"Дело № А75-6981/2013 по заявлению закрытого акционерного общества «Иртышнефтепродукт» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре"
Материал прочитан 996 раз и оценен
0
АС Ханты-Мансийского АО
Дата рассмотрения: 29.10.2014
РЕШЕНИЕ
Дело № А75-6981/2013
02 сентября 2014 г.
г. Ханты-Мансийск
Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2014 г.
Полный текст решения изготовлен 02 сентября 2014 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания секретарем Кириповой Н.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Иртышнефтепродукт» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания от 01.07.2014 № 855-ОК/8 и представления от 01.07.2014 № 748-ОК/8,
при участии представителей сторон:
от заявителя - Панина Л.П., доверенность от 01.08.2014,
от административного органа - Гараева А.Г., доверенность от 05.02.2014 № 23,
у с т а н о в и л:
закрытое акционерное общество «Иртышнефтепродукт» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявление к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания от 01.07.2014 № 855-ОК/8 и представления от 01.07.2014 № 748-ОК/8.
Представитель заявителя требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласен, по доводам отзыва на заявление.
Как следует из материалов дела, 22.04.2014 административным органом проведен рейдовый осмотр по маршруту 12-28 км реки Иртыш от устья, в ходе которого обнаружена свалка металлолома. Свалка расположена в водоохраной зоне реки Иртыш, правый берег, г. Ханты-Мансийск, район съезда с моста «Красный Дракон». На земельном участке осуществляется накопление металлолома (разрезанные металлические бочки объемом 200 литров, кузова битых автомобилей, искореженные опорные конструкции, обрезки труб различного диаметра, автомобильные покрышки). Место, где осуществляется накопление металлолома, не имеет твердого (гидроизолирующего) покрытия. Ориентировочная площадь захламления 200 кв. м.
Данное обстоятельство зафиксировано в акте обследования территории от 25.04.2014, фототаблице.
Административным органом 14.05.2014 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Установив, что указанный выше участок на основании свидетельства о государственной регистрации от 11.03.2013 принадлежит ЗАО «Иртышнефтепродукт» управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 16.06.2014 № 891-ОК/8 .
Управлением 25.06.2014 произведен осмотр принадлежащих юридическому лицу территорий, о чем составлен протокол осмотра.
Уполномоченным должностным лицом управления рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено постановление от 01.07.2014 № 855-ОК/8, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Обществу выдано представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 01.07.2014 № 748-ОК/8.
Заявитель, не согласившись с вынесенным постановлением и представлением, обратился в суд с настоящими требованиями.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению и иному обращении с отходами производства и потребления.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной или иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Под обращением с отходами следует понимать деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, при этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию). Соответствующее толкование понятия «обращения с отходами» дано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2012 № 15331/11.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 4973/12 по делу № А60-50398/2011, в соответствии со статьей 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается факт накопления отходов производства в виде металлолома на указанном выше земельном участке.
Доводы заявителя об истечении срока давности привлечения к административной ответственности подлежат отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Поскольку правонарушение выявлено 22.04.2014, годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не пропущен.
Спорный земельный участок принадлежит заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 11.03.2014 № 86-АБ 589677.
Между ЗАО «Иртышнефтепродукт» (арендодатель) и ООО «УралСибМет» (арендатор) заключены договоры от 02.09.2013, от 01.01.2014 аренды земельного участка площадью 1 500 кв. м по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Затонская, участок 1, по условиям которых арендатор принял в аренду часть земельного участка для использования в качестве складирования металлолома.
Судом установлено, что в данном случае ЗАО «Иртышнефтепродукт» не является субъектом совершенного правонарушения, поскольку накопление отходов осуществило ООО «УралСибМет» в результате осуществления своей деятельности.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются обстоятельства совершенного административного правонарушения, в том числе место, время совершения и событие правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Привлекая ЗАО «Иртышнефтепродукт» к административной ответственности, Управление неправильно установило субъекта правонарушения и неправомерно не приняло во внимание объяснения, данные обществом при составлении протокола об административном правонарушении.
Таким образом, административный орган в нарушение части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал наличие состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах административный орган привлек юридическое лицо к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств наличия в действиях последнего состава административного правонарушения, с нарушением положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
Согласно части 1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Поскольку административным органом не доказан состав административного правонарушения, то выданное представление является недействительным.
При указанных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
признать незаконными и отменить постановление от 01.07.2014 № 855-ОК/8 и представление от 01.07.2014 № 748-ОК/8, принятые Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.