"Дело № А12-11337/2014 по заявлению Администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области к Министерству природных ресурсов и экологии Волгоградской области"
Материал прочитан 1296 раз и оценен
0
АС Волгоградской области
Дата рассмотрения: 17.09.2014
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград
Дело № А12-11337/2014
«01» сентября 2014 года
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 01.09.2014.
Решение в полном объеме изготовлено 01.09.2014.
Судья Арбитражного суда Волгоградской области Наумова М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николенко И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
Администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области
к Министерству природных ресурсов и экологии Волгоградской области
третье лицо: муниципальное бюджетное учреждение «Калачевское городское хозяйство»
о признании недействительным предписания
в судебном заседании приняли участие:
от заявителя – Шаповалова Т.В., представитель по доверенности от 11.02.2014 № 234
от Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области – Зайцев В.А., представитель по доверенности от 25.11.2013 № 2
от муниципального бюджетного учреждения «Калачевское городское хозяйство» – не явился, извещен
У С Т А Н О В И Л :
Администрация Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействительным предписание Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 24.01.2014 № 31/08-01-14.
Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области не признает заявленные требования, считая их необоснованными.
Изучив представленные документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Предписанием Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 24.01.2014 № 31/08-01-14 на Администрацию Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность разработать в установленном порядке Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; в специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти установить нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; работу с отходами 4 класса опасности осуществлять при наличии лица, прошедшего профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом); составить паспорта отходов 4 класса опасности; на образующиеся отходы 4 класса опасности получить свидетельства о классе опасности отхода для окружающей среды; обеспечить ведение в установленном порядке учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Предписание выдано после проведения проверки, результаты которой отражены в акте от 31.05.2013 № 31/51-05-13.
Из представленных документов усматривается, что в период с 07.05.2013 по 31.05.2013 проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в области охраны окружающей среды, в отношении Администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (далее – Администрация), расположенной по адресу: Волгоградская область, г. Калач-на-Дону, ул. Советская, 2.
В акте проверки указано о нарушении Администрацией части 1 статьи 24, части 1 статьи 34, части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 11, частей 2, 3 статьи 14, части 1 статьи 15, частей 1, 2, 3 статьи 18, части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 2.3, подпунктов 3, 4 пункта 2.4 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода», приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
В акте указано, что Администрацией эксплуатируется одноэтажное кирпичное здание (сооружение). Основным видом деятельности администрации является деятельность органов местного самоуправления поселковых и сельских населенных пунктов - по коду ОКВЭД 75.11.32. Среднесписочная численность сотрудников администрации - 22 человека. В ходе осуществления администрацией хозяйственно-бытовой деятельности образуются отходы производства и потребления, такие как мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - код по ФККО 9120040001004, отходы потребления на производстве подобные коммунальным - код по ФККО 9120000000000, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - код по ФККО 1871030001005. При этом администрацией не подтверждено отнесение образующихся отходов IV класса опасности к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, вследствие чего, на образующиеся отходы IV класса опасности отсутствуют свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды, выдаваемые территориальным органом МПР России, не составлены и не согласованы с руководителем территориального органа МПР паспорта на отходы IV класса опасности; отсутствует лицо, прошедшее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами IV класса опасности; не ведется в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; администрация осуществляет деятельность без разработанного в обязательном порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, при отсутствии установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами определено как деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктам 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» утверждена форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению. В соответствии с требованиями инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода - паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Паспорт опасного отхода составляется: на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы 1-4 класса опасности для окружающей природной среды. Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, выдаваемое территориальным органом МПР России собственнику отхода, является источником сведений об опасности отхода для окружающей природной среды.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Анализируя представленные документы, суд считает, что достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что Администрация осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы производства, Министерством природных ресурсов и экологии Волгоградской области не представлено.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2014 (с учетом определения об опечатке от 07.05.2014) по делу № А12-30291/2013, вступившим в законную силу, установлено, что муниципальное бюджетное учреждение «Калачевское городское хозяйство» (далее – МБУ «Калачевское городское хозяйство») на основании договора 06.08.2008 № 184 приняло на праве оперативного управления и эксплуатирует здание расположенное по адресу: Волгоградская область, г. Калач-на-Дону, ул. Советская, 2. МБУ «Калачевское городское хозяйство» заключен договор на вывоз твердых бытовых отходов №36-ТБО с МУП «Калачводоканал». Предприятие осуществляет уборку помещений, в том числе, занимаемых Администрацией, выносит мусор и производит замену люминесцентных ламп.
МБУ «Калачевское городское хозяйство» заключило с обществом с ограниченной ответственностью «ЭкотехПроект» договор от 04.02.2013 на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), а также паспортов опасных отходов. Паспорта опасных отходов разработаны и утверждены. Администрация не приобретает канцелярские товары и бумагу. Приобретение канцелярских товаров, бумаги и содержание административного здания финансируется МБУ «Калачевское городское хозяйство».
В судебном акте по делу № А12-30291/2013 сделан вывод о том, что Администрация не является собственником образующихся в процессе деятельности отходов от канцелярской деятельности, поскольку Администрация не осуществляет закупку канцелярских товаров, бумаги, не эксплуатирует здание, не утилизирует люминистцентные лампы, не хранит отходы для последующего вывоза и размещения. В акте проверки, по итогам которой принято оспариваемое предписание, отсутствует информация о количестве отходов, их составе; проверяющими не определен класс опасности. Не представлены достаточные доказательства, подтверждающие право собственности. Доводы о нарушении Администрацией природоохранного законодательства основаны на предположениях без достаточных доказательств.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24.01.2014 (с учетом определения об опечатке от 07.05.2014) по делу № А12-30291/2013, вступившее в законную силу, имеет преюдициальное значение.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что предписание Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 24.01.2014 № 31/08-01-14 не соответствует требованиям Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Предписание нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической деятельности, возлагая на него обязанности, не предусмотренные действующим законодательством.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным предписание Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 24.01.2014 № 31/08-01-14.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в установленный законом срок через Арбитражный суд Волгоградской области.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.