"Дело № А70-5633/2014 г. по заявлению ООО «Сервис-Град» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области об оспаривании в части приказа № 98 от 27.02.2014"
Материал прочитан 1342 раза и оценен
0
АС Тюменской области ООО «Сервис-Град» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области об оспаривании в части приказа № 98 от 27.02.2014
Дата рассмотрения: 25.08.2014
РЕШЕНИЕ
Дело № А70-5633/2014 г.
г. Тюмень
06 августа 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 августа 2014 года. Полный текст решения изготовлен 06 августа 2014 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Безикова О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гонтарь Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Сервис-Град»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
об оспаривании в части приказа № 98 от 27.02.2014,
при участии
от заявителя – Калинин Д.А. на основании доверенности от 05.05.2014 №6;
от ответчика – Полухин Д.А. на основании доверенности от 31.12.2013 №3,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Сервис-Град» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области об оспаривании в части приказа № 98 от 27.02.2014.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Как следует из материалов дела, на основании приказа ФАС России от 19.12.2012 №773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 голы» проведен обзор рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов.
Анализ проведен с целью оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемых рынках долю более 35% и внесения их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр хозяйствующих субъектов), выявления барьеров входа на рынок и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.
Определение параметров исследуемого рынка произведено Управлением на основании Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок №220), а также Методических рекомендаций по проведению анализа рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации).
В результате анализа Управлением предварительно расценены как основание для осуществления действий по включению в Реестр хозяйствующих субъектов Общества на товарном рынке «услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов в географических границах г.Тобольска с долей более 35%».
Приказом Управления от 27.02.2014 №98 «О внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения» сведения об Обществе включены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 №896.
Полагая, что вышеуказанный приказ частично не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд Тюменской области с рассматриваемым заявлением, в котором просит признать указанный ненормативный акт незаконным и отменить его в оспариваемой части.
В обоснование своих требований заявитель указал, что Управлением проведен анализ рынка за 2012 год, тогда как соответствующий Приказ вынесен 27.02.2014. По мнению заявителя, обоснования причин не исследования рынка за 2013 год, иных обоснований выбора исследуемого периода с учетом требований пункта 2.1 Порядка №220 в отчете не представлено.
Кроме того, Общество в своем заявлении ссылается на положения Федерального закона от 04.05.2011 №99 «О лицензируемых видах деятельности», согласно которого, транспортировка отходов не является лицензируемым видом деятельности, что сняло основное ограничение входа на рынок транспортировки твердых бытовых отходов новых предприятий города.
Заявитель полагает, что за период с момента составления аналитического отчета и до издания оспариваемого Приказа состав хозяйствующих субъектов (конкурентов) и их доли значительно изменились.
Таким образом, Общество считает, что отчет Управления не содержит объективной информации о количестве хозяйствующих субъектов, действующих на рынке транспортировки твердых бытовых отходов, оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке твердых бытовых отходов.
Заявитель указал, что им самостоятельно проведена оценка конкуренции на товарном рынке транспортировки твердых бытовых отходов, из которого видно, что доля Общества не превышает 35%.
Возражая против заявленных требований, Управление считает, что определение параметров исследуемого рынка произведено на основании Порядка №220 и Методических рекомендаций, в том числе, источников исходной информации.
Их отзыва ответчика следует, что на основании выявленных потребительских свойств услуг, продуктовые границы рынков были определены как «услуги по транспортировке твердых бытовых отходов» и «услуги по размещению твердых бытовых отходов».
Согласно Порядку №220 и Методических рекомендаций был определен временной интервал исследования, продуктовые границы товарного рынка, географические границы товарного рынка, состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке, барьеры входа на товарный рынок, оценка состояния конкуренции на товарном рынке.
В связи с чем, Управление полагает, что основания для удовлетворения доводов заявителя отсутствуют.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ) антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 №896 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы - если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган Федеральной антимонопольной службы) или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Пунктом 8 Правил установлено, что доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона №135-ФЗ.
Включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте, их исключение из него, а также внесение в реестр изменений, осуществляются на основании соответствующих решений антимонопольных органов, оформляемых приказами, в связи с установлением, либо изменением доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, определяемой антимонопольными органами по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, проводимого в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона №135-ФЗ (пункты 4, 5, 8, 16 Правил).
Определение границ рынка (продуктовых, географических) и расчет доли, занимаемой на нем хозяйствующим субъектом, производится в соответствии с Порядком № 220.
Согласно пункту 1.3 Порядка № 220 проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовых и географических границ товарного рынка; определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей; расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; определение уровня концентрации товарного рынка; определение барьеров входа на товарный рынок; оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; оставление аналитического отчета.
В соответствии с пунктом 11.1 Порядка №220 по результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке составляется аналитический отчет, в котором приводятся результаты проведенного анализа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона № 135-ФЗ под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Как следует из материалов дела, в целях оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, имеющих па рассматриваемых рынках долю более 35 процентов и внесения их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, ответчику предоставлены полномочия по проведению соответствующего анализа.
Федеральной антимонопольной службой России разработаны и направлены в адрес ответчика Методические рекомендации.
В соответствии с Методическими рекомендациями Управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов, по результатам которого составлен аналитический отчет от 29.07.2013 (л.д. 88-100).
Судом установлено, что в соответствии с пунктом 1.5 Порядка и Методическими рекомендациями, источниками исходной информации, являлись также сведения, предоставленные органами статистики, местного самоуправления г. Тюмени и г. Тобольска, департаментом недропользования и экологии Тюменской области, управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродиадзора) по Тюменской области хозяйствующими субъектами - участниками товарных рынков; а также иная информация.
Согласно Порядку №220 и Методических рекомендаций временной интервал исследования был определен как период с 01.01.2012 по 31.12.2012, в связи с чем, довод заявителя о необходимости исследования рынка за 2013 год, суд находит несостоятельным.
Судом установлено, что на основании выявленных потребительских свойств услуг, продуктовые границы рынков были определены ответчиком как «услуги по транспортировке твердых бытовых отходов» и «услуги по размещению твердых бытовых отходов».
В качестве географических границ рынка оказания услуг по транспортировке и рынка оказания услуг по размещению твердых коммунальных отходов, в соответствии с Методическими рекомендациями, были приняты административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей - границы городов Тюмень и Тобольск Тюменской области (без автономных округов).
В ходе проведения анализа на территории г. Тобольска были определены следующие участники рынка, осуществляющие услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов в границах города: ООО «Сервис-Град», ООО «Жилсервис-Запад», ООО «СпецАвто»и ООО «Паритет».
При этом ссылка заявителя на список специализированных и неспециализированных организаций судом не принимается, поскольку в целях проведения анализа, как следует из пояснений ответчика, были задействованы только организации, имеющие лицензию на осуществление данного вида деятельности (раздел 4 Методических рекомендаций).
С учетом доводов ответчика, а также положений пункта 5.2 Порядка №220, суд приходит к выводу о том, что количество установленных хозяйствующих субъектов явилось достаточным для проведения анализа.
Расчет общего объема рассматриваемых рынков, определенных в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынках осуществлен на основании объема товара.
Количественной характеристикой объема рынков услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов (Vm) является общий объем по транспортированию и размещению отходов в натуральных показателях (куб.м) и стоимостных показателях (цена услуги, руб).
Доли хозяйствующих субъектов на указанных рынках, в соответствии с пунктом 6.3 Порядка, были рассчитаны как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю объема товарного рынка.
В целом рассмотрев аналитический отчет, суд приходит к выводу о том, что он содержит в себе отображение всех вышеуказанных этапов исследования, в соответствии с Порядком №220 и Методическими рекомендациями.
