"Дело № А51-27779/2014 по заявлению ОАО «ЗАВОД ЖБИ-3» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности"
Материал прочитан 1022 раза и оценен
0
АС Приморского края
Дата рассмотрения: 19.01.2015
РЕШЕНИЕ
Дело № А51-27779/2014
г. Владивосток
20 января 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 16.01.2015 года.
Полный текст решения изготовлен 20.01.2015 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.В. Борисова,
при ведении протокола судебного заседания помощником Е.В. Рафиенко, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «ЗАВОД ЖБИ-3»
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю
о признании незаконным и об отмене Постановления от 19.09.2014 №03-453/2014,
при участии в заседании:
от заявителя – представитель Корченевская Н.С. по доверенности от 14.04.2014; Козлова Н. А. по доверенности №18/79 от 09.12.2014;
от административного органа – не явились, извещены;
установил:
ОАО «ЗАВОД ЖБИ-3» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 19.09.2014 №03-453/2014 за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Определением суда от 30.09.2014 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ).
Определением суда от 13.11.2014 в связи с наличием оснований, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, дело назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования, указанные в заявлении в полном объеме. Кроме того, представитель общества считает, что в рассматриваемом случае размер штрафных санкций является неоправданно карательным и указал на возможность применения судом Постановления Конституционного суда РФ от 25.02.2014 №4-П.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом извещен в соответствии со статьями 122, 123 АПК РФ.
В соответствии с п.1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г.Артема на основании задания прокуратуры Приморского края от 03.03.2014 №7/2-15-2014 в период с 06.03.2014 по 25.03.2014 была проведена проверка в отношении ОАО «ЗАВОД ЖБИ-3» на предмет соблюдения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В ходе указанной проверки, должностными лицами прокуратуры на предприятии расположенном по адресу: г.Артем, ул. Стрельникова, 70, было установлено, что общество не разработало проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, у общества отсутствуют лимиты на размещение отходов производства и потребления. По результатам плановой проверки 30.05.2014 за данное правонарушение общество Управлением Росприроднадзора по Приморскому краю было привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ постановлением об административном правонарушении №03-302/2014.
Также прокуратурой было установлено, что вывоз отходов на свалку г.Артема с территории ОАО «ЗАВОД ЖБИ-3» осуществляется собственным автотранспортом которое не оборудовано специальными знаками. Кроме того, приказ о назначении лиц ответственных в области обращения с отходами издан только 17.03.2014. Лицо допущенное к обращению с отходами 4 класса опасности (водитель автомашины осуществляющий транспортирование отходов на свалку г.Артема) не имеет профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1-4 класса опасности.
На момент проверки ОАО «ЗАВОД ЖБИ-3» не велся учет образовавшихся отходов, а также не представлена инвентаризация отходов образующихся в процессе хозяйственной деятельности общества.
Также в ходе проверки установлено, что отходы производства и потребления образованные в результате хозяйственной деятельности общества, накапливаются и хранятся не надлежащим образом, в местах не оборудованных для этих целей. Очистка территории предприятия от указанных видов отходов не осуществляется, отходы складируются на открытом грунте.
Так, в ходе проверки с выходом на место 20.03.2014 прокуратурой было установлено, что на территории ремонтно-механического цеха, на земле обнаружены автомобильные покрышки, лом черных металлов. Площадка под металлическими бадьями для складирования ТБО не оборудована гидроизоляцией. Рядом с цехом №3 на необорудованной площадке складируются отходы железобетонных изделий, отходы от спила деревьев, автомобильные покрышки, пластиковая тара. Емкость для разбитых, отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп отсутствует, хранятся в фабричной упаковке. На территории гаража площадка для сбора нефтесодержащих отходов не оборудована твердым гидроизоляционным покрытием.
Также в ходе проверки было установлено, что предприятие имеет отдельно расположенный земельный участок, предназначенный для захоронения отходов бетона в кусковой форме. На момент проводимой прокуратурой проверки 20.03.2014 на данной площадке были размещены бытовые отходы, битое стекло, отходы теплоизолирующих материалов.
По результатам проверки территории прокуратурой был составлен акт проверки от 20.03.2014.
