"Дело №А57-13193/2015 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области к ФГБНУ «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока»"
Материал прочитан 912 раз и оценен
0
Арбитражный суд Саратовской области
Дата рассмотрения: 03.02.2016
Р Е Ш Е Н И Е
Дело №А57-13193/2015
25 января 2016 года
город Саратов
резолютивная часть решения оглашена 18 января 2016 года
решение изготовлено в полном объеме 22 января 2016 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Игнатьева Д.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руцкой Д.С., рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда Саратовской области: г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, д. 1 дело по иску
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области, г. Саратов
к ФГБНУ «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока», г. Саратов
третьи лица: Управление Россельхознадзора по Саратовской области, г. Саратов
Администрация муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов
о взыскании вреда, причиненного почвам, в размере 780 000,00 руб. в доход федерального бюджета
при участии в судебном заседании:
от истца – Луконина И.А. по доверенности от 16.09.2015г. действ. 1 год
от ответчика – Чепкунова Р.Х. по доверенности от 25.12.2015г. действ. 1 год,
третьи лица не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом
У С Т А Н О В И Л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к ФГБНУ «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока» третьи лица: Управление Россельхознадзора по Саратовской области, Администрация муниципального образования «Город Саратов» о взыскании вреда, причиненного почвам, в размере 780 000,00 руб. в доход федерального бюджета.
Определением от 08 июля 2015 г. судом привлечена к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрация муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Неявка в заседание арбитражного суда третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени разбирательства дела, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в нем материалам в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявлений по статьям 24, 47, 48, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Дело рассматривается в порядке статей 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как основания своих требований и возражений.
Суду предоставляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец поддержал исковые требования.
Ответчик в удовлетворении исковых требований просят отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Третьи лица представили отзывы на иск.
Изучив материалы дела, проверив доводы, изложенные в исковом заявлении, в возражениях ответчика, отзывах третьих лиц, заслушав представителей истца и ответчика, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, 24.10.2014г. на основании приказа Управления Россельхознадзора по Саратовской области от 14.10.2015 № 2139-294 ФЗ контрольным органом была проведена внеплановая выездная проверка ФГБНУ «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока» с целью контроля за выполнением ранее выданного учреждению предписания № 00998 от 10.07.2014 с требованием ликвидировать на земельных участках из состава земель «земли населенных пунктов» с кадастровыми номерами 64:48:030104:0002 и 64:48:010105:0021, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению, несанкционированные свалки.
Срок исполнения ранее выданного Предписания № 00998 от 09.07.2014 истек 20.09.2014.
По результатам внеплановой выездной проверки ФГБНУ «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока» был составлен Акт проверки № 2139-294ФЗ от 24.10.2015, согласно которому: учреждение в установленный срок (до 20.09.2014) не выполнило ранее выданное Предписание № 00998 от 09.07.2014 и не ликвидировало на земельных участках с кадастровыми номерами 64:48:030104:0002 и 64:48:010105:21 свалку ТБО и строительного мусора, что является нарушением требований пунктов 2, 4, части 1 статьи 13 Земельного Кодекса РФ.
По факту невыполнения Учреждением ранее выданного предписания Управлением Россельхознадзора по Саратовской области был составлен протокол об административном правонарушении № 006870 от 24.10.2014 по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, который был направлен на рассмотрение мировому судье Ленинского района г. Саратова.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Ленинского района г. Саратова Любчикова Е.П. от 08.12.2014 по делу № 5-853/2014 юридическое лицо - ФГБНУ «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Данное решение мирового судьи в установленном порядке обжаловано не было и вступило в законную силу 19.12.2014 года.
В силу статьи 74 Земельного Кодекса Российской Федерации лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
12 января 2015 года вступило в законную силу Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре», согласно которому полномочия по осуществлению государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного использования перешли от Россельхознадзора к Росприроднадзору.
Пунктом 5.9 Положения об Управлении Росприроднадзора по Саратовской области (утв. Приказом Росприроднадзора от 27.06.2011 № 458) установлено, что Управление для осуществления своих полномочий имеет право заявлять в установленном законом порядке иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного окружающей среде в установленной сфере деятельности.
Истец считает, что ответчик должен возместить ущерб, причиненный почвам в результате невыполнения мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, принадлежащем учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, и рекультивации нарушенных земель, в связи с чем он обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ч. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ответственность за убытки, причиненные лицу и его имуществу вследствие неправомерных действий (бездействий) стороны по договору, по общему правилу наступает при наличии следующих условий:
а) неправомерность действий (бездействий) стороны;
б) наличие вреда или убытков, причиненных лицу или его имуществу;
в) причинную связь между незаконным действием (бездействием) и наступившим вредом (убытками);
г) невиновность стороны.
При этом обязанность доказывания наличия первых трех условий возложена на истца.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с частью 1 статьи 76 Земельного Кодекса Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Исходя из общих условий наступления ответственности за причинение вреда, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление противоправности действий (бездействия) ответчика, факт и размер нанесенного ущерба, причинная связь между действиями ответчика и возникшим ущербом. Отсутствие хотя бы одного из названных обстоятельств исключает ответственность лица по требованию о возмещении убытков.
