"Дело № А33-10520/2015 по иску Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к ООО «КЛМ-ЭКО»"
Материал прочитан 1020 раз и оценен
0
Арбитражный суд Красноярского края
Дата рассмотрения: 21.08.2015
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А33-10520/2015
г. Красноярск
14 июля 2015 года
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Деревягина М.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края
к обществу с ограниченной ответственностью «КЛМ-ЭКО»
о взыскании ущерба,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: краевое государственное казенное учреждение «Хребтовское лесничество»,
без вызова лиц, участвующих в деле,
установил:
Российская Федерация в лице Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «КЛМ-ЭКО» о взыскании в доход федерального бюджета 47 563,65 руб. ущерба, причиненного государственному лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства.
Определением арбитражного суда от 27.05.2015 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощённого производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено - краевое государственное казенное учреждение «Хребтовское лесничество».
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства. На основании части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле.
Ответчик иск не оспорил, письменный отзыв на исковое заявление в срок, установленный определением о принятии искового заявления к производству суда в порядке упрощенного производства, не представил.
Письменный отзыв на исковое заявление от третьего лица в материалы дела не поступил.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства:
как следует из искового заявления, ответчик производил заготовку древесины квартале № 748, в выделах № 6, 10, 11, лесосеке № 3 Яркинского участкового лесничества краевого государственного казённого учреждения «Хребтовское лесничество», расположенных на лесном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации и предоставленном ответчику на основании договора аренды лесного участка от 01.09.2009 №6-и, подписанного Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью «КЛМ-ЭКО» (арендатором).
Согласно пунктам 1, 2 договора арендодатель обязуется предоставить арендатору лесные участки общей площадью 180 498 га, в том числе в квартале 748 Яркинского участкового лесничества краевого государственного казённого учреждения «Хребтовское лесничество» для заготовки древесины во временное пользование сроком на 49 лет.
Договором предусмотрены следующие обязанности арендатора:
- ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию (подпункт «г» пункта 13 договора);
- соблюдать требования «Правил пожарной безопасности», «Санитарные правила в лесах Российской Федерации» (подпункт «е» пункта 13 договора);
- осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, указанных в проекте освоения лесов и приложении № 8, за счёт собственных средств (подпункт «ж» пункта 13 договора);
- осуществлять очистку мест рубок от порубочных остатков в соответствии с правилами пожарной безопасности (подпункт «к» пункта 13 договора).
Перечень лесных участков, схемы расположения и границы лесных участков согласованы в приложениях №/№ 1, 2 к договору.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, о чём имеется отметка регистрирующего органа на договоре.
Арендодатель передал арендатору лесные участки в аренду по акту приёма-передачи лесных участков (приложение № 7.6 к договору).
18.06.2013 ответчиком в Агентство лесной отрасли Красноярского края подана лесная декларация, в соответствии с которой он заявил, что в период с 28.06.2013 по 27.06.2014 будет использовать леса для заготовки древесины на лесном участке, представленном в аренду по договору аренды лесного участка от 01.09.2009 №6-и.
28.11.2014 краевое государственное казенное учреждение «Хребтовское лесничество» направило ответчику извещение № 665 о проведении 15.12.2014 в 9 часов приемки лесных участков пройденных рубкой в квартале № 748 лесосеки № 3, 4 Яркинского участкового лесничества. Указанное извещение получено ответчиком 04.12.2014, что подтверждается отметкой ответчика на извещении.
Согласно акту осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 15.12.2014, сообщению о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов от 15.12.2014 лесничий Яркинского участкового лесничества Чупахин М.А. в присутствии представителя ответчика Лазарева М.А., действующего на основании доверенности от 13.01.2014, произвел осмотр лесного участка на территории Яркинского участкового лесничества краевого государственного казённого учреждения «Хребтовское лесничество», квартал № 748, лесосека № 3. В ходе осмотра установлен факт захламления лесов в виде неочистки мест рубок на площади 3 га, сумма ущерба составляет 47 563,65 руб. Акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 15.12.2014 и сообщение о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов от 15.12.2014 подписаны представителем ответчика без замечаний.
Расчет причиненного ущерба произведен истцом, исходя из площади неочищенного места рубок (3 га), стоимости затрат, связанных с очисткой территории и приведением её в состояние, пригодное для дальнейшего использования (3 170,91), 5 – пятикратного размера затрат согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273.
В подтверждение заявленных требований истец также представил:
- расчетно-технологическую карту;
- технологическую карту на разработку лесосеки;
- абрис лесосеки;
- план приемки лесного участка;
- ведомость учета нарушений;
- акт от 27.06.2014.
Доказательств оплаты ущерба ответчиком не представлено, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Ответчик иск не оспорил, письменный отзыв на исковое заявление в срок, установленный определением о принятии искового заявления к производству суда в порядке упрощенного производства, не представил.
Письменный отзыв на исковое заявление от третьего лица в материалы дела не поступил.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы истца, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
в соответствии со статьёй 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации издаёт нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определённых Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.
Статьёй 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 № 201-ФЗ земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из положений части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статей 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утверждённого постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 № 18-п, права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Красноярского края осуществляет Агентство лесной отрасли Красноярского края.
