у административного органа не возникло вопросов по соблюдению требований к деятельности общества, суд приходит к выводу, что с указанного момента нарушение обществом Федерального закона № 89-ФЗ прекращено, и, следовательно, вменяемые ему противоправные действия утратили свой длящийся характер.
Начало течения срока давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, не являющегося длящимся правонарушением, начинается с момента его совершения, то есть подписания акта приема-передачи.
Следовательно, трехмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности подлежит исчислению с момента подписания последнего акта приема-передачи от 22.10.2014 и истек 22.01.2015, то есть до составления протокола об административном правонарушении и вынесения судом решения по существу.
В соответствии с ч. 6 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд отказывает в удовлетворении требования о привлечении ООО «ВМНГ» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Восток Морнефтегаз» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение десяти дней со дня его принятия.
МСК-НТ ВЫВОЗ МУСОРА, вывоз строительных и крупногабаритных отходов, УТИЛИЗАЦИЯ промышленных отходов. Раздельный сбор мусора, переработка отходов.
ООО "ИАТЕК" ООО "ИАТЕК" - поставщик профессионального оборудования для муниципальных служб и хозяйств, австрийского оборудования и технологий утилизации различных отходов.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.