Согласно ст.ст. 1, 2, 4, 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы, и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного, самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. Исходя из положений ст. 4 названного Федерального закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд.
Исходя из положений ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, требованиями специальных федеральных законов (ст. 7 Земельного кодекса РФ).
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
В силу положений ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 да № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права №64АБ №602318 от 20.03.2007г. и № 64 АБ №602316 от 20.03.2007г. земельные участки -земли населенных пунктов (поселений) №№64:48:030104:0002 и 64:48:010105:21 относятся к объектам федеральной собственности, право собственности Российской Федерации.
За Государственным научным учреждением Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока (в настоящее время ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока») с 20 марта 2007г. зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования.
Оба земельных участка относятся к землям поселений, предназначенным для сельскохозяйственного использования.
09.07.2014г. в ходе осмотра этих земельных участков специалистом Россельхознадзора по Саратовской области в присутствии двух понятых и представителя ответчика было установлено, что площадь захламления земельного участка с кадастровым номером № 64:48:030104:0002, расположенном на расстоянии 188 м. и 231 м. от улицы Тархова по направлению в п. Юбилейный из п. Солнечный складируются ивердые бытовые отходы , площадь зпгрязнения составлячет 680 кв.м. (объем отходов 40 куб. м), на земельном участве с кадастровым номером № 64:48:010105:0021 на расстоянии 835 м по напрпавлению в п.Юбилейный из п. Солнечный от улицы Тархова размещаются твердые бытовые отходы , а также строительный мусор, площадь загрязнения 11324 кв.м (объем отходов 360 куб.м), что подтверждается протоколом осмотра от 09.07.2014г.
На основании данного протокола было выписано предписание №00998 от 09.07.2014г. с требованием ликвидировать несанкционированные свалки на данных земельных участках.
По результатам повторной проверки данных участков, был составлен акт №21390294 ФЗ от 24.10.2015г., согласно которому ФГБНУ «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока» предписание №00997 от 09.07.2014г не выполнило.
Доказательств того, что на момент проверки несанкционированные свалки отходов на земельных участках были устранены, стороной ответчика не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что свалки расположены за пределами земельных участков с кадастровыми номерами № 64:48:030104:0002 и 64:48:010105:21.
Учитывая, что земельные участки относятся к объектам федеральной собственности, предоставленным в пользование ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока», суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению несанкционированных свалок (независимо от характера отходов ) лежит на учреждении как на пользователе земельного участка, поскольку непринятие мер по ликвидации свалок отходов приводит к захламлению, порче земель снижению плодородия земельных участков сельскохозяйственного назначения, а также создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку.
Факт размещения свалок подтвержден представленными истцом актами проверок и обследования, и ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока» в ходе судебного разбирательства не опровергнут.
Согласно расчетам истца общая сумма вреда, причиненного почвам в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях ФГБНУ НИИ Юго-Востока РАСХН на территории г. Саратова на расстоянии 188 м и 231 м от ул. Тархова по направлению в п. Юбилейный из пос. Солнечный составляет 78 000 рублей, общая сумма вреда, причиненного почвам в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях ГНУ НИИ Юго-Востока РАСХН на территории г. Саратова на расстоянии 835 м по направлению в п. Юбилейный из пос. Солнечный от ул. Тархова составляет 702000 рублей, всего 780000 руб.
Данный расчет произведен в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды (утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238, зарег. в Минюсте России 07.09.2010 № 18364).
В ходе судебного разбирательства третье лицо (Управление Россельхознадзора) пояснило, что для определения причиненного ответчиком вреда земельному участку, исходя из характера причинения, не требуется выяснение степени загрязнения земельного участка с помощью отбора проб, исследования анализов. Расчет строится на основании данных, полученных в ходе осмотра земельного участка (протокола), определения площади загрязнения вида отходов и объема отходов на земельном участке.
Расчет ущерба судом проверен и признан верным.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, ссылается на то, ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока» не является надлежащим лицом по возмещению вреда, причиненного окружающей среде, поскольку согласно действующему законодательству организацию деятельности области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местно самоуправления.
Суд считает, что данный довод ответчика несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов .
В пунктах 3.1, 4, 5.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общи принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ» разъяснено, что по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизм реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
Закрепление пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопроса местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов , а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов , размешенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Учитывая приведенное толкование норм права, указание в пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на осуществление органами местного самоуправления обязанностей по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов само по себе не является безусловным основанием для возложения на орган местного самоуправления обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на всех земельных участков в границах муниципального образования, независимо от принадлежности земельных участков, если только собственник участков не возложил такие обязанности на орган местного самоуправления в силу предоставленных ему законом полномочий.
Поскольку в возникшем споре речь идет о ликвидации свалок, расположенных на земельных участках, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, которая не наделяла администрацию муниципального образования «Город Саратов» полномочиями по ликвидации свалок (с предоставлением соответствующего финансового обеспечения), на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по ликвидации свалок.
