"Дело № А59-4007/2015 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Мидглен Лоджистикс Сахалин» к административной ответственности"
Материал прочитан 908 раз и оценен
0
Арбитражный суд Сахалинской области
Дата рассмотрения: 30.10.2015
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А59-4007/2015
г. Южно-Сахалинск
16 октября 2015 года
Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2015 года. Полный текст решения изготовлен 16 октября 2015 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириченко Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Мидглен Лоджистикс Сахалин» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области – Яськов М.Е. на основании доверенности от 13.10.2015 №ОК-01-32/2516,
от Общества с ограниченной ответственностью «Мидглен Лоджистикс Сахалин» – Чумаков А.А. на основании доверенности от 14.05.2015 №МЛС-132/12, Иванова К.В. на основании доверенности от 29.09.2015 №МЛС-190/15,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сахалинской области (далее – административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Мидглен Лоджистикс Сахалин» (далее – общество, ООО «Мидглен Лоджистикс Сахалин», ООО «МЛС») к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование заявленного требования указано, что в нарушение требований ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 5 ч. 4 ст. 1, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», юридическое лицо ООО «МЛС» при выполнение в 4-м квартале 2014, 1, 2 кварталах 2015 годов работ по обезвреживанию отходов 4 класса опасности « Отходы при добыче нефти и газа (буровой шлам с налипшим буровым раствором, отработанный буровой раствор)» (код по ФККО 341000000000), «Шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти малоопасные» (код по ФККО 29112001394), не имело установленной законом лицензии на проведение такого вида работ в отношении данных видов отходов .
По данному факту в отношении общества административным органом составлен протокол об административном правонарушении, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением, в котором Управление просит привлечь общество к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель Управления в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по доводам указанным в заявлении и пояснениях к нему, просил привлечь общество к административной ответственности по указанной норме закона.
Представители общества в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 10 минут 16.10.2015.
Заслушав в судебном заседании представителей административного органа и общества и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Общество с ограниченной ответственностью «Мидглен Лоджистикс Сахалин» зарегистрировано в качестве юридического лица 15.02.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1066501013369. При постановке на учет в налоговом органе обществу присвоен ИНН 6501166304.
Общество имеет лицензию от 22.11.2013 серия 065 № 00058 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области. В качестве видов работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, указаны такие виды деятельности как размещение отходов 1- 4 классов опасности.
20.08.2015 года в отдел экологического надзора Управления поступила служебная записка отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и разрешительной деятельности с приложением расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Мидглен Лоджистикс Сахалин» за 4-ый квартал 2014, 1,2 кварталы 2015 года, которые явились поводом для проведения проверки.
В ходе проверки установлено, что для осуществления деятельности ООО «МЛС» заключило договор от 01.06.14 № 33600/71-14 с ООО «Газфлот» (правопреемником является ООО «Газпром флот», договор от 29.05.2015 года № 33600/85-15), а также договор от 23.10.2014 года № МЛС-901 с ЗАО «Петросах» по оказанию комплекса услуг по обращению с отходами производства и потребления, в которых общество выступило исполнителем.
По условиям первого договора заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по оказанию комплекса услуг по обращению (получение, перегрузка, переработка и размещение) с отходами производства и потребления, образующимися в процессе строительства скважины Р6 на Киринском газоконденсатном месторождении. Комплекс услуг, оказываемых исполнителем по настоящему договору, включает оказание услуг по сбору, накоплению, обезвреживанию, использованию, транспортированию и размещению отходов производства и потребления. По договору с ЗАО «Петросах» исполнитель обязался оказать по заявке заказчика услуги по приему и дальнейшему использованию в технологическом процессе отходов при добыче нефти и газа (буровой раствор и шлам на водной основе) от бурения эксплуатационных скважин на м/р «Окружное» на собственной производственной площадке по своему усмотрению.
Согласно, представленному ООО «МЛС» расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4-ый квартал 2014 года обществом приняты от ООО «Газфлот» и использованы отходы 4 класса опасности « Отходы при добыче нефти и газа (буровой шлам с налипшим буровым раствором, отработанный буровой раствор)» (код по ФККО 341000000000).
Согласно представленному ООО «МЛС» расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-ый квартал 2015 года обществом приняты и использованы от АО «Петросах» отходы 4 класса опасности «Шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти малоопасные» (код по ФККО 29112001394).