Полномочия на обращение в арбитражный суд с исками по делам о привлечении к ответственности за совершение лесонарушений в соответствии с пунктом 12 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации реализуются в рамках осуществления функций по контролю и надзору за обеспечением соблюдения лесного законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 утверждено Положение об осуществлении государственного контроля и надзора, согласно подпункту «м» пункта 8 которого право предъявлять иски в суд в пределах своей компетенции имеют должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 23.10.2013 № 550-п «Об органах исполнительной власти Красноярского края» министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края реорганизовано путём присоединения к нему агентства лесной отрасли Красноярского края, службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края.
На основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утверждённого постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 № 12-п (с учётом изменений, внесённых постановлением Правительства Красноярского края от 27.11.2013 № 617-п) указанный государственный орган осуществляет, в том числе нормативное правовое регулирование и разработку проектов законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края в областях охраны окружающей среды, лесных отношений, обращениясотходами производства и потребления; надзор и контроль в области охраны окружающей среды и охраны лесных отношений.
Согласно пунктам 3.33, 3.34 Положения к компетенции Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причинённого в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 названной статьи закона определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Элементами гражданско-правовой ответственности являются:
- противоправный характер поведения лица, причинившего убытки;
- наличие убытков и их размер;
- причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившими последствиями.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации
Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности, прямо предусмотрена пунктом 3 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ. Кроме того, в силу пункта 1 статьи 78 данного закона определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы и методика для исчисления размера ущерба, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Методикой исчисления размера вреда, причинённого лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесённым к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 №273, определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 №337 утверждены Правила заготовки древесины, подпунктом «к» пункта 13 которого установлено, что при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с пунктом 39 которых при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Необходимость установления требований по очистке лесов от порубочных остатков определенными способами связана с биологическими свойствами леса, необходимостью его восстановления и защиты от негативного воздействия.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, определяющий правовые основы обращениясотходами, предусматривает классификацию отходов на отходы производства и отходы потребления. Такого понятия как «промышленные отходы», отдельного от понятия «отходы производства» данный нормативный акт не содержит.
В соответствии со статьей 1 федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства.
Согласно статье 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их частичной переработкой, хранением и вывозом из леса.
Отходы древесины, сучьев, ветвей от лесоразработок отнесены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 к отходам лесозаготовок и вырубок. Следовательно, осуществляемая ответчиком деятельность является деятельностью предприятия и возникающие при осуществлении данной деятельности отходы (в том числе порубочные остатки) относятся к отходам производства (или иначе промышленным отходам).
В соответствии со статьей 1 федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
В части 1 статьи 77 федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ конкретизированы способы негативного воздействия на окружающую среду, в том числе ее загрязнение.
Таким образом, по смыслу статьи 1, статьи 16 и статьи 77 федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ загрязнение, захламление окружающей среды, в том числе путем размещения отходов производства, само по себе влечет негативное изменение окружающей среды, деградацию естественных экологических систем. Следовательно, неисполнение ответчиком обязанности по своевременной очистке лесосек от порубочных остатков привело к нарушению надлежащего состояния территории лесосеки.
Согласно приложению № 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 размер ущерба составляет 5-кратный размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением её в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
Согласно части 4 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 6, 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса; установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
В соответствии с пунктом 3 Порядка деятельности лесничих в лесничествах, расположенных на лесных участках, находящихся в государственной собственности, утвержденным Постановлением Совета администрации края от 7 февраля 2008 года № 45-п, для выполнения возложенных функций по обеспечению лесохозяйственного регламента лесничий вправе принимать участие в проверке соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах при проведении работ, а также правил заготовки древесины, правил ухода за лесом, правил отпуска древесины на корню и ведения технической документации. Следовательно, во исполнение осуществления функций по государственному лесному надзору лесничество уполномочено проводить проверки.
Материалами дела подтверждается факт неочистки ответчиком мест рубок на площади 3 га в нарушение Правил заготовки древесины, Правил санитарной и пожарной безопасности в лесах, что свидетельствует о причинении вреда лесам вследствие нарушения ответчиком лесного законодательства.
Расчёт причиненного ущерба в размере 47 563,65 руб. ущерба произведён истцом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 и является верным.
Учитывая доказанность всех элементов гражданско-правовой ответственности, исковое требование истца в размере 47 563,65 руб. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, - соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов.
Учитывая, что лесной фонд, которому был причинен вред, относится к федеральной собственности, ущерб подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что госпошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Госпошлина, исчисленная от суммы иска по настоящему делу, составляет 2 000 руб.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Учитывая обоснованность исковых требований, а также то обстоятельство, что истец освобожден от уплаты госпошлины, госпошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «КЛМ-ЭКО» в доход федерального бюджета 47 563,65 руб. ущерба, причинённого государственному лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «КЛМ-ЭКО» в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Красноярского края.
ООО "Рубин" Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов 1-4 класса опасности
ООО Эковата Тепло и звукоизоляция строительных конструкций
ООО КЗКО КОСТРОМСКОЙ ЗАВОД КОТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ – известный российский производитель современного теплового оборудования под брендом ГейзерТМ.
ООО "КЗКО" специализируется на проектировании и строительстве ...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.