"Дело № А50-9329/2014 по иску ООО «Торговый дом «Чистый город» Муниципальному казенному учреждению «Благоустройство Мотовилихинского района» и Обществу с ограниченной ответственностью «Буматика»"
Материал прочитан 1235 раз и оценен
0
АС Пермского края
Дата рассмотрения: 24.09.2014
РЕШЕНИЕ
8 сентября 2014 года
Дело № А50-9329/2014
Резолютивная часть решения объявлена 3 сентября 2014 года. Полный текст решения изготовлен 8 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе:
судьи Белокрыловой О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чашниковой И.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Чистый город»
к ответчикам: 1. Муниципальному казенному учреждению «Благоустройство Мотовилихинского района»
2. Обществу с ограниченной ответственностью «Буматика»
Третье лицо - Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
о признании закупки на выполнение работ недействительной
В судебном заседании приняли участие:
Истец – не явился, извещен надлежащим образом
Ответчики: 1. Муниципальное казенное учреждение «Благоустройство Мотовилихинского района» - не явились, извещены надлежащим образом
2. Общество с ограниченной ответственностью «Буматика» – Гаврилов В.Ю., по доверенности от 12.12.2013г., предъявлен паспорт
Третье лицо – не явилось, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие
Истец обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением о признании недействительным закупки на выполнение работ по содержанию пустошей, логов и водоохранных зон в Мотовилихинском районе г.Перми с обезвреживанием и размещением бесхозяйных отходов I-V классов опасности на специализированном полигоне ТБО для захоронения и хранения (лот 1), извещение о проведении электронного аукциона от 07.04.2014г. №0356300126214000018.
Ответчик - Муниципальное казенное учреждение «Благоустройство Мотовилихинского района» предъявленные требования не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве (л.д.65-73), ссылаясь на то, что как только в аукционной документации появилось условие о размещении отходов, весь заказ автоматически стал подпадать под регулирование лицензируемой деятельности по размещению отходов и в этом случае, даже наличие одного условия о размещении отходов 1-4 класса, по мнению ответчика, исключило из состава участников организаций, не имеющих лицензии. Ссылаясь на наличие судебной практики по аналогичным спорам, ответчик просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Ответчик – Общество с ограниченной ответственностью «Буматика» предъявленные требования не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь в том числе и на то, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, в связи с чем, по мнению ответчика, заказчиком правомерно в полном соответствии с положениями Закона №44-ФЗ о контрактной системе, заявлено требование о наличии у участника закупки лицензии, в данном случае на размещение отходов.
Кроме того, ответчик указывает на то обстоятельство, что в настоящее время муниципальный контракт более чем на половину исполнен, что свидетельствует о невозможности повторного размещения закупки.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, письменный отзыв не представило в связи с отсутствием искового заявления ООО «ТД «Чистый город».
Исследовав материалы дела, и заслушав доводы представителя ответчика, арбитражный суд установил следующее.
Муниципальным казенным учреждением «Благоустройство Мотовилихинского района» (заказчик) была размещена закупка на выполнение работ по содержанию пустошей, логов и водоохранных зон в Мотовилихинском районе г.Перми с обезвреживанием и размещением бесхозяйных отходов I-V классов опасности на специализированном полигоне ТБО для захоронения и хранения (лот 1), извещение о проведении электронного аукциона №0356300126214000018, способ размещения заказа – открытый аукцион в электронной форме, начальная (максимальная) цена контракта – 1 941 788 руб. 87 коп., срок поставки товара – с момента заключения муниципального контракта по 14 октября 2014г. (документация об открытом аукционе – л.д.15-26).
В соответствии с п.3 Технического задания (приложение №1 к документации) составом работ и периодичностью их выполнения являлось следующее:
- период выполнения работ с момента заключения контракта по 20.06.2014г. – комплексная уборка территории логов и водоохранных зон в весенний период: обезвреживание и размещение (в части захоронения и хранения) бесхозяйных отходов I-V классов опасности (отходов несортированных, мусора строительного, покрышки отработанные и др.), прочих коммунальных отходов на специализированном полигоне ТБО. Ликвидация земляных отвалов грунта антропогенного характера;
- период выполнения работ с 21.06.2014г. по 14.10.2014г. – текущее содержание территории логов, водоохранных зон: обезвреживание и размещение (в части захоронения и хранения) бесхозяйных отходов I-V классов опасности (различных видов загрязнений), ликвидация крупных очагов бесхозяйных отходов I-V классов опасности на специализированном полигоне ТБО. Ликвидация земляных отвалов грунта антропогенного характера.
В пункт 3.2. документации заказчик включил условие, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе и документы или копии документов, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: действующую лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, требование установлено п.30 ст.12 Федерального закона от 04.05.20011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно п.5 Технического задания обращение с отходами производства и потребления (захоронение и хранение) при выполнении работ должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в том числе, лица, которые допущены к обращению с отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (лицензией) на право работы с отходами (размещение в части захоронения и хранения), в том числе I-IV класса опасности (л.д.27-30).
Победителем аукциона было признано Общество с ограниченной ответственностью «Буматика», с которым 07.05.2014г. был заключен муниципальный контракт №3 (л.д.101-107).