25.03.2014 года И.о. прокурора г.Артема было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «ЗАВОД ЖБИ-3» по ст.8.2 КоАП РФ.
Постановление было направлено в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю для рассмотрения.
Определением от 08.09.2014 №03-453/2014 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, обществу было сообщено, что законному представителю необходимо явится 19.09.2014 в 10 часов 20 минут.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом было принято постановление от 19.09.2014 №03-453/2014 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа от 19.09.2014 №03-453/2014, и полагая, что они нарушают права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив в соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, доводы заявителя, возражения административного органа, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Часть 6 статьи 210 АПК РФ предусматривает, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 11 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В соответствии пунктом 1 статьи 15 Закон №89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закон №89-ФЗ транспортирование отходов I - IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:
наличие паспорта отходов I - IV класса опасности;
наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I - IV класса опасности на транспортных средствах;
наличие документации для транспортирования и передачи отходов I - IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I - IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.
Статьей 18 Закон №89-ФЗ установлено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Порядок разработки и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закон №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Статьей 34 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Часть 2 статьи 39 Закон №7-ФЗ установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статьей 51 Закон №7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Требования к обращению с отходами производства и потребления установлены СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» от 15.06.2003, а именно:
- на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов;
- на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
п.3.4. В зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить:
- в производственных или вспомогательных помещениях;
- в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями);
- в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях;
- в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах;
- на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
п.3.7. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В ходе проверки, должностным лицом прокуратуры было установлено отсутствие инвентаризации образующихся отходов в нарушение ст. 11 Закон №89-ФЗ; отсутствие профессиональной подготовки у лиц, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса в нарушение ст. 15, ст.16 Закон №89-ФЗ; отсутствие учета в области обращения с отходами в нарушение ст.19 Закон №89-ФЗ; отсутствие специальных знаков на автотранспортном средстве, предназначенном для транспортирования отходов в нарушение ст. 16 Закон №89-ФЗ; накопление и хранение отходов производства и потребления на необорудованных площадках (на грунте, навалом) в нарушение ст.34, ст.39, ст.51 Закон №7-ФЗ и СанПиН 2.7.1.1322-03.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в действиях общества присутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд полагает, что административный орган представил достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что общество совершило административное правонарушение, ответственность за которые предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Вместе с тем, суд считает возможным снизить размер назначенного заявителю административного штрафа в сумме 100 000 руб. до 50 000 руб. ввиду следующего.
В Постановлении от 25.02.2014 № 4-П Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой эти положения не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции (сто тысяч рублей и более), и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
В соответствии с частью 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
По мнению суда, в рассматриваемом случае сумма наложенной санкции 100 000 руб. представляет собой несоразмерное ограничение гарантированных Конституцией Российской Федерации свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права частной собственности.
Суд считает, что административное наказание является несоразмерным, так как назначенный административный штраф в размере 100 000 рублей является для заявителя существенным обременением.
Снижение размера административного штрафа будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, при этом факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию. Тем самым охраняемым законом государственным и общественным интересам уже обеспечена соответствующая защита.
С целью наложения справедливого и соразмерного административного наказания, с учетом характера и степени общественной опасности, учитывая организационно-правовой статус заявителя, суд считает возможным снизить размер назначенного штрафа ниже низшего предела, до 50 000 руб.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление от 19.09.2014 №03-453/2014 подлежит отмене в части привлечения заявителя к административной ответственности в виде штрафа, превышающего сумму в размере 50 000 руб.
В соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, суд не относит на стороны расходы по государственной пошлине.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю от 19.09.2014 №03-453/2014 в части привлечения ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ЗАВОД ЖБИ-3» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа, превышающего сумму в размере 50000 руб.
В удовлетворении заявления в остальной части требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
РИО Полимер РИО-Полимер - является инновационной производственной компанией занимающейся переработкой вторичных ресурсов. Наша цель - это создание новой системы бережного отношения к природе и технологий сохранен...
"R.C.P. SA" (Швейцария) МОСКОВСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО Компания “R.C.P SA” (Швейцария) является эксклюзивным поставщиком на Российский рынок и стран СНГ сортировочного и прессовального оборудования производства MACPRESSE (Италия).
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.