"Дело № А75-4689/2014 по заявлению ООО «Сибирь» к Белоярскому отделу службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды"
Материал прочитан 906 раз и оценен
0
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Дата рассмотрения: 04.08.2014
РЕШЕНИЕ
Дело № А75-4689/2014
15 июля 2014 г.
г. Ханты-Мансийск
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составесудьи Голубевой Е.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело № А75-4689/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибирь» к Белоярскому отделу службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Сибирь» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением об оспаривании постановления № 04-42/2014 от 08.04.2014 о назначении административного наказания, вынесенного Белоярским отделом службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на незаконность, необоснованность вынесенного постановления о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку каких-либо полных и объективных доказательств совершения вмененного правонарушения не имеется.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Служба, административный орган).
Административный орган в отзыве возражает против удовлетворения заявленных требований, кроме того указывает на пропуск Обществом срока обжалования.
Определением суда от 20.05.2014 заявление принято в порядке упрощенного производства на основании частей 1, 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны извещены о принятии заявления в порядке упрощенного производства, в том числе публично путем опубликования определения арбитражного суда от 20.05.2014 в информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
На основании статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без вызова сторон.
Суд, исследовав материалы дела, находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 19 февраля по 17 марта 2014 года в целях проверки соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Белоярского района, государственным инспектором отдела Слжбы Козиной Ю.А. на основании распоряжения № 04-011/2014 от 13.01.2014 и согласно утвержденного плана проверок на 2014 год была проведена плановая документарная, выездная проверка ООО «Сибирь» (т.1 л.д. 112-113) .
По материалам проверки составлен акт проверки № 10 от 17.03.2014 (т.1 л.д. 106-110), в котором отражены нарушения, допущенные Обществом при обращении с отходами производства и потребления.
25.03.2014 в отношении Общества административным органом составлен протокол № 04-042/2014 об административном правонарушении (т.1 л.д.96-100) по фактам, выявленным в ходе проведения проверки.
В указанном протоколе были отражены следующие нарушения:
- ртутные лампы, потерявшие свои потребительские свойства (код по ФККО 35330100 13 01 ),относящиеся к 1 классу опасности, были обнаружены в арендуемых Обществом торговых помещениях по адресу: 628162, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Белоярский, ул. Сухарева, дом № 8А, 628162, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Белоярский, микрорайон 7, дом № 1А, 628162, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Белоярский, Промзона 2, дом № 12Б в количестве 15 штук; временное хранение указанных отходов осуществляется непосредственно в осветительных приборах, других мест в ходе проверки не было представлено;
- была обнаружена тара от алкогольной продукции, класс опасности которой не установлен, при этом отсутствует договор о передаче отхода на обезвреживание и размещение, отход передается индивидуальному предпринимателю Балабану П.И., физическое лицо Балабан Петр Иванович обезвреживает отход путем сжигания в печи, которая находится па территории базы индивидуального предпринимателя Балабана П.И. па землях населенного пункта г. Белоярского;
- был обнаружен бой стекла 5 класса опасности, при этом договор передачи отхода отсутствует, место накопления, временное хранения, размещения отходов в ходе проверки не представлено, пояснения по указанным фактам в ходе проверки не представлены;
- были обнаружены отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (ФККО 1871030001005), относящиеся к 5 классу опасности, договор о передаче отхода на обезвреживание и размещение отсутствует, отход передается индивидуальному предпринимателю Балабану П.И., физическое лицо Балабан Петр Иванович обезвреживает отход путем сжигания в печи, которая находится на территории базы индивидуального предпринимателя Балабана П.И. па землях населенного пункта г. Белоярского;
- несортированный мусор от бытовых помещений организаций (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 9120040001004), относящийся к 4 классу опасности, в отношении которого отсутствует договор о передаче отхода на обезвреживание и размещение, отход передастся индивидуальному предпринимателю Балабану П.И., физическое лицо Балабан Петр Иванович обезвреживает отход путем сжигания в печи, которая находится на территории базы индивидуального предпринимателя Балабана П.И. па землях населенного пункта г. Белоярского.
В протоколе от 25.03.2014 административным органом указано на то, что выявленные факты свидетельствую о нарушении Обществом статей 4, 14, 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах), а также Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681 (далее – Правила № 681).
Постановлением от 08.04.2014 № 04-42/2014 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей (т.1 л.д. 92-94).
