"Дело № 06АП-4106/2014 по заявлению ООО "Комфорт" к управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности"
Материал прочитан 863 раза и оценен
0
Шестой арбитражный апелляционный суд
Дата рассмотрения: 08.09.2014
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Дело № 06АП-4106/2014
27 августа 2014 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.,
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Комфорт": Мороко Н.П., представитель по доверенности от 23.06.2014 № 79АА0096486;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Еврейской автономной области: Зуев А.В., представитель по доверенности от 29.07.2014 № 16, Асанов Н.В., представитель по доверенности от 09.01.2014 № 1;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Комфорт"
на решение от 03.07.2014
по делу № А16-555/2014
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Баловой Е.В.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Комфорт"
к управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Еврейской автономной области
об оспаривании постановления от 24.04.2014 № 22 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Комфорт" обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области об оспаривании постановления от 24.04.2014 № 22 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением суда первой инстанции от 03.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО «Комфорт» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе общество указало на то, что предприняло все меры по устранению выявленного административным органом правонарушения, в связи с чем, считает возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Комфорт» поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Управления Росприроднадзора отклонили доводы жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что управлением природных ресурсов правительства Еврейской автономной области, на основании приказа от 28.02.2014 № 14-э, в отношении общества в период с 19.03.2014 по 21.03.2014 проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности обществом образуются, собираются и вывозятся следующие виды отходов на площадках в с. Аур и п. Смидович: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код по ФККО 9110010001004, класс опасности - 4); золошлаки от сжигания углей (код по ФККО 3130020001000, класс опасности не определен). Общество не составило паспорта на вышеуказанные виды отходов. Заявителем эксплуатируются площадки для сбора и хранения отходов: в с. Аур Смидовичского района ЕАО площадка для сбора отходов и жилищ бетонирована и оборудована контейнерами; площадки в с. Аур и в п. Смидович Смидовичского района Еврейской автономной области для временного хранения золошлака не оборудованы искусственным водонепроницаемым покрытием, поверхность отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков.
Согласно справке от 20.03.2014 общество осуществляет сбор и транспортировку несортированных отходов из жилищ жителей с. Аур Смидовичского района Еврейской автономной области на свалку г. Биробиджан ЕАО, что является деятельностью в области обращения с отходами.
Кроме того, согласно договору от 07.02.2014 на оказание услуг по приему и захоронению твердых бытовых отходов на городской свалке, заключенному между обществом и ООО "Спецкомбинат", доставка отходов на свалку производится заказчиком самостоятельно.
Таким образом, общество, осуществляя деятельность в области обращения с отходами (сбор и транспортировка), не составило отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов за 2013 год и не представило её в Управление Росприроднадзора в срок до 15.01.2014. Более того, общество эксплуатирует хозяйственную фекальную канализационную станцию по ул. Заводская, д. 1 в с. Аур Смидовичского района Еврейской автономной области и посредством её осуществляет сброс сточных вод в р. Большой Ин без соответствующего разрешения.
Данные факты указаны в акте проверки от 21.03.2014 № 12.
Сопроводительным письмом от 25.03.2014 № 01-14/505 управление природных ресурсов правительства Еврейской автономной области направило копию акта проверки, а также материалы проверки по подведомственности в Управление Росприроднадзора для принятия мер.
Уведомлением от 27.03.2014 № 04-04/836 административный орган известил законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Данное уведомление получено представителем общества Мороко Н.П. 01.04.2014, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.
09.04.2014, в присутствии законного представителя общества, административным органом в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении № 04443 по статье 8.2 КоАП РФ.
Определением от 09.04.2014 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества назначено на 24.04.2014. Данное определение получено представителем общества в этот же день лично, о чем свидетельствует отметка о вручении на определении.
24.04.2014 государственным инспектором Российской Федерации по охране природы в ЕАО, в присутствии законного представителя общества, принято постановление № 22 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В этот же день обществу выдано предписание № 11 об устранении, в срок до 01.08.2014, нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований.
Не согласившись с постановлением от 24.04.2014 № 22, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействиях) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), Законом об отходах производства и потребления и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В силу статьи 1 Закона об охране окружающей среды экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно пункту 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно.
Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается (пункт 3.7 СанПиН).
Судом первой инстанции установлено, что общество эксплуатирует площадки для временного сбора и хранения отходов (золошлаки от сжигания углей) по адресам: ЕАО, Смидовичский район, п. Смидович, ул. Лермонтова, 26; ЕАО, Смидовичский район, с. Аур, ул. Заводская, 4б.
При этом в нарушение указанных норм на используемой обществом территории отсутствуют места накопления отходов IV класса опасности (площадки для временного хранения золошлака не оборудованы искусственным водонепроницаемым покрытием, поверхность не защищена от воздействия атмосферных осадков).
По части 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Частью 3 данной статьи установлено, что на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Отсутствие паспортов на опасные отходы является нарушением экологических требований, установленных федеральными законами.
Факт того, что на момент проведения проверки у общества отсутствовали паспорта на отходы 1-4 класса опасности, подтверждается актом проверки от 21.03.2014 № 12, протоколом об административном правонарушении от 09.04.2014.
Пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно пунктам 3 и 5 Правил представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.02.2010 N 30, субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Ростехнадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы; отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Из материалов дела следует, что общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что общество, осуществляет деятельность в области обращения с отходами (сбор и траспортировка), при этом отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении которых не представляет.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что в действиях ООО «Комфорт» имеется объективная сторона вмененного нарушения, признается обоснованным.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения требований нормативных правовых актов Российской Федерации, предъявляемых к деятельности предпринимателя в сфере охраны окружающей среды, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, заявитель не представил.
Таким образом, общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на возможность применения к спорным отношениям статьи 2.9 КоАП РФ, в виду того, что предприняло все меры по устранению выявленного административным органом правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении хозяйствующего субъекта к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Таким образом, несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии и охраны окружающей среды, не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям.
Ссылка в апелляционной жалобе на принятие мер по устранению нарушений не свидетельствуют об отсутствии вины общества в совершении правонарушения, поскольку устранение нарушений после выявления совершения заявителем административного правонарушения основанием для освобождения от ответственности не является.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно учел принятые обществом меры по устранению выявленного административным органом правонарушения (разработка и согласование паспортов на опасные отходы 23.04.2014, представление в административный орган отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов 25.04.2014) в качестве смягчающего обстоятельства, назначив в минимальном размере административный штраф, предусмотренный санкцией статьи 8.2 КоАП РФ.
Обстоятельства, отягчающие ответственность судом не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение процедуры привлечения лица к административной ответственности и нарушений не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 03.07.2014 по делу № А16-555/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
НПФ "Продэкология", ЧМП Проектирование, изготовление и поставка магнитных, вихретоковых, электростатических, трибоэлектрических, NIR-сепараторов и промышленных металлодетекторов, применяемых в технологиях рециклинга.
Прое...
ООО "Подольский Завод Оборудования" ООО «Подольский Завод Оборудования» предлагает услуги по квалифицированному ремонту оборудования от любых производителей по Вашей заявке. Ведущие инженеры и специалисты нашей компании окажут тех...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.