"Дело № А40-58632/14 по апелляционным жалобам Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу и Администрации Рузского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы"
Материал прочитан 956 раз и оценен
0
Девятый арбитражный апелляционный суд
Дата рассмотрения: 18.03.2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Дело № А40-58632/14
г. Москва
03 марта 2015 года
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2015 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
Судей: Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосесовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу и Администрации Рузского муниципального района Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2014
по делу № А40-58632/14, принятое судьей А.А. Архиповым (шифр судьи 46-499),
по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
к Обществу с ограниченной ответственностью "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3"
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) Министерство финансов Российской Федерации;
2) Администрация Рузского муниципального района Московской области;
3) Общества с ограниченной ответственностью «Металл ИнвестРегион»
о взыскании задолженности
при участии в судебном заседании:
от истца: Бабченко А.Д. по доверенности № 215 от 03.06.2014;
от ответчика: Егоров М.В. по доверенности № 3 от 14.01.2015,
от третьих лиц:
1)Министерства финансов РФ: не явился, извещен;
2)Администрации Рузского муниципального района Московской области: Белогуров Е.А. по доверенности № 5322 от 07.10.2014;
3)ООО «Металл ИнвестРегион»: не явился, извещен,
У С Т А Н О В И Л:
В Арбитражный суд г. Москвы обратился Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу с иском к ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" о возмещении вреда за негативное воздействие на окружающую среду в размере 366.386.281 руб. 13 коп. в соответствии со ст.ст. 1, 77, 78 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
Требования заявлены с учетом уточнения, принятого судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2014 по делу № А40-58632/14 в удовлетворении исковых требований отказано.
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу и Администрация Рузского муниципального района Московской области с принятым решением суда не согласились, обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В апелляционной жалобе заявители указывают, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов) не входит в тариф специализированных организаций; при передаче отходов специализированной организации не происходит перехода права собственности на отходы; плата за негативное воздействие на окружающую среду имеет компенсационный характер и покрывает потери от негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду, в том числе при размещении отходов.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему приведенные доводы опровергает, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда представители сторон поддержали свои позиции.
Законность решения Арбитражного суда г. Москвы проверена арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец действует на основании Положения о Департаменте Росприроднадзора по Центральному федеральному округу (утв. Приказом Росприроднадзора от 29.06.2011 № 498), Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400), Постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Бюджетного кодекса РФ.
Согласно п. 4.1.8. Положения о Департаменте Росприроднадзора по ЦФО, Департамент осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных).
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ деятельность по размещению отходов I-V классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
Понятие «размещения отходов» закреплено в ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 21.06.1998 № 89-ФЗ: это хранение и захоронение отходов.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В ч. 1 ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Частью 2 указанной статьи определяются виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на юридические лица и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности, связанные с природопользованием, предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов, и устанавливает общие правила ее исчисления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» установлены нормативы платы за загрязнение окружающей среды.
Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Из материалов дела следует, что ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" является организацией, осуществляющей размещение образующихся в ее производственной деятельности (мусоросжигательный завод №3) отходов производства и потребления.
ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" в период с апреля 2012 по январь 2013 внес плату за негативное воздействие на окружающую среду в размере 75.424.803 руб. 51 коп.
30.12.2011 между ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" (заказчик) и ООО «МеталлИнвестРегион» (исполнитель) заключены:
1) договор № EVN2011/089-LT, в соответствии с п. 1.1. которого ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" поручает, а ООО «МеталлИнвестРегион» оказывает услуги по транспортировке и размещению золошлаковых отходов от термической обработки твердых бытовых отходов (ТБО) 4 класса опасности в количестве до 100000 тонн в год (т.1 л.д.77-79),
2) договор № EVN2011/088-LT, в соответствии с п. 1.1. которого ООО "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" поручает, а ООО «МеталлИнвестРегион» оказывает услуги по «обращению с отходами», а именно сбор, транспортировку, использование отходов газоочистки от термической обработки (ТБО) (т.1 л.д.45-48).
Масса 92.475,11 т золошлаковых отходов и 7.985,68 т отходов газоочистки от термической обработки ТБО отражена в договорах, заключенных ответчиком с ООО «МеталлИнвестРегион».
Вывоз отходов осуществлялся на территорию рекультивируемого карьера, расположенного в г.п. Тучково на земельных участках с кадастровым номером 50:19:0020202:213 и 50:19:0020202:214 (Московская область. Рузский район, г.п. Тучково, п.Тучково, ул.Дружбы,3), арендованных ООО «МеталлИнвестРегион» у Администрации по договорам аренды №38 и №39 от 28.08.2008.
Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выданных ответчику (№ЮАО/0175 от 23.03.2010 – лимиты ответчика), размещение каких-либо видов отходов на данной территории предусмотрено не было.
ООО «МеталлИнвестРегион» было не вправе рекультивировать отработанный карьер в п.Тучково Рузского района золошлаковыми отходами и отходами от термической обработки ТБО, поскольку это нарушает положения п.1.6. проекта рекультивации и не отвечает задачам рекультивации – восстановление земель.
10.09.2010 ООО «МеталлИнвестРегион» был получен документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение №10-14577/Э лимиты 3-го лица.
