"Дело № А33-5449/2015 по иску министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края к ООО «РЕГИОН 24» о взыскании в доход федерального бюджета ущерба, причинённого государственному лесному фонду"
Материал прочитан 1084 раза и оценен
0
Арбитражный суд Красноярского края
Дата рассмотрения: 05.06.2015
Р Е Ш Е Н И Е
19 мая 2015 года
Дело № А33-5449/2015
Красноярск
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Михайловой Т.В., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по иску Российской Федерации в лице министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края
к обществу с ограниченной ответственностью «РЕГИОН 24»
о взыскании ущерба, причинённого государственному лесному фонду,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца:
- краевого государственного казённого учреждения «Мотыгинское лесничество» (п. Мотыгино Красноярского края)
без вызова участвующих в деле лиц,
установил:
Российская Федерация в лице министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «РЕГИОН 24» о взыскании в доход федерального бюджета ущерба, причинённого государственному лесному фонду, в размере 27 639 руб. 23 коп.
Определением арбитражного суда от 23.03.2015 исковое заявление принято к производству суда в порядке упрощённого производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено краевое государственное казённое учреждение «Мотыгинское лесничество».
Истец и третье лицо надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощённого производства. Определение арбитражного суда от 23.03.2015, направленное по адресу и адресу ответчика, возвращено почтовой организацией с отметкой «истёк срок хранения». Согласно статье 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик считается надлежащим образом извещённым. На основании части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле.
В материалы дела от истца поступила копия почтового уведомления, подтверждающая вручение искового заявления третьим лицом 13.02.2015, а также конверт с исковым заявлением, направленный по адресу ответчика, и вернувшийся без вручения. Указанные документы приобщены к материалам дела.
Ответчик иск не оспорил, письменный отзыв на исковое заявление в срок, установленный определением о принятии искового заявления к производству суда в порядке упрощённого производства, не представил, возражений против арифметической правильности и порядка расчёта убытков не заявил.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства:
как следует из искового заявления, ответчик производил заготовку древесины в выделах 12-16 лесосеки 15 в квартале 142 Орджоникидзевского участкового лесничества Краевого государственного казённого учреждения «Мотыгинское лесничество», расположенных на лесном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации и представленном ответчику на основании договора аренды участка от 09.09.2008 № 85-з, с учётом дополнительного соглашения от 08.02.2010 № 4.
Согласно пунктам 1, 2 договора аренды лесного участка от 09.09.2008 № 85-з Агентство лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) обязуется предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Сибирь-лес» (арендатору) лесной участок на срок 46 лет, находящий в государственной собственности, площадью 14 083 га, расположенный в кварталах №№ 141ч, 142-144, 155, 156, 157ч, 158ч, 159, 160, 168-171, 172ч, 173ч, 174, 175 Орджоникидзевского участкового лесничества.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю, о чём имеется отметка регистрирующего органа на договоре.
Договором предусмотрены следующие обязанности арендатора:
- ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию (подпункт «г» пункта 13 договора);
- соблюдать требования «Правил пожарной безопасности», «Санитарные правила в лесах Российской Федерации» (подпункт «е» пункта 13 договора);
- осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, указанных в проекте освоения лесов и приложении № 6, за счёт собственных средств (подпункт «ж» пункта 13 договора).
В соответствии с пунктом 26 договора срок его действия устанавливается с момента государственной регистрации по 25.07.2054 включительно.
08.02.2010 Агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодателем), обществом с ограниченной ответственностью «Сибирь-Лес» (стороной 1) и обществом с ограниченной ответственностью «РЕГИОН 24» (стороной 2) подписано дополнительное соглашение от 08.02.2010 № 4 к договору аренды лесного участка от 09.09.2008 № 85-з, в силу пунктов 1, 2 которого сторона-1 с согласия арендодателя уступает все свои права и обязанности по договору аренды лесного участка от 09.09.2008 № 85-з стороне-2 на основании договора перенайма лесного участка от 19.01.2010 № 2; все права и обязанности по настоящему соглашению передаются стороной-1 стороне-2 в полном объёме, существующем на момент заключения дополнительного соглашения.
28.04.2012 ответчиком в Агентство лесной отрасли Красноярского края подана лесная декларация, в соответствии с которой ответчик заявил, что в период с 08.05.2012 по 07.05.2013 будет использовать леса для заготовки древесины на лесном участке, расположенном в Орджоникидзевском участковом лесничестве Краевого государственного казённого учреждения «Мотыгинское лесничество»
Извещением КГКУ «Мотыгинское лесничество» от 14.08.2013 ответчик уведомлён о проведении 23.08.2013 с 10 час. 00 мин. осмотра мест рубок после завершения на них работ по лесозаготовке. Указанное извещение получено ответчиком 14.08.2013, что подтверждается отметкой о получении извещения нарочно.
23.08.2013 лесничим Орджоникидзевского участкового лесничества Киселёвым П. В. при участии представителя ответчика на основании доверенности от 12.08.2013 № 03, мастера леса Тезина Б. Н. составлен акт осмотра мест рубок, акт натурного осмотра качества разработки лесосеки, а также сообщение о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов, в соответствии с которыми при лесозаготовке в выделах 12-16 лесосеки 15 в квартале 142 Орджоникидзевского участкового лесничества Краевого государственного казённого учреждения «Мотыгинское лесничество» ответчиком допущены нарушения, выразившиеся в загрязнении или захламлении лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым строительным мусором (неочистке мест рубок от порубочных остатков) на площади 1,5 га. Размер ущерба, причинённый государственному лесному фонду, составил 27 639 руб. 23 коп.
