"Дело № А07-7786/2014 по заявлению ИП Ягафаровича к Стерлитамакскому территориальному управлению Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан"
Материал прочитан 1121 раз и оценен
0
Арбитражный суд Республики Башкортостан
Дата рассмотрения: 06.10.2014
РЕШЕНИЕ
Дело № А07-7786/2014
г. Уфа
12 сентября 2014 года
Резолютивная часть решения оглашена 9 сентября 2014 года. Решение в полном объеме изготовлено 12 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Валеева К.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Атаевой М.А., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
к Стерлитамакскому территориальному управлению Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан
Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Шарафутдинов Р.Р., доверенность от 08.09.2014 года;
от ответчиков – Нафиков Р.Ш., доверенность № 10/09712 от 12.11.2013 года.
Индивидуальный предприниматель Гибадуллин Фарваз Ягафарович обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании постановления Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан № 14-08о от 09.04.2014 года о назначении административного наказания по статье 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Определением от 13.08.2014 года, на основании ч. 6 ст. 46 АПК РФ, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал. В обоснование своих требований указывает, на то, что факт осуществления деятельности по накоплению отходов не подтвержден, в акте проверки от 08.04.2014 года нарушений законодательства, в том числе в части требований о размещении и обезвреживании отходов производства и потребления, не выявлено. По смыслу Федерального закона «Об отходах производства и потребления» деятельностью в области обращения с отходами занимаются только специализированные организации. Из материалов дела не следует, что в процессе деятельности предпринимателя образуются опасные отходы.
Представитель ответчика требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, 08.04.2014 года на основании распоряжения начальника Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан № 71П от 11.02.2014 года проведена плановая выездная проверка индивидуального предпринимателя Гибадуллина Фарваза Ягафаровича.
При проверке было установлено, что для осуществления предпринимательской деятельности Гибадуллин Ф.Я. по договору аренды от 20.05.2011 года арендует помещение шиномонтажа и магазин «Хозтовары» расположенные по адресу: Республика Башкортсотан, Гафурийский район, с. Бурлы, ул. Казанская, д. 30. Осуществляется деятельность по розничной торговле строительными материалами и техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей.
На момент проверки деятельность индивидуального предпринимателя Гибадуллина Фарваза Ягафаровича в области обращения с отходами состоит в организации содержания мест (накопления) временного хранения образующихся отходов производства и потребления. В процессе производственной и хозяйственной деятельности на шиномонтаже и магазине индивидуального предпринимателя Гибадуллина Фарваза Ягафаровича образуются следующие отходы I - V класса опасности:
- для освещения внутреннего помещения шиномонтажа, магазина и уличного освещения используются энергосберегающие лампы, при замене которых образуется отход I класса опасности - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, код по ФККО 353 301 0013 01 1.
От работы отопительной печи образуется:
- пыль древесного угля, код по ФККО 3140340111 00 4.
При производстве работ по ремонту автошин образуется:
- обтирочный материал загрязненный маслами (содержание масел менее 15%), код по ФККО 5490270101034;
- в процессе уборки внутреннего помещения и жизнедеятельности работающего на шиномонтаже и магазине «Хозтовары» образуются отходы IV класса опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), код по ФККО 912 004 00 01 00 4;
- при уборке территорий шиномонтажа и магазина «Хозтовары» образуется отход V класса опасности - отходы потребления на производстве подобные коммунальным (уличный смет), код по ФККО 9120000000 00 5.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, и проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения. В статье 1 указанного закона закреплено, что обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В связи с тем, что в процессе деятельности индивидуального предпринимателя образуются отходы I и IV класса опасности, у индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» возникает обязанность подтвердить отнесение данных видов отходов к конкретному классу опасности и составления паспортов на отходы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 01.09.2011 года № 271 (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.10.2011 года № 22050). Однако в ходе проверки установлено, что вышеперечисленные требования при обращении с отходами производства и потребления индивидуальным предпринимателем Гибадуллиным Фарвазом Ягафаровичем не соблюдаются.
Инвентаризация отходов и мест их размещения на шиномонтаже и магазине «Хозтовары» индивидуального предпринимателя не проведена, что является нарушением статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Свидетельство о классе опасности отхода и паспорт опасного отхода, оформленные в установленном порядке, на образующиеся отходы I - IV классов опасности не представлены, что является нарушением статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Профессиональная подготовка, подтвержденная свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами у лиц, допущенных к обращению с отходами отсутствует, что является нарушением п. 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Таблицы данных учета, заполняемые лицом, ответственным за учет, индивидуальным предпринимателем Гибадуллиным Фарвазом Ягафаровичем не представлены; первичный учет образовавшихся, переданных другим лицам, а также размещенных отходов не организован, что является нарушением п. 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 01.09.2011 года № 271.