Согласно представленному ООО «МЛС» расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2-й квартал 2015 года и данных учета в области обращения с отходами общества (приложение №1 к Порядку учета в области обращения с отходами , утвержденному приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721) обществом приняты от ООО «Газпром флот» и использованы отходы 4 класса опасности « Отходы при добыче нефти и газа (буровой шлам с налипшим буровым раствором, отработанный буровой раствор)» (код по ФККО 341000000000), от АО «Петросах» отходы 4 класса опасности «Шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти малоопасные» (код по ФККО 29112001394).
Факт передачи отходов подтверждается актами приема-передачи отходов (приложение к расчетам платы).
Как следует из содержания указанных выше актов, расчетов платы, все перечисленные отходы были использованы (утилизированы) обществом без процедуры обезвреживания.
В соответствии с договором субаренды от 01.06.14 № - СА/МЛС-443 ООО «Морская тальманская служба» предоставило ООО «МЛС» во временное пользование часть нежилого здания «Склад № 7» литер «А», расположенного по адресу: г. Корсаков, ул. Портовая, 10/1 и часть земельного участка, расположенного по адресу: г. Корсаков, ул. Портовая, 10, 10/1, с целью хранения и переработки шламов.
Из имеющегося в материалах дела Стандарта организации по производству и применению грунта искусственного ОР-ЕСО-01, утвержденного обществом, следует, что технология по переработке бурового шлама ( отходов бурения), отработанного бурового раствора на водной основе в грунт искусственный, используемая ООО «МЛС», заключается в смешивании их с торфом до получения грунта однородной массы.
Данная технология, как указывает заявитель, предусматривает одновременное обезвреживание отходов бурения (отработанного бурового раствора на водной основе и бурового шлама), что также отмечено в заключениях экологических экспертиз, утвержденных приказами от 25.01.07 № 16, от 08.07.02 № 432, где отображена аналогичная технология.
По мнению Управления, обезвреженные отходы бурения переходят в разряд продукта готового к использованию. Следовательно, в первую очередь происходит процесс обезвреживания отходов бурения и только потом процесс их использования. В связи с чем, ООО «МЛС» осуществляет обезвреживание нефтесодержащих отходов , однако лицензии на обезвреживание отходов 1-4 классов опасности не имеет.
Таким образом, в нарушение требований ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 5, ч. 4 ст. 1, п. 30, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ООО «МЛС» при выполнение работ по обезвреживанию отходов 4 класса опасности « Отходы при добыче нефти и газа (буровой шлам с налипшим буровым раствором, отработанный буровой раствор)» (код по ФККО 341000000000), «Шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти малоопасные» (код по ФККО 29112001394), не имело лицензии на проведение такого вида работ.
По выявленному нарушению административным органом 28.08.2015 в присутствии представителя общества Чумакова А.А. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, в котором действия общества квалифицированы по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, рассмотрев которое суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу нижеследующего.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а так же защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективная сторона состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
При этом, административный орган должен доказать не только сам факт осуществления лицом, привлекаемым к административной ответственности, деятельности, осуществлять которую возможно только при наличии лицензии, но и предоставить доказательства получения прибыли или дохода от занятия такого вида деятельности.
Однако такие доказательства Управлением суду не представлены.
Так, в силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Пункт 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ предусматривает лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 (далее – Закон № 98-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Статья 1 Закона № 98-ФЗ в редакции Закона от 25.11.2013, определяла использование отходов как применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; а обезвреживание отходов - как обработку отходов , в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Статья 1 Закона № 98-ФЗ в редакции Закона от 29.12.2014 №458-ФЗ, начавшая действовать с 01.01.2015, исключила понятие использования отходов и ввела такое понятие как утилизация отходов под которой понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов , в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); было изменено понятие обезвреживания отходов , под которым стало пониматься уменьшение массы отходов , изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Появились новые понятия : объекты обезвреживания отходов , под которыми понимаются специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов ; и обработка отходов , под которой понимается предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Однако общее у них осталось то, что как утилизация отходов , так и использование отходов предполагает применение отходов для производства товаров, в результате же обезвреживания отходов не получается новый товар, а происходит такая обработка отходов , которая исключает их опасность или уменьшает их класс опасности или снижает их уровень до допустимого значения, т.е. по итогам применения технологии обезвреживания отходов на выходе получается также отход , но с изменением своего состава, или физических, или химических его свойств.
