"Дело № А82-5106/2013 по заявлению Центрального банка РФ о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской области"
Материал прочитан 985 раз и оценен
0
ФАС ВВО (ФАС Волго-Вятского округа)
Дата рассмотрения: 01.09.2014
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Нижний Новгород
Дело № А82-5106/2013
04 августа 2014 года
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 31.07.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Пименовой О.И. (доверенность от 26.06.2014 № 06/2121)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица –
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.06.2013,
принятое судьей Ландарь Е.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014,
по заявлению Центрального банка Российской Федерации
о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской области, выразившихся в отказе возвратить излишне перечисленную плату за негативное воздействие на окружающую среду
и установил :
Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления по Ярославской области (далее – Банк) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области (далее – Управление), выразившихся в отказе возвратить 122 510 рублей 02 копейки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 – 2012 годы; о возложении на Управление обязанности принять решение о возврате платы за 2010 – 2012 годы в сумме 122 510 рублей 02 копеек.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19.06.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.03.2014 постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.10.2013 по делу № А82-5106/2013 об отказе в удовлетворении иска отменено. Дело направлено на новое рассмотрение во Второй арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 решение суда первой инстанции от 19.06.2013 оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Банк в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно доводов Управления, просил оставить жалобу без удовлетворения; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Банк представил в Управление расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 – 2012 годы и по платежным поручениям перечислил данные платежи Управлению.
Банк, посчитав, что не является субъектом обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за размещение отходов, 12.03.2013 обратился в Управление с заявлением о возврате излишне перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 – 2012 годы.
В письме от 05.04.2013 Управление сообщило Банку о том, что представленные им корректирующие расчеты не могут быть приняты к учету, поскольку Банк является собственником отходов и должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Банк посчитал, что действия Управления, выразившихся в отказе возвратить излишне перечисленную плату за негативное воздействие на окружающую среду, являются неправомерными, и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 1 и 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 1 и 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Арбитражный суд Ярославской области исходил из того, что Банк не является субъектом обязательства по внесению платы за размещение отходов, в связи с этим удовлетворил исковые требования.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьей 23 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Из статьи 3 Закона об охране окружающей среды следует, что хозяйственная и иная деятельность, в том числе юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Закон об охране окружающей среды, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (пункт 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (далее – Порядок).
Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления (далее – отходы) – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов – хранение и захоронение отходов; хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно статье 12 Закона об отходах производства и потребления создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 1). Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2). Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6).
В силу статьи 23 Закона об отходах производства и потребления плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды. Обращение с отходами подразумевает деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, которые, за исключением накопления отходов, вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Банк обратился в Управление с заявлением о возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010–2012 годы, указав, что самостоятельно не осуществляет размещение отходов. В соответствии с заключенными договорами отходы передаются специализированным организациям в целях обезвреживания и размещения. Регулярно производится оплата за обезвреживание, размещение отходов.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды установили, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что заявитель осуществляет деятельность по размещению отходов.
Доводы заявителя об обратном направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что у Банка отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения твердых бытовых отходов и правомерно удовлетворили требование Банка.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как заявитель в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.06.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 по делу № А82-5106/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской области – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.