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной или иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указано, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отходами производства и потребления в силу статьи 1 Закона об отходах являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Пунктом 3 той же статьи предусмотрено, что на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 № 570 (далее - Порядок паспортизации).
Пунктом 2.2 Порядка паспортизации предусмотрено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности. Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511.
В силу пункта 2.8 Порядка № 570 паспорт опасного отхода оформляется на каждый конкретный вид опасного отхода по форме и в соответствии с инструкцией по ее заполнению, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 года № 785.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом, в ходе проведения проверки было выявлено, что в результате осуществления Обществом хозяйственной деятельности образуются следующие отходы: ртутные лампы, потерявшие свои потребительские свойства, тара от алкогольной продукции, бой стекла, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, мусор от бытовых помещений организаций несортированный.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786 и Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511, обнаруженные в ходе обследования отходы, а именно: ртутные лампы, потерявшие свои потребительские свойства относятся к 1 классу опасности; бой стекла и отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства относятся к 5 классу опасности; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) относятся к 4 классу опасности.
По всем видам отходов потребления, образованным в ходе хозяйственной деятельности Общества учет образовавшихся, обезвреженных, переданных, размещенных отходов потребления не ведется; отсутствуют паспорта отходов.
Частью 3 статьи 4 Закона об отходах установлено, что собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
В нарушение требований статьи 4 Закона об отходах у Общества отсутствуют договоры на передачу отходов на обезвреживание, размещение специализированному предприятию. Как было установлено в ходе проверки и не оспаривалось Обществом, отходы (тара от алкогольной продукции, отходы бумаги и картона, мусор несортированный от бытовых помещений) передается индивидуальному предпринимателю Балабану П.И., физическое лицо Балабан Петр Иванович обезвреживает отходы путем сжигания в печи, которая находится на территории базы индивидуального предпринимателя Балабана П.И. на землях населенного пункта г. Белоярского.
Доказательств наличия у индивидуального предпринимателя Балабана П.И. соответствующей лицензии Обществом не представлено.
Кроме того, пунктом 14 Правил № 681 определен порядок хранения отработанных ртутьсодержащих ламп. Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этих цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары. Допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузоразгрузочных работах и транспортировании.
В соответствии с пунктом 3.6 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (далее – СанПиН 2.1.7.1322-03), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 № 80, хранение твердых промотходов 1 класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны).
В нарушение указанных требований ртутные лампы, потерявшие свои потребительские свойства (1 класс опасности) обнаружены в арендуемых Обществом торговых помещениях по адресам, указанным в акте проверки и протоколе. Временное хранение указанных отходов осуществляется Обществом непосредственно в осветительных приборах.
Кроме того, административным органом в вину Обществу вменено нарушение требований статьи 19 Закона об отходах, согласно части 1 которой лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами установлен приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.
Доказательств ведения учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 01.09.2011 № 721 Общество ни в ходе проверки, ни в рамках настоящего дела не представило.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Общество допустило нарушение требований законодательства в части обращения с отходами производства и потребления.
Согласно статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.
Нарушения Обществом природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологических требований подтверждаются актом проверки от 17.03.2014 № 10, фотоматериалами, протоколом от 25.03.2014 № 04-042/2014 об административном правонарушении и иными материалами административного дела.
Изложенные в совокупности обстоятельства, подтвержденные собранными в материалах административного дела доказательствами, позволяют суду сделать вывод о доказанности совершения Обществом вмененного ему правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку доказательств осуществления Обществом всех возможных действий для недопущения нарушения закона в материалах дела не имеется, суд находит обоснованным вывод административного органа о наличии вины Общества в совершении вмененного административного правонарушения.
Административным органом, с учетом всех обстоятельств дела, в отношении нарушителя применен минимальный размер штрафа, предусмотренного санкцией статьи КоАП РФ.
Наличие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено, о времени и месте проведения проверки, составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении заявитель уведомлен надлежащим образом. Данное обстоятельство заявитель не оспаривает.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
На основании вышеизложенного суд считает, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в минимальном размере 100 000 рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180-181, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных обществом с ограниченной ответственностью «Сибирь» требований отказать.
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.
Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
КЦ в сфере ЖКХ и ООПиП независимая оценка квалификаций в области обращения отходов производства и потребления
ООО ЭКО-ИНТЕХ Производство, поставки и сервис контрольно-измерительных приборов экологического направления. Поставляем приборы ведущих мировых производителей для контроля вредных выбросов производств.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.