"Дело № А32-43820/2013 по заявлению ООО «Геошельф-Сервис» о признании незаконным и отмене постановления от 12.12.2013 № 1324 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Материал прочитан 996 раз и оценен
0
АС Краснодарского края
Дата рассмотрения: 05.05.2014
РЕШЕНИЕ
Дело № А32-43820/2013
г. Краснодар
26 марта 2014 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Погорелова И.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению ООО «Геошельф-Сервис» г. Геленджик
к Территориальному отделу управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по краснодарскому краю в г. Геленджик
о признании незаконным и отмене постановления от 12.12.2013 № 1324 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Геошельф-Сервис» г. Геленджик обратилось в арбитражный суд к Территориальному отделу управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по краснодарскому краю в г. Геленджик о признании незаконным и отмене постановления от 12.12.2013 № 1324 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что административным органом не представлены доказательства наличия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель административного органа против удовлетворения заявленных требований возражает, в отзыве на заявление ссылается на то, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
29.11.2013 в 16-00 при проведении плановой проверки ООО «Геошельф-Сервис» г. Геленджик, ул. Красногвардейская, 38/802 установлено несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления:
1) не представлена инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, отсутствуют ответственные лица за обращение с отходами;
2) не определены условия сбора и накопления отходов классом опасности отходов, способом упаковки и не отражены в техническом регламенте (инструкции), не обеспечены условия хранения твердых отходов 1 класса (люминесцентные лампы);
3) не представлены тара для хранения отработанных ртутьсодержащих ламп, не представлено помещение для хранения отработанных ртутьсодержащих ламп.
По результатам проверки административным органом в отношении общества составлен протокол по делу об административном правонарушении от 03.12.2013 № 019808 по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол по делу об административном правонарушении составлен в присутствии представителя общества Чуркиной О.Н., действующей по доверенности от 02.12.2013 № 54-13.
В присутствии представителя общества Чуркиной О.Н. вынесено постановление № 1324 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Копия постановления 12.12.2013 вручена представителю общества Чуркиной О.Н. под роспись.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 "Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде" юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару.
Пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 установлено, что для транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп используется тара, обеспечивающая герметичность и исключающая возможность загрязнения окружающей среды.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 N 681 допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.
Установив факт не представления инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, отсутствие ответственных лиц за обращение с отходами; не определения условий сбора и накопления отходов классом опасности, способом упаковки и не отражение в техническом регламенте (инструкции), не обеспечения условий хранения твердых отходов 1 класса (люминесцентные лампы); не представления тары для хранения отработанных ртутьсодержащих ламп, не представления помещение для хранения отработанных ртутьсодержащих ламп, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Между тем, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении по делу об административном правонарушении не указано, что общество в ходе осуществления деятельности образует отходы производства и потребления, какие именно отходы образуются в деятельности общества, их класс опасности.
Таким образом, в протоколе по делу об административном правонарушении не отражено, какой деятельностью занимается общество, не указан конкретный вид обращения с отходами, какие именно отходы образуются в процессе производственной деятельности общества применительно к статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе: событие административного правонарушения.
При этом, для полного и всестороннего выяснения вопроса о наличии события правонарушения необходимо детальное и подробное описание события правонарушения, содержащееся в протоколе и постановлении об административном правонарушении.
В силу изложенного суд пришел к выводу, что административным органом не установлены в полном объеме факты, имеющие существенное значение для доказывания события правонарушения, а именно: не указано, какие именно отходы производства и потребления образуются в обществе, класс их опасности.
В отсутствие данных сведений, доказанных административным органом посредством представленных материалов дела об административном правонарушении, суд считает недоказанным объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При изложенных обстоятельствах, судом установлено, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверка процедуры привлечения к административной ответственности является самостоятельным процессуальным действием при рассмотрении вопроса о законности обжалованного постановления о привлечении к ответственности. Порядок привлечения к административной ответственности обязателен для органов (должностных лиц), рассматривающих дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.
Из анализа указанных норм следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени его составления и если от него не поступило ходатайство об отложении данного процессуального действия либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. N 2 указано, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Более того, названным пунктом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 г. N 46 "О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, протокол по делу об административном правонарушении составлен в присутствии представителя общества Чуркиной О.Н., действующей на основании доверенности от 02.12.2013 № 54-13.
