"Дело № А10-4123/2015 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия к открытому акционерному обществу «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» о взыскании 880 281,70 рублей"
Материал прочитан 901 раз и оценен
0
Арбитражный суд Республики Бурятия
Дата рассмотрения: 23.10.2015
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А10-4123/2015
07 октября 2015 года
г. Улан-Удэ
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 07 октября 2015 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г.Д-С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело ,
при участии в заседании:
истца: Дрозд Л.В., представителя по доверенности от 20.03.2015,
ответчика: не явился, извещен,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия обратилось в суд с заявлением к открытому акционерному обществу «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» о взыскании 880 281,70 рублей.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил, что Общество осуществляет негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами, размещения отходов производства и потребления. Частью 1 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду, которая является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную или иную деятельности, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Ответчиком обязанность по внесению указанных платежей не исполнена. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью Общества. Задолженность по платежам за негативное воздействие ответчика за 4 квартал 2014 года, 1 квартал 2015 года составляет 880 281,70 рублей, в том числе плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - 415 277, 04 рублей, плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами - 11 377,75 рублей, плата за размещение отходов производства и потребления - 453 626,91 рублей. Просил взыскать указанные суммы с ответчика.
Ответчик письменный отзыв, доказательства в обоснование своей позиции по делу не направил, в связи с чем, дело рассматривается по имеющимся в нем доказательствам.
Из материалов дела следует, что Общество зарегистрировано в качестве юридического лица. Основным видом деятельности Общества является производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона.
20 января 2015 года Обществом в Управление представлялся расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года с указанием суммы платежа, подлежащего уплате в бюджет (л.д.13-25).
28 января 2015 года Управлением в адрес Общества направлено претензионное письмо с предложением в месячный срок оплатить задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду (л.д.52-53). Копия указанного письма получена Обществом 3 февраля 2015 года (л.д.51).
15 апреля 2015 года Обществом в Управление был представлен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2015 года с указанием суммы платежа, подлежащего уплате в бюджет (л.д.26-38).
12 мая 2015 года Управлением в адрес Общества направлено претензионное письмо с предложением в месячный срок оплатить задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду (л.д.48-49). Копия письма получена Обществом 18 мая 2015 года (л.д.47)
В связи с тем, что Обществом оплата за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет не произведена в полном объеме, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив представленные в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 3 Закона об охране окружающей среды установлен принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в том числе - выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» установлена передача Федеральной службе по надзору в сфере природопользования функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 года N 370" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов ) и государственной экологической экспертизы.
Исходя из пункта 2 раздела V Перечня источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами государственной власти (государственными органами), являющегося приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" за Росприроднадзором закреплен такой источник доходов, как плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Росприроднадзора от 24.06.2011 №426 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия согласно которому Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) на территории Республики Бурятия.
Таким образом, на основании вышеизложенных норм, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия обладает полномочиями по взиманию платы за негативное воздействие и правомерно обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557, срок платежа по итогам отчётного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом. Отчётным периодом признаётся календарный квартал.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632.
Согласно пункту 1 Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и предусматривает за это взимание платы.
Пунктом 2 Порядка устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов , другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов , другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества ( отхода ), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
В силу пункта 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Оказание Обществом негативного воздействия на окружающую среду подтверждается расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2014 года, 1 квартал 2015 года, представленными в Управление.
В представленных расчетах указаны наименования показателей загрязнения (виды) и размер платы, приходящийся на каждый вид. В разделе данных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем Расчете, подтверждаю» имеются подписи руководителя предприятия, расчеты заверены печатью.
Таким образом, Общество обязано внести в бюджет плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами.
В нарушение вышеназванных норм Обществом обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет не исполнена.
Согласно расчету недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за ответчиком числится задолженность по плате за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - 415 277, 04 рублей, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами - 11 377,75 рублей.
Расчет недоимки проверен судом, признается правильным. Возражения по расчёту от ответчика не поступили.
В отношении требований заявителя о взыскании с ответчика задолженности за размещение отходов производства и потребления суд принимает во внимание следующее.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон об отходах ).
В статье 1 Закона об отходах даны определения следующим понятиям:
- отходы производства и потребления (далее - отходы ) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов ;
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов - изоляция отходов , не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов .
В силу статьи 4 Закона об отходах право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов , другие виды вредного воздействия" было указано, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении, с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов , будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы , либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов ), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов .
Таким образом, предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена именно на природопользователя.
Данный вывод согласуется с принципами платности природопользования и необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными статьями 3 и 16 Закона об охране окружающей среды, и в полной мере обеспечивает должную защиту окружающей среды от негативного на нее воздействия, компенсацию причиненного ей вреда.
С учетом изложенного суд полагает обоснованными требования Управления о взыскании с Общества задолженности по плате за размещение отходов производства и потребления 453 626,91 рублей.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств внесения ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду не представлено.
Таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке заявитель был освобожден, взыскивается с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить полностью.
Взыскать с открытого акционерного общества «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат», находящегося Республика Бурятия, Кабанский район, поселок городского типа Селенгинск в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период 4 квартал 2014 года, 1 квартал 2015 года в размере 880 281,70 рублей, в том числе:
- плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами - 415 277, 04 рублей;
- плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами - 11 377,75 рублей;
- плата за размещение отходов производства и потребления - 453 626,91 рублей (КБК 048 1 12 01040 01 6000 120).
Перечисление производить по следующим реквизитам:
УФК по Республике Бурятия (Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия, Взыскать с открытого акционерного общества «Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 20 606 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная, кассационные жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
ООО "Инсипром" Производство инсинераторов (Термическая утилизация отходов)
ОАО НИАП Переработка отаботанных катализаторов содержащих медь, цинк, никель, молибден.
Производство новых катализаторов для различных отраслей промышленности.
Юридический центр Теньковской Оформляем лицензии на обращение с опасными отходами.
Всесторонняя и комплексная помощь в получении лицензии в Росприроднадзоре.
Комплекс оказываемых нами услуг:
- сбор документов (лицензионного дел...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.