Учитывая, что спорные земельные участки предоставлены в пользование ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока», обязанность по устранению несанкционированных свалок лежит на учреждении как на пользователе земельного участка.
Довод ответчика о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку предписание Россельхознадзора по Саратовской области №00998 от 09.07.2014г., результаты проверки по его исполнению (акт проверки №2139-294ФЗ от 24.10.2015г.) в соответствии с решением Управления Россельхознадзора по Саратовской области от 26.11.2014г. признаны недействительными, суд считает также несостоятельными.
Истец основывает свои исковые требования на протоколе осмотра от 09.07.2014г., предписании №00998 от 09.07.2014г. и протоколе осмотра от 24.10.2014г.
Решением Россельхознадзора от 26.11.2014г. было отменено предписание от 24.10.2014г. №02446.
Протокол осмотра от 09.07.2014г., предписание №00998 от 09.07.2014г. и протокол осмотра от 24.10.2014г. никем не оспаривались и являются надлежащими доказательствами, подтверждающими факт наличия несанкционированных свалок на земельных участках, находящихся в пользовании ответчика.
Кроме того, возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылается на то, что 17 сентября 2015 года ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока» обратился к истцу с просьбой разрешить ликвидировать несанкционированную свалку и провести восстановление нарушенного состояния окружающей среды в натуре и сторонами было принято решение о возмещении ущерба в натуре, в соответствии с проектом рекультивационных и иных восстановительных работ. К тому же, 21.09.2015г. ФГБНУ «НИИСХ Юго-Востока» был заключен с ИП Копарзовым В.Н. договор №64-Вн на оказание услуг по ликвидации несанкционированного складирования бытовых отходов и мусора на земельном участке.
В качестве доказательства, в обоснование своих доводов, ответчик представил договор №64-Вн от 21.09.2015г. и проект рекультивации земельного участка, захламленного отходами на землях ФГБУ «НИИСХ Юго-Востока» (ул.Тархова, в 188 и 231 м. по направлению из пос. Солнечный в пос.Юбилейный»).
Данный довод суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Размер вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется и в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ (пункт 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Положениями пункта 2 статьи 78 названного Закона предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на причинившее вред лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 37 Постановления Пленума "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" от 18.10.2012 N 21 (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 21), и по смыслу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Возмещение вреда в натуре - это один из способов возмещения вреда, предусмотренного положениями статьи 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 названного Закона).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Закон не предусматривает оснований для зачета понесенных нарушителем затрат по ликвидации последствий в сумму ущерба, поскольку такая сумма в силу закона определяется самостоятельно по факту затрат именно на восстановление нарушенного состояния, а не непосредственно на ликвидацию последствий нанесенного вреда, либо по установленным законом таксам и методикам исчисления размера вреда.
Для восстановления нарушенных земель осуществляется их рекультивация. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при ликвидации последствий загрязнения земель (пункты 3, 5, 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды России от 22.12.1995 N 525).
Восстановление нарушенного состояния окружающей среды не тождественно процедуре ликвидации последствия загрязнения окружающей среды (земель). Такое восстановление осуществляется после процедуры ликвидации последствий загрязнения окружающей среды (земель). Размер вреда, рассчитанный на основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238, является правильным, поскольку рекультивация земель полностью не возмещает вред в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса и пунктом 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды. При определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы.
Факт загрязнения земельных участков установлен в 2014г., а вывоз мусора ответчик начал в конце 2015г.
Кроме того, в материалы дела истцом представлены акт осмотра от 08.12.2015г. №2-с/81, проведенного министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области, согласно которому на территория Волжского и Кировского района г. Саратова, прилегающая к автомобильной дороге ведущей из п. Юбилейный в п.Солнечный, у лесозащитных полос милами и средствами ФГБНУ «НИИСХ Юго-Восток» очищена от отходов не полностью По прежнему участки с кадастровыми номерами № 64:48:030104:0002и 64:48:010105:0021 захламлены отходами производства и потребления, на отдельных объектах площадь захламления увеличилась. Представлены фотоматериалы к данному акту осмотра.
Апелляционным определением Саратовского областного суда от 09.12.2015г. по делу №33-7700/2015 также подтверждается факт загрязнения спорных участков мусором на декабрь 2015 года.
Таким образом, на момент рассмотрения спора работы по рекультивации земли на данных участках не осуществлены.
С учетом вышеизложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока», г. Саратов сумму вреда, причиненного почвам, в размере 780 000руб. в доход федерального бюджета РФ. Взыскать с федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Юго-Востока», г. Саратов в доход федерального бюджета РФ госпошлину в размере 18 600руб.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 181,257-271,273-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО "ЭкоТрансСервис" Вывоз и утилизация отходов, имеется перегрузочная станция. Механизированная уборка территорий.
ООО "Стройсфера" Вывоз мусора Снега, отходов , отбросов, в Подольске, в новой Москве, Климовске, в Щербинке, Подольском районе, Троицк, в Троицке, большими контейнерами, бункерами, баками, 8 куб , 20куб . 27куб , 32...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.