По результатам оценки состояния конкурентной среды антимонопольным органом сделан вывод о том, что целесообразно продуктовые границы товарного рынка «услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов» определить следующим образом: рынок «транспортировка твердых коммунальных отходов» и рынок «размещение твердых коммунальных отходов». Коэффициенты рыночной концентрации и индексы Герфиндаля-Гиршмана, рассчитанные для рынка транспортировки твердых коммунальных отходов в 2012 году в географических границах г. Тюмени, не позволяют однозначно определить тип рынка и свидетельствуют о его пограничном состоянии (между высококонцентрированным рынком и рынком умеренной концентрации). В то же время, три из четырех рассчитанных показателей (коэффициенты рыночной концентрации и индексы Герфиндаля-Гиршмана, рассчитанные исходя из показателей объема услуг в натуральном и стоимостном выражении соответственно) указывают на умеренный уровень концентрации рынка. Коэффициенты рыночной концентрации и индексы Герфиндаля-Гиршмана, рассчитанные для рынка транспортировки твердых коммунальных отходов в 2012 году в географических границах г.Тобольска и рынка размещения твердых коммунальных отходов в географических границах г.Тюмени и г. Тобольска, существенно превышают минимальные пороговые значения показателей, установленные для высококонцентрированного уровня. Таким образом, перечисленные рынки характеризуется высокой степенью экономической концентрации и неразвитой конкуренцией.
Результаты анализа были расценены ответчиком как основание для включения в Реестр хозяйствующих субъектов сведений об Обществе на товарном рынке «услуги по транспортировке твердых коммунальных отходов» в географических границах г. Тобольска с долей более 35%.
Руководствуясь вышеизложенным, суд полагает, что все необходимые этапы анализа конкуренции на рассматриваемом товарном рынке Управлением соблюдены.
Довод Заявителя о том, что оспариваемый приказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, судом отклоняются.
Обязанности и ограничения для хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, установлены Законом №135-ФЗ не с целью нарушения прав и законных интересов такого субъекта, а с целью осуществления контроля за его деятельностью для недопущения с его стороны нарушения прав и законных интересов других хозяйствующих субъектов, не занимающих доминирующее положение на рынке, а также иных лиц.
Более того, в письме Управления о предоставлении аналитического отчета, направленного в адрес Общества дополнительно сообщено, что включение хозяйствующего субъекта и последующее его нахождение в Реестре хозяйствующих субъектов не накладывает на хозяйствующего субъекта дополнительных ограничений, помимо ежегодного предоставления в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы формы статистической отчетности 1-МОН (Сведения о деятельности хозяйствующего субъекта, имеющего долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов в соответствии с Законом №135-ФЗ или занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими Федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов) не позднее 30 апреля после отчетного периода, а также обязанности по подаче ходатайств/уведомлений в случаях совершения сделок, предусмотренных статьями 27-31 Закона №135-ФЗ.
В письме также указано, что согласно статье 5 Закона №135-ФЗ доминируюшим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке превышает 50 процентов. На хозяйствующий субъект, включенный в Реестр с долей более 35% (т.е. в интервальном значении от 35% до 50%) не распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона №135-ФЗ.
Таким образом, суд не усматривает какого-либо нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым приказом.
Убедительных доводов в обоснование того, каким образом оспариваемый приказ нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявителем не приведено.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом приведенных норм действующего законодательства и фактических обстоятельств дела, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ Управления не противоречат нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В свою очередь, заявителем, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлено убедительных и неопровержимых доказательств, указывающих на нарушение оспариваемым актом его прав и законных интересов, в связи с чем, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
ОАО ЦЕНТР БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ Многопрофильная организация, специализирующаяся на разработке научно- методических и проектных решений в области охраны окружающей среды. Филиалы в Санкт-Петербурге и Краснодаре.
ООО НОРГРАД НОРГРАД - современные решения в сфере благоустройства городской среды.
Производство модулей для сбора ТКО (ТБО).
Модули для сбора ТКО НОРГРАД - современные модули для приема и хранения твердых ком...
АЛЬФА-СПК Сибирь Производство и поставка промышленного оборудования для переработки отходов строительства, отходов лома, металлолома.
Более подробно: http://alfaspk.ru
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.