Накопление образующихся отходов IV-V классов опасности (ТБО, уличный смет) на территории шиномонтажа и магазина осуществляется в мешки с последующим уносом на свалку: твердое водонепроницаемое покрытие площадки под мешком отсутствует, что является нарушением статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
По результатам проверки Стерлитамакским территориальным управлением Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан составлен акт проверки № 14-10 от 08.04.2014 года и протокол об административном правонарушении № 14-08о от 08.04.2014 года в отношении индивидуального предпринимателя Гибадуллина Фарваза Ягафаровича.
9 апреля 2014 года Стерлитамакским территориальным управлением Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан при рассмотрении материалов дела о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в отношении индивидуального предпринимателя Гибадуллина Фарваза Ягафаровича, вынесено постановление о назначении административного наказания № 14-08о по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, индивидуальный предприниматель Гибадуллин Фарваз Ягафарович обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об отмене вышеуказанного постановления.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к выводам, что требования заявителя не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Индивидуальным предпринимателем Гибадуллиным Фарвазом Ягафаровичем в результате деятельности по эксплуатации здания шиномонтажа и магазина «Хозтовары» допущено нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что в результате деятельности индивидуального предпринимателя Гибадуллина Фарваза Ягафаровича образуются отходы производства и потребления 1, 4 и 5 классов опасности.
Предпринимателем осуществляется накопление образующихся отходов - временное складирование в собственных помещениях, в специально обустроенных местах в целях дальнейшей передачи их специализированным организациям.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем Гибадуллиным Фарвазом Ягафаровичем не соблюдены экологические и санитарно-эпидемиологические требования при ином обращении с отходами производства и потребления, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
В ходе проведения проверки индивидуального предпринимателя Гибадуллина Фарваза Ягафаровича установлено, что:
- в нарушение статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отсутствуют паспорта на опасные отходы, образующиеся в результате деятельности предпринимателя;
- в нарушение статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не ведется в установленном порядке учет образовавшихся отходов;
- в нарушение статьи 15 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, допущенные к обращению с опасными отходами, не имеют профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством на право работы с отходами I-IV класса опасности;
- в нарушение статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ ФЗ «Об отходах производства и потребления» не проведена инвентаризация отходов и мест их размещения на территории шиномантажа и магазина «Хозтовары».
В соответствии с п. 3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Приказом МПР РФ от 02.12.2002 года № 785 утверждена форма паспорта опасного отхода и Инструкция по заполнению формы паспорта опасного отхода (далее Инструкция).
В соответствии с пунктом 1 Инструкции паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом Министерства природных ресурсов России по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Согласно пунктам 2-4 Инструкции паспорт опасного отхода составляется: на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы I - IV класса опасности для окружающей природной среды.
Индивидуальным предпринимателем Гибадуллиным Фарвазом Ягафаровичем в нарушение требований п. 3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ не разработаны паспорта на отходы I - IV класса опасности.
В соответствии с п. 1 статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Порядок учета в области обращения с отходами регламентирован приказом Минприроды России от 01.09.2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (далее Порядок).
В соответствии с указанным Порядком учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п. 1 статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ предпринимателем учет образовавшихся отходов в установленном порядке не ведется. Журнал учета движения отходов административному органу представлен не был.
В соответствии с п. 1 статьи 15 Федерального закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В нарушение данного требования, лица, допущенные индивидуальным предпринимателем Гибадуллиным Фарвазом Ягафаровичем к обращению с опасными отходами, не имеют профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Возможность соблюдения природоохранного законодательства находилась в сфере полного контроля индивидуального предпринимателя Гибадуллина Фарваза Ягафаровича. Нарушения носили организационный характер и не были обусловлены какими-либо чрезвычайными либо иными непреодолимыми для предпринимателя обстоятельствами.
Довод заявителя о том, что он не является субъектом выявленного административного правонарушения суд считает несостоятельным.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Оснований для ограничения субъектного состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами, не имеется (постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 года № 709/11).
Таким образом, событие и вина предпринимателя установлены Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан в полном объеме. Доказательств того, что индивидуальным предпринимателем Гибадуллиным Фарвазом Ягафаровичем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено.
Установленные обстоятельства образуют состав административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии с ч. 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт правонарушения и вина предпринимателя подтверждаются актом проверки, протоколом об административном правонарушении, другими доказательствами.
На основании изложенного, суд не находит оснований для отмены или изменения постановления Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 09.04.2014 года № 14-08о о назначении административного наказания индивидуальному предпринимателю Гибадуллину Фарвазу Ягафаровичу.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленного требования индивидуальному предпринимателю Гибадуллину Фарвазу Ягафаровичу отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.ru.
Казань-Станок Продажа оборудования для производства и переработки пластика
Beijing Cn & Ru Wantong International Trading Co., Ltd. Поставки экологического оборудования, поставки оборудования по переработке и сжиганию отходов различного происхождения, комплексы очистки сточных вод и питьевой воды, оборудование по очистке дымовых г...
Hood River Finland LTD 1) природоохранные ресурсосберегающие инновационные технологии,
применяемые в следующих направлениях:
1.1. Очистка загрязненных вод:
- Технологии и оборудование для безреагентной водоподготовки р...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.