Истец, ссылаясь на то, что он является профессиональным участником рынка по обращению с отходами производства и потребления, что подтверждается, в том числе и выигранными им аукционами на право заключения контракта на оказание услуг по вывозу мусора, твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора и др. (л.д.139-150), полагает, что заказчиком в оспариваемом аукционе неправомерно и незаконно был установлен ряд требований и положений, влекущих недействительность данной документации и не позволивших истцу принять участие в проведенном аукционе.
Как указывает истец, в спорной аукционной документации содержится требование о наличии у участника аукциона лицензии и на обезвреживание и на размещение всех видов отходов, указанных в документации (п.3.2.), при этом, далее – по условиям аукционной документации (п.3.2.) конкретизируется, что исполнителю надлежит в отношении части отходов иметь лицензию на размещение в части захоронения, а в отношении другой части отходов – лицензию на размещение в части хранения, что, по мнению истца, свидетельствует о том, что отходы надлежит размещать на полигоне ТБО, а не обезвреживать их.
Как считает истец, при расчете цены контракта во внимание принималось лишь транспортирование (вывоз мусора) и утилизация (захоронение и хранение), операция обезвреживания при расчете контракта не учитывалась, в связи с чем, требование о наличии у участника аукциона лицензии на обезвреживание отходов, входит в противоречие с техническим заданием и предметом аукциона.
Ссылаясь на то, что установление данного требования ограничило право истца на участие в спорном аукционе, так как у Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Чистый город» отсутствует лицензия и на размещение и на обезвреживание всех видов отходов, указанных в документации, также ссылаясь на ограничение конкуренции, поскольку не были допущены к участию в аукционе лица, не обладающие лицензией с I-IV классы опасности, хотя по контракту предполагается работа лишь с IV классом опасности, а также указывая на нарушения заказчиком аукциона п.п.2 п.1 ст.64 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на п.1 ст.449 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Арбитражный суд считает, что требования истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса (п.3 ст.447 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица; признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (ст.449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.5 ст.10 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) нарушение предусмотренных данным законом положений о размещении заказа является основанием для признания арбитражным судом недействительным размещения заказа. Согласно ст.11 Закона о размещении заказов участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В силу ч.1 ст.12 Закона о размещении заказов при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе.
Положениями ч.1, 2 ст.34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара (работ, услуг), требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) потребностям заказчика.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (ст.2 Закона об отходах).
В соответствии с п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Статьей 4 Закона об отходах установлено, что собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Документацией об аукционе в электронной форме и Техническим заданием к документации предусмотрены работы по содержанию пустошей, логов и водоохранных зон в Мотовилихинском районе г.Перми с обезвреживанием и размещением бесхозяйных отходов I-V классов опасности на специализированном полигоне ТБО для захоронения и хранения (лот 1).
Поскольку из условий аукционной документации следует, что целью проведения аукциона явилось именно размещение отходов I-V классов опасности на специализированных объектах, суд считает, что установление в документации об аукционе требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-V классов опасности является правомерным.
В силу пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 № 101 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства» лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Таким образом, лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном главой 8 Закона, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа (ст.57 Закона № 94-ФЗ).
В соответствии со ст.8 Закона № 94-ФЗ участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение контракта.
В силу статьи 8 названного Закона участником размещения заказа является то лицо, которое, явно выразило свои волевые намерения, и подало соответствующие документы на участие в аукционе.
При этом, с требованиями о признании недействительными результатов конкурса или аукциона могут обращаться в арбитражный суд не только участники конкурса или аукциона, но и лица, которым было отказано в участии в конкурсе (аукционе) (пункт 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 № 32).
Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Стороны согласно ст.ст.8, 9 АПК РФ пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Как указывает истец, заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключить муниципальный контракт он не подавал, участие в спорном аукционе не принимал.
Доказательств, подтверждающих намерение истца участвовать в спорном аукционе, материалы дела также не содержат.
При таких обстоятельствах, суд считает, что истец не доказал свою заинтересованность в оспаривании результатов аукциона.
Кроме того, в силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
По смыслу данной нормы требование о признании торгов недействительными может быть удовлетворено, если это приведет к восстановлению нарушенных прав лица, предъявившего иск.
Как следует из материалов дела и пояснений ответчиков, муниципальный контракт №3 от 07.05.2014г. со сроком производства работ – с момента заключения контракта по 14 октября 2014 года (п.2.1.) в настоящее время более чем на половину исполнен, что свидетельствует о невозможности повторного размещения закупки.
Исходя из того, что муниципальный контракт большей частью исполнен и оплачен, что исключает возможность приведения сторон в первоначальное положение и делает невозможным восстановление субъективных прав истца при избранном способе защиты, суд считает, что и в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Расходы по оплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
ООО "Вивамакс Пласт" ООО "ВИВАМАКС ПЛАСТ" - по праву занимает лидирующие позиции в области приема и последующей переработки большинства видов полимерных отходов. Благодаря отлаженной работе всех этапов нашей деятельности...
АО "ИНТЕГРАЦИЯ" Решаем задачи от перепланировки небольших помещений до сложных проектов — работаем с крупными промышленными и складскими комплексами.
Проектирование зданий и сооружений по всей России!
Нами было...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.