Общество извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении телеграммой, полученной 30.11.2013.
О времени и месте вынесения постановления по делу об административном правонарушении указано в протоколе по делу об административном правонарушении, который вручен представителю общества Чуркиной О.Н.
Постановление по делу об административном правонарушении от 12.12.2013 № 1324 вынесено в присутствии представителя общества Чуркиной О.Н.
Суд пришел к выводу, что процедура привлечения общества к административной ответственности не нарушена.
Между тем, принимая во внимание, что административным органом не доказано событие административного правонарушения, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Таким образом, оспариваемое постановление от 12.12.2013 № 1324 подлежит признанию незаконным и отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем государственная пошлина, перечисленная по платежному поручению от 18.12.2013 № 74, подлежит возврату заявителю.
ООО «Геошельф-Сервис» заявило ходатайство о возмещении расходов на оплату услуг представителя в размере 30000 руб.
При рассмотрении данного ходатайства, арбитражный суд полагает исходить из следующего.
В соответствии со ст. 106 АПК РФ в состав судебных издержек включены расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно ч. 2 ст. 110 АПК РФ расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Исходя из смысла указанных норм закона, заявитель должен представить доказательства, в том числе, оказания ему юридической помощи.
В обоснование заявления о возмещении расходов на оплату услуг представителя общество представило договор об оказании юридических услуг от 20.12.2013, заключенный между ООО «Геошельф-Сервис» и Карпушиным В.В., платежное поручение от 27.12.2013 № 76 и акт приема-передачи от 03.02.2014.
Между тем, суд пришел к выводу, что представленные обществом документы не подтверждают выполнение Карпушиным В.В. юридических услуг, связанных с рассмотрением данного дела.
Так, заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении подписано директором общества, доказательств его составления Карпушиным В.В. не представлено.
Кроме того, в акте сдачи-приемки работ по договору об оказании юридических услуг от 03.02.2014 указано, что Карпушиным В.В. выполнены юридические консультационные услуги, а именно: представление интересов ООО «Геошельф-Сервис» в Арбитражном суде Краснодарского края, в том числе подготовка необходимых документов (отзыв, доверенности, доказательственная база).
Между тем, отзыв в материалы дела не представлен (ООО «Геошельф-Сервис» является заявителем по делу); доверенности к заявлению не приложены.
В соответствии с п. 1.2 договора заказчик обязуется предоставлять исполнителю все необходимые для работы данные (документы и сведения).
При таких обстоятельствах, указание в акте сдачи-приемки работ о подготовке Карпушиным В.В. доказательственной базы не подтверждается материалами дела, поскольку на основании п. 1.2 договора документы и сведения, необходимые для работы, представлены самим заказчиком.
На основании изложенного, принимая во внимание, что заявитель не представил доказательств, какие именно юридические услуги осуществлял Карпушин В.В., не подтвердил наличие у него соответствующего образования и специальных знаний, суд пришел к выводу, что ходатайство заявителя о взыскании расходов на оплату услуг представителя удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь названными нормативными актами, статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении ходатайства ООО «Геошельф-Сервис» г. Геленджик о возмещении расходов на оплату услуг представителя – отказать.
Постановление Территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по краснодарскому краю в г. Геленджик от 12.12.2013 № 1324 о привлечении ООО «Геошельф-Сервис» г. Геленджик к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 руб. признать незаконным и отменить.
Выдать ООО «Геошельф-Сервис» г. Геленджик справку на возврат 2000 (две тысячи) руб. государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению от 18.12.2013 № 74.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в десятидневный срок со дня принятия решения.
ООО ЭНИГМА Продаем, трансформаторы с хранения, б/у, Покупаем, б/у трансформаторы, трансформаторное масло, для последующей утилизации. Горелые, нерабочие, некомплектные, неликвидные, списанные, вышедшие из строя...
ООО "Мастерфайбр" Производство покрытий из резиновой крошки. Продажа технологий и оборудования по производству покрытий.
Энерго Инжиниринг, ООО. Консалтингово-инжиниринговая компания ООО Энерго Инжиниринг входит в группу компаний, объединенную в международный инжиниринговый консорциум ECE (ENERGO Consulting & Engineering), который был создана в 2009 году и насчитывает сегодня боле...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.