Расчёт причиненного ущерба за неочистку мест рубок произведён истцом, исходя из площади неочищенного места рубок (1,5 га), стоимости затрат, связанных с очисткой территории и приведением её в состояние, пригодное для дальнейшего использования (3 685 руб. 23 коп.), пятикратного размера затрат согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273.
Затраты истца в указанной сумме подтверждены расчётно-технологической картой.
В подтверждение исковых требований истец также предоставил абрис лесосеки, технологическую карту на проведение сплошной рубки, положительное заключение лесничества к проекту лесной декларации.
В рамках настоящего дела истцом заявлено требование о взыскании ущерба, причинённого государственному лесному фонду, в размере 27 639 руб. 23 коп., причинённого в связи с неочисткой мест рубок от порубочных остатков.
Доказательств оплаты ущерба ответчиком в материалы дела не представлено.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
в соответствии со статьёй 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации издаёт нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определённых Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 Кодекса.
Статьёй 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 № 201-ФЗ земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. На основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из положений части 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, полномочия по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статей 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения об Агентстве лесной отрасли Красноярского края, утверждённого постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2008 № 18-п, права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Красноярского края осуществляет Агентство лесной отрасли Красноярского края.
Полномочия на обращение в арбитражный суд с исками по делам о привлечении к ответственности за совершение лесонарушений в соответствии с пунктом 12 части 3 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации реализуются в рамках осуществления функций по контролю и надзору за обеспечением соблюдения лесного законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 утверждено Положение об осуществлении государственного контроля и надзора, согласно подпункту «м» пункта 8 которого право предъявлять иски в суд в пределах своей компетенции имеют должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 23.10.2013 № 550-п «Об органах исполнительной власти Красноярского края» министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края реорганизовано путём присоединения к нему агентства лесной отрасли Красноярского края, службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края.
На основании Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утверждённого постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 № 12-п (с учётом изменений, внесённых постановлением Правительства Красноярского края от 27.11.2013 № 617-п) указанный государственный орган осуществляет, в том числе нормативное правовое регулирование и разработку проектов законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края в областях охраны окружающей среды, лесных отношений, обращения с отходами производства и потребления; надзор и контроль в области охраны окружающей среды и охраны лесных отношений.
Согласно пунктам 3.33, 3.34 Положения к компетенции Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причинённого в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 названной статьи закона определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Элементами гражданско-правовой ответственности являются:
- противоправный характер поведения лица, причинившего убытки;
- наличие убытков и их размер;
- причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившими последствиями.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации
Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности, прямо предусмотрена пунктом 3 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ. Кроме того, в силу пункта 1 статьи 78 данного закона определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» утверждены таксы и методика для исчисления размера ущерба, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Методикой исчисления размера вреда, причинённого лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесённым к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273, определяется размер вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, и представляющего собой ущерб и упущенную выгоду.
Пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Приказом Министерства природных ресурсов от 16.07.2007 № 184 утверждены Правила заготовки древесины, пунктом 60 которого установлено, что при производстве работ по заготовке древесины должна обеспечиваться очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с пунктом 39 которых при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Необходимость установления требований по очистке лесов от порубочных остатков определенными способами связана с биологическими свойствами леса, необходимостью его восстановления и защиты от негативного воздействия.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (утвержденного приказом МПР Российской Федерации от 02.12.2002 № 786), Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 №301 (разделы 48-84), Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.08.1993 № 17), порубочные остатки (сучья, ветви, вершины срубленных деревьев, хворост, коротьё) являются отходами от лесозаготовок и входят в категорию отходов производства.
Неочистка мест рубок со стороны ответчика приводит не только к риску возникновения лесных пожаров, необходимость установления специального порядка рубки и очистки лесов от порубочных остатков определённым способом обусловлена биологическими свойствами лесных насаждений в связи с необходимостью их восстановления и защиты от негативного воздействия.
Согласно приложению № 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 размер ущерба составляет 5-кратный размер затрат, связанных с очисткой территории и приведением её в состояние, пригодное для дальнейшего использования.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Материалами дела подтверждается факт неочистки ответчиком мест рубок на площади 1,5 га в нарушение Правил заготовки древесины, Правил санитарной и пожарной безопасности в лесах, что свидетельствует о причинении вреда лесам вследствие нарушения ответчиком лесного законодательства.
Расчёт причиненного ущерба в размере 27 639 руб. 23 коп. произведён истцом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 и является верным.
Факт причинения и размер причинённого ущерба ответчиком не оспорен.
В части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Возможность применения данной правовой нормы при уведомлении ответчика в соответствии со статьёй Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2013 № 8127/13.
Учитывая доказанность всех элементов гражданско-правовой ответственности, исковые требования истца в размере 27 639 руб. 23 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке: за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, - соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов.
Учитывая, что лесной фонд, которому был причинён вред, относится к федеральной собственности, ущерб подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что госпошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобождён, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Госпошлина, исчисленная от суммы иска по настоящему делу, составляет 2 000 руб.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобождён от уплаты государственной пошлины.
Учитывая обоснованность исковых требований, освобождение истца от уплаты госпошлины, госпошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РЕГИОН 24» в доход федерального бюджета (УФК по Красноярскому краю) 27 639 руб. 23 коп. в счёт возмещения ущерба, причинённого государственному лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РЕГИОН 24» в доход федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба на настоящее решение подаётся через Арбитражный суд Красноярского края.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.