"Дело № А53-5904/2014 по заявлению ООО «Ассорти-Альянс к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области"
Материал прочитан 930 раз и оценен
0
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата рассмотрения: 21.11.2014
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
по проверке законности и обоснованности решений (определений)
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
дело № А53-5904/2014
город Ростов-на-Дону
05 ноября 2014 года
15АП-16364/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ООО «Ассорти-Альянс»: Лынченко Вячеслав Борисович, паспорт, по доверенности от 29.10.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ассорти-Альянс»
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.08.2014 по делу № А53-5904/2014,
принятое судьей Колесник И.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ассорти-Альянс»
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Ассорти-Альянс обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления от 22.01.2014 №330 о привлечении ООО «Ассорти-Альянс» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей, признании незаконным решения от 17.02.2014 №1 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 06.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждено совершение обществом административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Ассорти-Альянс» обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что у общества имеется договор на вывоз ТБО; допущенное правонарушение является малозначительным; допущенное правонарушение подлежит квалификации по ст. 6.3 КоАП РФ.
В судебное заседание не явились представители Управления Роспотребнадзора по Ростовской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Управления Роспотребнадзора по Ростовской области.
Представитель ООО «Ассорти-Альянс» в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, прокурором Ленинского района г. Ростова-на-Дону вынесено постановление от 24.06.2013 о возбуждении в отношении ООО «Ассорти-Альянс» дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
В постановлении указано, что прокуратурой Ленинского района города Ростова-на-Дону 19.06.2014 была проведена проверка ООО «Ассорти-Альянс» по вопросу соблюдения действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировки, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, осуществляющего свою деятельность по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Малюгиной, 145/162.
В ходе проверки установлено отсутствие на предприятии площадки, предназначенной для сбора мусора, оборудованной контейнерами, вследствие чего в подвальном помещении магазина и на хозяйственном дворе обнаружены свалочные очаги из использованной тары, емкостей из-под пищевых продуктов.
Постановление вынесено с участием представителя общества.
Материалы проверки направлены прокуратурой для рассмотрения по подведомственности в Управление Роспотребнадзора по Ростовской области.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем Управления Роспотребнадзора по Ростовской области вынесено постановление от 22.01.2014 №330 о привлечении ООО «Ассорти-Альянс» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Дело рассмотрено с участием представителя организации.
По результатам рассмотрения жалобы на указанное постановление руководителем Управления Роспотребнадзора вынесено решение от 17.02.2014 №1, которым в удовлетворении жалобы отказано.
Считая незаконными постановление о привлечении к административной ответственности, ООО «Ассорти-Альянс» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
ООО «Ассорти-Альянс» на своей территории складировало и хранило отходы, факт образования которых в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела.
Таким образом, действия общества квалифицируются судом как накопление отходов применительно к положениям Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, общество, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, и осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 51 Закона № 7-ФЗ сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (утв. Главным государственным санитарным врачом 07.09.2001 № 23), в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли.
Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.
Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, подтверждается нарушение обществом «Ассорти-Альянс» приведенных требований законодательства в области обращения отходов производства и потребления.
ООО «Ассорти-Альянс» как лицо, осуществляющее накопление отходов с нарушением экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных экологических требований при накоплении отходов, общество не обеспечило выполнение установленных требований.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 8.2 КоАП РФ.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Обществом не оспаривается факт накопления отходов (в том числе тары из-под продуктов) на хозяйственном дворе организации.
В обоснование своей позиции об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, ООО «Ассорти-Альянс» ссылается на наличие договора на вывоз ТБО, заключенного со специализированной организацией.
Указанные доводы не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку допущенное обществом правонарушение выражается в нарушении правил накопления отходов на территории организации – отходы, в том числе тара, складируются на территории хоздвора, не оборудованной с учетом требований СП 2.3.6.1066-01.
В жалобе общество указывает, что накопление происходит в срок, не превышающий одних суток, в дальнейшем отходы перемещаются в контейнеры.
Судом отклоняются указанные доводы, поскольку законодательство в сфере обращения с отходами не допускает складирования (накопления) отходов вне оборудованных площадок, контейнеров, вне зависимости от продолжительности периода такого складирования.
Таким образом, действия общества по складированию отходов в хоздворе вне обустроенной площадки в течение дня также образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Установленная частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 АПК РФ обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом в материалы дела не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер для соблюдения обязанностей, возложенных на него законодательством об обращении отходов производства.
В частности, обществом не представлено доказательств принятия мер, направленных на исключение складирования отходов, образования свалочных очагов на территории, не оборудованной в соответствии с установленными требованиями.
Судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание доводы общества о том, что допущенное правонарушение подлежит квалификации по ст. 6.3 КоАП РФ.
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Действия общества обоснованно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку ООО «Ассорти-Альянс» допущены нарушения требований законодательства в области обращения с отходами, которые содержатся как в Законе об отходах производства и потребления, так и в санитарно-эпидемиологическом законодательстве (СП 2.3.6.1066-01).
Судом апелляционной инстанции также не принимаются доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ №10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Административное правонарушение, совершённое обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области обращения с отходами производства и охраны окружающей среды.
Материалы дела свидетельствуют о пренебрежительном отношении ООО «Ассорти-Альянс» к исполнению публично-правовых обязанностей, поскольку организация не признает наличия в ее действиях правонарушения, полагая возможным складировать в течение дня отходы, в том числе отработанную тару, на необорудованной в специальном порядке территории хозяйственного двора.
Доказательств исключительности обстоятельств совершения правонарушения в материалы дела не представлено.
Допущенное правонарушение посягает на надлежащее санитарно-эпидемиологическое состояние соответствующей территории и соответственно на жизнь и здоровье людей, в том числе покупателей принадлежащего обществу магазина.
Доводы заявителя жалобы о малозначительности совершенного правонарушения направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой апелляционный суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, у Управления Роспотребнадзора по Ростовской области имелись правовые основания для привлечения общества к административной ответственности.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 06.08.2014 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Государственная пошлина в размере 2000 рублей, уплаченная при обращении с апелляционной жалобой, подлежит возврату ООО «Ассорти-Альянс» из федерального бюджета на основании ст. 333.40 НК РФ, поскольку в силу ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06 августа 2014 года по делу А53-5904/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Ассорти-Альянс» из федерального бюджета 2000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
ООО"Экопром" ОТХОДЫ РЕЗИНЫ.НЕФТЕШЛАМЫ.АКБ.ОТХОДЫ ЛКП.ОТРАБОТАНЫЕ МАСЛА.ЗАЧИСТКА РЕЗЕРВУАРОВ ХРАНЕНИЯ ГСМ.ПРОЧИЕ ОТХОДЫ.
СИЛЬНЫЕ МАШИНЫ, ООО Поставка, гарантийное и послегарантийное обслуживание оборудования для вторичной переработки отходов. Мобильные пресс –ножницы, прессы для автомобильных кузовов, краны-манипуляторы и лебёдки.
ООО "Компания "Сторм" Продажа ветоши хб обтирочной крупной, брикеторованной. Мин. размер 40х40.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.