"Дело по заявлению Унитарного муниципального предприятия Муниципального района «Малоярославецкий район» «Малоярославецстройзаказчик» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калужской области"
Материал прочитан 1105 раз и оценен
0
АС Калужской области
Дата рассмотрения: 16.02.2015
Р Е Ш Е Н И Е
АС Калужской области
21 января 2015 года
г.Калуга
Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 21 января 2015 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Носовой М.А., при ведении протокола секретарём судебного заседания Дудник А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Унитарного муниципального предприятия Муниципального района «Малоярославецкий район» «Малоярославецстройзаказчик».
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области.
о признании незаконным и отмене постановления от 20.11.2014 №03-293/2014-1 о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании;
от заявителя - представителя Мещерского С.М. по доверенности от 12.01.2015 №4юр, паспорт;
от ответчика - представителя Разомбаева А.С. по доверенности от 11.02.2014 №01-12/58, паспорт;
У С Т А Н О В И Л:
Унитарное муниципальное предприятие Муниципального района «Малоярославецкий район» «Малоярославецстройзаказчик» обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области о признании незаконным и отмене постановления от 20.11.2014 №03-293/2014-1 о назначении административного наказания по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя в ходе судебного заседания поддержал заявленные требования в полном объёме, указал, что факт нарушения признаёт полностью, представил: копию устава; изменений в устав от 08.08.2013; бухгалтерский баланс на 30.09.2014; отчет о финансовых результатах за январь-сентябрь 2014 года; бухгалтерский баланс на 31.12.2013; отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2013 года; бухгалтерскую отчетность за 4 квартал 2012 года; постановление Правительства Калужской области от 13.12.2013 №772; приложение долгосрочной целевой программы «Чистая вода в Калужской области на 2011-2017 годы; письмо от 14.01.2015 №27; письмо от 15.01.2015 №60; план работ на 2015 год по водоснабжению, подлежащих капитальному ремонту в рамках реализации программы «Чистая вода». Просит изменить наказание, назначив его ниже низшего предела, установленного санкцией.
Представитель ответчика в ходе судебного заседания не возражал против снижения размера штрафа.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения от 24.09.2014 №215-ГК Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области проведена плановая выездная и документарная проверка в отношении унитарного муниципального предприятия муниципального района «Малоярославецстройзаказчик», в ходе которой установлены нарушения, а именно:
-оценка запасов подземных вод по участку водозабора в с.Маклино УМП «МСЗ» не произведена, проект водозабора не разработан и не утверждён, ввод месторождения подземных вод в промышленное освоение в соответствии с утверждённым проектом, прошедшим согласования и экспертизы, УМП «МСЗ» не осуществлен;
- при обследовании артскважин в д.Прудки, с Недельное, с.Оболенское УМП «МСЗ» было установлено, что не обеспечено соблюдение зон санитарной охраны 1 пояса скважин, ограждения отсутствуют вообще либо не гарантируют надежную охрану водозабора подземных вод с целью недопущения несанкционированного доступа посторонних лиц на территорию первого пояса зоны санитарной охраны, отсутствуют ограждения вокруг скважин в д.Рябцево, д.Максимовка, д.Афанасово;
- отсутствует лицензия на право пользования недрами на участке недропользованию, расположенном в п.Кудиново Малоярославецкого района Калужской области. Со слов представителя УМП «МСЗ» Гринюк Н.Н. не имеет возможности получить лицензию на право пользования недрами в п.Кудиново по причине не соответствия качества питьевой воды из скважин установленным нормам по содержанию стронция двухвалентного: превышение по стронцию 3,45 раза. Представлено экспертное заключение №2073 от 17.09.2014, согласно которому водозабор УМП «МСЗ», состоящий из скважин, расположенных в разных частях п.Кудиново, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно-допустимые концентрации химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования»;
- УМП «МСЗ» разработан и утверждён директором предприятия «Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами», но несогласован в установленном порядке соответствующим органом;
- УМП «МСЗ» осуществляет сбросы сточных вод в водные объекты (ручей без названия, левый приток р.Путынки, у д.Рябцево; ручей Милютинка, приток р.Суходрев, у п.Недельное; р.Протву, лувый приток р.Оки у с.Оболенское; р.Жалку, приток р.Суходрев, у д.Захарово; ручей без названия, правы приток р.Рожни, у д.Прудки; ручей Черновка, правый приток р.Лужи, у с.Ильинское; р.Перинку, приток р.Лужи, у п.Кудиново; р.Калиновка, приток р.Протвы, бассейн р.Волги в районе Митинка) в отсутствии разрешений на сброс загрязняющих веществ в водный объект.
По вышеуказанным фактам составлен акт проверки от 05.11.2014 №03-293/2014.
Акт проверки составлен в присутствии представителя предприятия - Целовальникова В.Н.
Уведомлением от 31.10.2014 №01-13/1355 заявитель уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 05.11.2014.
