"Дело № А41-42/2015 по заявлению ООО «Овертайм» к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении"
Материал прочитан 939 раз и оценен
0
АС Московской области
Дата рассмотрения: 05.05.2015
РЕШЕНИЕ
Дело № А41-42/15
22 апреля 2015 года
г.Москва
Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2015 года
Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2015 года
Арбитражный суд Московской области в составе судьи Обарчука А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Головиной Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Овертайм»
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 26.12.2014 № 15-35/2709-194,
при участии в судебном заседании: согласно протоколу судебного заседания от 22.04.2015г.
УСТАНОВИЛ:
ЗАО «Овертайм» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления от 26.12.2014 № 15-35/2709-194, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие в его действиях состава вменяемого административного правонарушения ввиду размещения отходов в соответствии с Планом рекультивации отработанного песчаного карьера «Вишняковское-2».
Представитель административного органа против удовлетворения заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в возражениях, в подтверждение своих доводов представил материалы дела об административном правонарушении.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, объективно и всесторонне исследовав материалы дела, установив обстоятельства спора в полном объёме, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 18.09.2014г. сотрудниками Департамента проведена проверка соблюдения обществом требований действующего законодательства в области обращениясотходами производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0701020:00012, расположенном по адресу: Московская область, Ногинский район, вблизи г. Электроугли и п. Вишняково.
В ходе проведения выездных мероприятий выявлено, что осуществление обществом на указанном участке деятельности по рекультивации отработанного песчаного карьера «Вишняковское-2», при которой размещаются опасные отходы производства и потребления (осадок сточных вод).
По фактам выявленных нарушений составлен Протокол осмотра от 18.09.2014 № 23-49-А/13.
В отношении заявителя в присутствии его законного представителя составлен Протокол об административном правонарушении от 10.12.2014 № 15-33/2398-242.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 26.12.2014 № 15-35/2709-194, вынесенным в присутствии законного представителя заявителя, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 120 000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 4.5, 28.2, 25.1, 29.7 КоАП РФ административным органом соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» основанием для отмены оспариваемого постановления, не имеется.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие), в результате которых нарушаются установленные экологические и санитарно-эпидемиологические требования.
Из содержания постановления от 26.12.2014 № 15-35/2709-194 (абзац 1 страница 5, абзац 2 страница 6) следует, что в качестве объективной стороны правонарушения заявителю вменяется нарушение статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также наилучшие доступные технологии;
проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;
проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;
в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (статья 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В силу части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются:
сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
ввоз опасных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;
ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51).
Между тем, в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении не отражено какими именно действиями (бездействием) были нарушены данные нормы права и в чем конкретно нарушение названных норм права состоялось.
В ходе судебного заседания представитель общества указал, что рекультивация карьера производится в соответствии с Проектом рекультивации обработанного песчаного карьера «Вишняковское-2» в Ногинском районе Московской области, проектом предусмотрена укладка рекультиванта в каждый ярус в два этапа: 1) с непосредственным съездом автосамосвалов в основание подготовленных карт, выгрузкой с перемешиванием компонентов рекультиванта, а затем распределением и уплотнением бульдозером методом «надвига», 2) с разгрузкой автосамосвалов на разгрузочных площадках, устраиваемых вдоль бортов подготовленных карт и горизонтальной планировкой рекультиванта бульдозером методом «сталкивания» с последующим уплотнением.
Доказательства несоблюдения обществом проекта рекультивации и попадания осадков сточных вод в почву или водные объекты, загрязнения атмосферного воздуха суду не представлены и в ходе административного расследования таковых выявлено не было.
Напротив, из Протоколов количественного химического анализа (КХА) почв, грунтов, донных отложений, осадков очистных сооружений, шламов и отходов видно, что объектом анализа лаборатории являлись непосредственно осадки очистных сооружений сточных вод, отнесенные к IV классу опасности, но возможное влияние использования данных отходов при рекультивации объекта специалистами не проверялось.
Вопреки доводам Департамента, возможность использования при технической рекультивации нарушенных земель осадков сточных вод, в том числе, отнесенных к классам опасности для окружающей среды IV-V, допускаются ГОСТ Р 54534-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Осадки сточных вод. Требования при использовании для рекультивации нарушенных земель».
Пунктом 4.2 ГОСТ Р 54534-2011 предусмотрено, что при проведении технической рекультивации осадки сточных вод используются в качестве инертного материала – наполнителя отработанных карьеров, полостей, выемок, образовавшихся при открытых горных работах, добыче полезных ископаемых, разработке песка и т.п. Осадки могут использоваться как самостоятельно, так и вместе со строительными или другими инертными отходами.
В то же время, в силу пункта 4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных ранее Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995, технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).
По смыслу данной нормы права перечень работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв, является открытым, в связи с чем, его ограничение Департаментом только работами по захоронению токсичных вскрышных пород необоснованно.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии в деянии общества состава вменяемого правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ ввиду недоказанности нарушения им конкретных норм экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить Постановление по делу об административном правонарушении от 26.12.2014 № 15-35/2709-194, вынесенное Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу в отношении закрытого акционерного общества «Овертайм».
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.
Втормет-Орехово Покупка, переработка, прием металлолома.
— Производим демонтаж металлоконструкций.
— Восстановление трубы.
— Продажа и закупка трубы б/у. Закупаем лом.
ИП Алексей Покупка переработка вторичного ПЭТ
Продажа чистого ПЭТ-флекса;
УК Горсвет - Транспортировка ТБО и КГМ;
- Благоустройство и содержание территорий;
- Работы, связанные с содержанием зеленого хозяйства;
- Обслуживание спец. жилищного фонда;
- Работа с бродячими животными
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.