В ч.3 ст.4 Закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что собственник отходов 1-4 класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу только в том случае, если у этого лица имеется лицензия на соответствующий вид обращения с отходами. Таким образом, отходы являются имуществом ограниченным в обороте.
Однако, у ООО «МеталлИнвестРегион» лицензия на размещение отходов по договорам № EVN2011/089-LT, № EVN2011/088-LT отсутствовала.
Лицензией от 18.08.2010 №ОП-020002608(50), выданной ООО «МеталлИнвестРегион», вид разрешенной деятельности «Размещение отходов» не предусмотрен.
В связи с тем, что размещение отходов было произведено на неотведенной для этого территории, а также в отсутствие соответствующей лицензии, Департамент квалифицировал всю массу отходов как сверхлимитную и предъявил к ответчику требование о довнесении платы с применением повышающего коэффициента 5.
Согласно пункту 4.1 инструктивно-методических указаний, принятых на основании постановления Правительства N 632, расчет платежей за загрязнение производится в соответствии с п. 3, 4, 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещения отходов и другие виды вредного воздействия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды негативного воздействия" установлено, что за негативное воздействие на окружающую среду применяются два вида нормативов платы - в пределах допустимых нормативов выбросов (сбросов) и в пределах установленных природопользователю лимитов, размер которых превышает первые в пять раз.
Плата за сверхнормативное негативное воздействие исчисляется в соответствии с пунктом 4 Порядка.
Для оплаты негативного воздействия сверх установленных лимитов применяется пятикратный повышающий коэффициент, предусмотренный пунктом 5 Порядка.
Сумма платы ООО «ЕФН-Экотехпром МСЗ 3» за размещение золошлаковых отходов 4 класса опасности за период 2012 года составляет 376.721.404,10 руб. (92.475,11 х 248,4 х 5 х 1,6 х 2,05).
Сумма платы ООО «ЕФН-Экотехпром МСЗ 3» за размещение отходов газоочистки от термической обработки твердых бытовых отходов 3 класса опасности за период 2012 года составляет 65.089.680,54 руб. (7.985,68 х 497 х 5 х 1,6 х 2,05).
Ответчик платежными поручениями от 19.04.2012 № 1168, от 19.04.2012 № 1169, от 16.07.2012 № 2303, от 16.07.2012 № 2304, от 17.10.2012 № 3488, от 17.10.2012 № 3486 , от 17.01.2013 № 145, от 17.01.2013 № 144 ООО «ЕФН-Экотехпром МСЗ 3» перечислило в бюджет в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов 75.424.803 руб. 51 коп., без учета пятикратного повышающего коэффициента.
Таким образом, с ответчика в пользу истца следует взыскать невнесенную плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год в размере 366.386.281 рубль 13 копеек.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что если хозяйствующим субъектом передано право собственности на образовавшиеся в результате его деятельности отходы сторонней организации, то все последующие обязательства по размещению отходов, в том числе по внесению платы, возникают у нового собственника отходов.
По мнению суда первой инстанции, ООО «ЕФН-Экотехпром МСЗ 3» не может являться плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду поскольку он заключил с ООО «МеталлИнвестРегион» договора № EVN2011/089-LT и № EVN2011/088-LT.
Между тем, данные выводы суда первой инстанции противоречат позиции, изложенной Верховным судом РФ в определении от 04.02.2014 по делу N 301-КГ14-1819.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса). К расходам собственника на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" было указано, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении, с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена у ответчика только лишь в связи с заключением договоров с ООО «МеталлИнвестРегион» № EVN2011/089-LT (услуги по транспортировке и размещению золошлаковых отходов от термической обработки твердых бытовых отходов (ТБО) 4 класса опасности) и № EVN2011/088-LT (услуги по «обращению с отходами», а именно сбор, транспортировку, использование отходов газоочистки от термической обработки (ТБО)), и возникнуть у лиц, которым соответствующие денежные средства природопользователем (загрязнителем) для цели их уплаты в качестве соответствующего платежа за размещение отходов, не передавались.
Иной подход противоречит принципам охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, принципу платности природопользования и необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленных статьями 3 и 16 Закона об охране окружающей среды, и не будет обеспечивать должную защиту окружающей среды от негативного на нее воздействия, компенсацию причиненного ей вреда, а следовательно, право граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу изложенного Девятый арбитражный апелляционный суд полагает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Таким образом, обжалуемый судебный акт подлежат отмене, как принятый с нарушениями норм материального права.
Госпошлина подлежит распределению в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.10.2014 по делу № А40-58632/14 отменить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" в пользу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (ОГРН 1057748853690) невнесенную плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 год в размере 366.386.281 (триста шестьдесят шесть миллионов триста восемьдесят шесть тысяч двести восемьдесят один) рубль 13 копеек.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "ЕФН-Экотехпром МСЗ 3" в доход федерального бюджета госпошлину по иску и по апелляционной жалобе в размере 202.000 (двести две тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
ООО "ЭКО-ИНДУСТРИЯ" Основные направления деятельности:
Аутсорсинг отходов
Экологическое сопровождение предприятий;
Клининговые услуги (уборка внешней и внутренней территории предприятия);
ООО "Мастерпласт" Изготовление панелей ПВХ и вагонки оконного профиля.
ООО"Строй-Стиль" Производство тротуарнойплитки под мрамор.
Переработка полигонных полимеров.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.