"Дело № А81-1917/2014 по заявлению государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж» к Департаменту природно-ресурсного регулирования"
Материал прочитан 889 раз и оценен
0
АС Ямало-Ненецкого АО
Дата рассмотрения: 22.08.2014
РЕШЕНИЕ
Дело № А81-1917/2014
г. Салехард
31 июля 2014 года
Резолютивная часть решения изготовлена (объявлена в судебном заседании).
Полный текст решения изготовлен 31 июля 2014 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Кустова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Осиповой О.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж» к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании постановлений по делу об административном правонарушении от 20.03.2014 №№53-Н, 55-Н,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель не явился,
от заинтересованного лица - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Департамент, административный орган) об оспаривании постановлений по делу об административном правонарушении от 20.03.2014 №№53-Н, 55-Н.
Оспариваемыми постановлениями Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в связи с нарушением ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выразившееся в отсутствии у Колледжа согласованного с уполномоченным органом порядка производственного контроля в области обращения с отходами (постановление № 53-Н) и нарушением Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 (постановление № 55-Н).
В обоснование заявленных требований Колледж указал на признание вины в совершенных правонарушениях, вместе с тем полагает, что наказание не соответствует тяжести совершенных нарушений.
Административный орган с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
Исследовав материалы дела, отзыв, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 АПК РФ, судом установлено следующее.
Как следует из материалов дела, в период с 15.01.2014 по 11.02.2014, на основании приказа директора департамента от 18.12.2013 № 1312, в отношении Колледжа проведена плановая проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в ходе которой установлено следующее:
- у здания учебно-производственных мастерских по ул. Ямальская 9п, в контейнере для накопления мусора от бытовых помещений организаций осуществлялось хранение тары из-под масла автомобильного;
- у здания лабораторного корпуса по ул. Школьная 30, в контейнере для накопления мусора от бытовых помещений организаций осуществлялось хранение отработанных ртутьсодержащих ламп типа ДРЛ в количестве 3 штук и энергосберегающей лампы в количестве 1 штуки).
- для осуществления сбора, транспортирования и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп учреждением по договору № 300 от 01.10.2013 года, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Северная звезда» -юридическое лицо, не имеющее лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, которое не является специализированной организацией;
- не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;
11.02.2014 в отношении колледжа составлены протоколы об административном правонарушении №№ 11-Н, 13-Н и 20.03.2014 постановлениями №№ 53-Н, 55-Н колледж привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и назначен административный штраф в размере 100000 рублей по каждому постановлению.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).
Постановлением № 53-Н Колледж привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за нарушение требований ст. 26 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», выразившееся в отсутствии у Колледжа согласованного с уполномоченным органом порядка производственного контроля в области обращения с отходами.
Постановлением № 55-Н Колледж привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за нарушение Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681, выразившееся:
в отсутствии разработанной инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп;
для осуществления сбора, транспортирования и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп учреждением по договору № 300 от 01.10.2013 года, привлечено юридическое лицо, не имеющее лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Экологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Статья 67 вышеуказанного федерального закона регламентирует, что Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 1).
Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора (ч.2 ст.67 ФЗ № 7-ФЗ).
Согласно ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля определяют по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.
Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены следующие понятия:
Отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
Накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
Обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Оборудование временных мест накопления образующихся у юридического лица отходов и периодичность передачи отходов сторонним организациям является составной частью Порядка производственного контроля в области обращения с отходами.
На основании изложенного, у Колледжа возникает обязанность по разработке Порядка производственного контроля в области обращения с отходами и согласование его в уполномоченном органе.
У Колледжа разработан порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, вместе с тем не согласован в уполномоченном органе, что заявителем не оспаривается, и само по себе образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Кроме того, постановлением № 55-Н Колледж привлечен к административной ответственности за нарушения п.п. 3, 5, 7, 9, 14 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 (далее – Правила № 681).
Исходя из пункта 3 Правил 681, юридические лица разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов (пункт 5 Правил).
Пунктами 7, 14 Правил предусмотрено, что потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару.
Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
Согласно пункту 9 Правил сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
В части вменения нарушения пункта 9 Правил судом установлено, что между Колледжем и ООО «Северная звезда» 01.10.2013 года был заключён договор на оказание услуг по сбору, транспортированию и передаче на обезвреживание отходов люминесцентных ламп и ртуть содержащих приборов.
ООО «Северная звезда имеет лицензию № ОП-57-001344(72) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности.
В части нарушений пунктов 7, 14 Правил из постановления следует, что ртутьсодержащие лампы в количестве 3 штук и энергосберегающей лампы в количестве 1 штуки хранились у здания лабораторного корпуса по ул. Школьная 30, в контейнере для накопления мусора от бытовых помещений.
Заявитель указывает, что для хранения ртутьсодержащих ламп используется только обустроенный накопитель в учебном корпусе № 1.
Административным органом не представлены материалы фотофиксации, в связи с чем в материалах дела отсутствуют доказательства вменённого правонарушения.
Исходя из изложенного, суд полагает доказанными нарушения, выразившиеся в отсутствии у Колледжа согласованного с уполномоченным органом порядка производственного контроля в области обращения с отходами и инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп.
При этом нарушение об отсутствии инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп вытекает из отсутствия порядка производственного контроля в области обращения с отходами.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений.
В Определении № 349-О от 05.11.2003 Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда о проверке конституционности части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Из указанного Определения, а также из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 № 116-О следует, что суд, избирая меру наказания, учитывает характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины и другие смягчающие обстоятельства. Кроме того, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
По мнению суда, в рассматриваемом случае само по себе отсутствие согласованного Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, так как нарушение не повлекло каких либо негативных последствий на окружающую среду.
Как следует из заявления, Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж», был разработан и утверждён Колледжем согласно приказу от 09.01.2014 № 04-А до плановой проверки, но не был согласован с федеральным органом исполнительной власти.
24.02.2014 Порядок отправлен на согласование в Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЯНАО.
06.03.2014 был получен ответ о том, что ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» не включен в «Список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории ЯНАО, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному экологическому контролю» и Порядок направлен по подведомственности в департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса.
В материалах дела имеется письмо Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЯНАО от 06.03.2014 № 1272, подтверждающее факт направления для согласования Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа «Муравленковский многопрофильный колледж».
В связи с чем, бездействие Общества, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, пренебрежительное отношение заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей также не усматривается из материалов дела.
В настоящем случае обстоятельства совершения и характер рассматриваемого правонарушения, при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, позволяют квалифицировать правонарушение как малозначительное.
В силу пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если малозначительность правонарушения установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Руководствуясь ст. ст. 168-170, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
постановления Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2014 №№53-Н, 55-Н по делам об административных правонарушениях признать незаконными и отменить.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
ООО "АльфаЭкоПроект ООО «АльфаЭкоПроект» входит в группу компаний АЛЬФА и группу компаний ЭКО. Вот уже более двух лет мы успешно занимаемся разработкой и согласованием проектной природоохранной документации, сопровождаем...
ООО Группа БМЗ Производство, продажа и сервис дробильного оборудования для измельчния ТБО
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.