При этом, деятельность по обезвреживанию отходов является специализированной, требует получения лицензии, поскольку предполагает использование и владения лицензиатом на каком-либо праве объектами обезвреживания отходов .
Так же суд отмечает, что деятельность по обезвреживанию отходов может как предшествовать деятельности по утилизации отходов , так и утилизация отходов может осуществляться, минуя (исключая) деятельность по обезвреживанию отходов .
Из материалов дела установлено, что согласно Стандарта организации по производству и применению грунта искусственного ОР-ЕСО-01, утвержденного обществом, технология по переработке бурового шлама ( отходов бурения), отработанного бурового раствора на водной основе в грунт искусственный, используемая ООО «МЛС», заключается в смешивании их с торфом до получения грунта однородной массы.
Т.е., в результате данной технологии смешивания отходов с торфом получается продукт (товар) - грунт искусственный, который используется в хозяйственной деятельности.
На указанную продукцию общество как ее производитель получило сертификат соответствия №РОСС RU ПН11. Н00046 сроком действия с 28.08.2014 по 27.08.2016.
Из имеющихся в материалах дела документов : актов приема-передачи спорных отходов по договорам, заключенным с ЗАО «Петросах» и ООО «Газфлот» (приложение к расчетам платы), самих расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, Проекта Нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, утвержденного ООО «Газфлот», установлено, что все перечисленные выше отходы передавались обществу для их использования и были утилизированы последним, при этом, данные отходы не передавались для их обезвреживания, и обезвреживание таких отходов с получением паспорта на такой вид отходов с улучшенными его характеристиками не было предусмотрено документами и договорами.
В тоже время, из материалов дела следует, что, действительно, фактически технология получения грунта искусственного как продукции предусматривает в своем процессе и частичное обезвреживание отходов бурения, что также отмечено в заключениях экологических экспертиз, утвержденных приказами №16 от 25.01.2007 и №432 от 08.07.2002. Обезвреженные отходы бурения переходят в разряд продукта готового к использованию.
Между тем, поскольку указанный вид обращения с отходами - обезвреживание отходов не является основной целью и частью деятельности общества, а обезвреживание отходов происходит как побочный (попутный) процесс получения продукции, общество не обязано получать лицензию на такой вид деятельности как обезвреживание отходов в рамках данной технологии использования отходов .
Довод заявителя, что используемая Обществом технология по производству искусственного почвогрунта является фактически обезвреживанием отходов бурения (отработанного бурового раствора на водной основе и бурового шлама), на что требуется получение лицензии, что также, по мнению заявителя, отмечено в заключениях экологических экспертиз, утвержденных приказами от 25.01.07 № 16, от 08.07.02. № 432, суд считает несостоятельным по вышеуказанным основаниям.
А, кроме того, согласно п.3 Заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Экологическое обоснование к технологии переработки отработанных буровых растворов на водной основе и бурового шлама в искусственный почвогрунт», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ 18.07.2002 №432, реализация технологии переработки буровых растворов на водной основе и бурового шлама в искусственный почвогрунт экономически целесообразно лишь в регионах с наличием собственного торфа и извести. Однако метод имеет право на существование как один из возможным путей обезвреживания отходов бурения.
Таким образом, экспертная комиссия указала, что данная технология переработки отходов возможна и как для утилизации отходов , а также возможно ее применять и как метод обезвреживания отходов бурения.
В спорной ситуации общество занималось утилизацией отходов буровых работ, в результате чего получился готовый к использованию продукт - искусственный почвогрунт.
При этом административный орган не представил суду доказательств, того, что общество осуществляло именно обезвреживание отходов , а не утилизировало их, не опровергло доводы общества и ссылки на представленные им в материалы дела документы о том, что общество утилизировало, а не обезвреживало отходы .
В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Также Управление не представило суду и доказательств того, что общество получало какой-либо доход или прибыль от деятельности, связанной с обезвреживанием отходов бурения.
Оценив указанные обстоятельства и представленные доказательства, суд не находит оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 2статьи 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд отказывает заявителю в удовлетворении его требований по причине отсутствия в действиях общества состава правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Сахалинской области о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Мидглен Лоджистикс Сахалин» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.