Государственным инспектором Комиссаровой С.Н. в отношении и в присутствии директора Целовальникова В.Н. Унитарного муниципального предприятия Муниципального района «Малоярославецкий район» «Малоярославецстройзаказчик» составлен протокол от 05.11.2014 №03-293/2014-1 об административном правонарушении, согласно которому заявитель допустил нарушения подпункта 3.4 пункта 3 условий пользования недрами лицензии КЛЖ 00349 ВЭ от 05.02.2014, пункта 10 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», пункта 6 лицензионного соглашения лицензии КЛЖ 52883 ВЭ от 18.05.2007, пункта 6 лицензионного соглашения лицензии КЛЖ 52884 ВЭ от 18.05.2007, пункта 6 лицензионного соглашения лицензии КЛЖ 52853 ВЭ от 23.04.2012, пункта 6 условий пользования недрами КЛЖ 00217 ВЭ от 10.10.2012, пункта 6 лицензионного соглашения КЛЖ 52885 ВЭ от 18.05.2007, подпункта 3.4 пункта 3 условий пользования недрами лицензии КЛЖ 00349 ВЭ от 05.02.2014, пункта 10 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», выразившееся в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, а именно: добыча подземных вод посредством одиночного водозабора, состоящего из одной скважины в отсутствие утверждённых в установленном порядке запасов питьевых подземных вод; не обеспечении соблюдения зон санитарной охраны 1 пояса скважин, ограждения отсутствуют вообще либо гарантируют надежную охрану водозабора подземных вод с целью недопущения несанкционированного доступа посторонних лиц на территорию первого пояса зоны санитарной охраны, за которое предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол получен представителем заявителя в день его составления.
Определением от 05.11.2014 №03-293/2014-1 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении на 20.11.2014, вызов получен Целовальниковым В.Н. - 05.11.2014.
Постановлением от 20.11.2014 №03-23/2014-1 заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области Горшковой И.Н. о назначении административного наказания Унитарное муниципальное предприятие Муниципального района «Малоярославецкий район» «Малоярославецстройзаказчик» признано виновным в совершении административного правонарушения за пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в сумме 300 000 рублей.
Постановление получено директором предприятия 20.11.2014.
Не согласившись с размером назначенного наказания предприятие обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным в части размера наложенного штрафа.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, её континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах".
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр (статья 10.1 Закона о недрах).
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, оговоренных в лицензии.
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается событие административного правонарушения, факт правонарушения доказан, вина заявителя установлена, мера наказания за совершенное деяние установлена в пределах санкции части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган обоснованно привлёк заявителя к административной ответственности.
Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Конституционным Судом Российской Федерации принято Постановление от 25.02.2014 №4-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ряда статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе части 2 статьи 7.3, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (пункт 1).
Пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учётом названных обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 №11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, причем по отношению, как к физическим, так и к юридическим лицам.
Принцип целесообразности юридической ответственности предполагает обязательный для правоприменителя индивидуальный подход к правонарушителю. При этом российская правовая доктрина не отрицает необходимость реализации принципа целесообразности и в случаях привлечения к ответственности юридических лиц.
При рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральным законом от 31.12.2014 №515-ФЗ введены части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым:
Часть 3.2 определяет, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Часть 3.3 определяет, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Рассмотрев вопрос о наличии оснований для снижения размера штрафа, назначенного Унитарное муниципальное предприятие Муниципального района «Малоярославецкий район» «Малоярославецстройзаказчик», суд принимает во внимание, что мера административного взыскания в виде штрафа в размере 300 000 рублей не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности и носит, по отношению к Унитарному муниципальному предприятию Муниципального района «Малоярославецкий район» «Малоярославецстройзаказчик», карательный, а не превентивный характер. Учитывая имущественное положение заявителя, которое подтверждается бухгалтерским балансом, а также то, что эксплуатация подземных скважин осуществляется с целью удовлетворения потребностей населения в питьевой воде. В то время как прекращение осуществления данной деятельности могло бы привести к неблагоприятным последствиям для государственных, общественных интересов.
Указанные обстоятельства административным органом не опровергаются, в связи с чем, являются основанием для снижения размера административного штрафа менее минимального размера, но не менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что составляет 150 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьёй 4.1 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление от 20.11.2014 №03-293/2014-1 в части назначения административного наказания, назначив его в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив его в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.
текстильная компания Переработка текстильных отходов. Торгово-закупочная деятельность. Торговля товарами народного потребления.
Полимер-инновация Предприятие занимается производством полиэтиленовой пленки, переработкой отходов полимеров (полиэтилен высокого, низкого давления, полипропилен, стрейч пленки), литье под давлением и т.п.
ТПК ВиТа-Эластика Производство металлических урн, контейнеров для сбора мусора и других элементов для благоустройства дворов.
Производство резиновой плитки из резиновой крошки.
Благоустройство дворовых территорий, де...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.