"Дело № А56-76604/2013 по заявлению ООО "Экомониторинг" об оспаривании постановления: о признании незаконным и отмене постановления от 06.12.2013 г."
Материал прочитан 1514 раз и оценен
0
АС Санкт-Петербурга и Ленинградской обл.
Дата рассмотрения: 29.04.2014
РЕШЕНИЕ
Дело № А56-76604/2013
01 апреля 2014 года
г.Санкт-Петербург
Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 01 апреля 2014 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Соколовой Н.Г. ,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Катарыгиной В.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Экомониторинг"
заинтересованное лицо Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии
от заявителя - Данилов А.В., по доверенности от 10.01.2014,
от заинтересованного лица – Петров Д.Ю., по доверенности от 04.09.2013 №01-19/8086,
Зиятдинова Р.А., по доверенности от 10.01.2014 №01-19/52
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экомониторинг" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу от 06.12.2013 №АД-13-155/2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования. Ходатайство об отложении судебного разбирательства отклонено судом как несостоятельное.
Представители Департамента возражали против удовлетворения заявления, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Департамента проведена проверка в отношении Общества.
В ходе проверки установлено, что Общество осуществляет эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов, расположенного по адресу: 64 км + 300 справа от автодороги «Кемполово-Выра-Шапки», между населенными пунктами Вырица и Куровицы, Гатчинского района Ленинградской области.
Общество осуществляет деятельность по размещению опасных отходов 3-4 классов опасности для окружающей природной среды на основании лицензии №ОТ-19-000130 (78) от 25.08.2009, с указанием объекта размещения отходов – «Полигон твердых бытовых отходов «Вырица» в Гатчинском районе Ленинградской области».
В материалы дела представлено заключение №150 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов «Вырица» в Гатчинском районе Ленинградской области» от 17.11.2005, утвержденное Приказом Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ленинградской области №378-эз от 17.11.2005.
Согласно данному экспертному заключению экспертная комиссия считает допустимым предусмотренное проектной документацией воздействие на окружающую среду.
В том числе, в заключении содержатся сведения о проектных решениях и их количественных и качественных характеристиках.
К таким характеристикам относятся и основные эксплуатационные характеристики полигона: суммарная расчетная вместимость полигона - объем отходов с учетом уплотнения 485000 куб.м. при этом в период – с 1986 года (ввод полигона в эксплуатацию) по 2004 год (момент проведения проектно-изыскательских работ) на полигоне размещено 140000 куб.м. Ежегодно на полигоне предполагалось размещать не более 80000 куб. м. или 22500 тонн отходов. Проектный срок эксплуатации полигона установлен до 2019 года. Максимальная загрузка 120000 куб.м. (382500 т).
Согласно учетным данным Общества за период 2005 -2012 г.г. захоронено 431686,16 тонн отходов и использовано 219271,47 тонн грунта, что в полтора раза превышает проектную мощность полигона с учетом его эксплуатации в период до 2019 года.
Данные сведения подтверждаются, в частности, Техническим отчетом о неизменности производственного процесса за 2011 год, данные которого отражены в соответствующей форме 2-тп.
Установив, что Обществом допущено осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор 22.10.2013 вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования старшим государственным инспектором Депортамента в присутствии представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении от 03.12.2013.
Рассмотрев протокол и иные материалы проверки, уполномоченное должностное лицо Департамента вынесло постановление от 06.12.2013 №АД-13-155/2013 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ.
Данное постановление оспорено Обществом в судебном порядке.
Частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (статья 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В силу статьи 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Далее – Закон №174-ФЗ) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона №174-ФЗ заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона №174-ФЗ заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В преамбуле Закона №174-ФЗ говорится, что настоящий закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Из материалов дела следует, что 17.11.2005 Обществом получено заключение №150 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта «Реконструкция полигона твердых бытовых отходов «Вырица» в Гатчинском районе Ленинградской области».
Согласно учетным данным в 2005-2012г.г., на полигоне захоронено 431686,16 тонн отходов и использовано 219271,47 тонн грунта, что в полтора раза превышает проектную мощность полигона.
Коэффициент К1, учитывающий уплотнение ТБО в процессе эксплуатации полигона за весь срок (15 лет) рассчитан экспертной комиссией в соответствии с приложением 1 "Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов", (утв. Минстроем России 02.11.1996) и с учетом применения для уплотнения бульдозера. Согласно Заключению и Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов коэффициент уплотнения отходов (К1) определен для данного полигона 3.7 и 1.1 для принимаемых грунтов и строительных отходов.
Тем самым, использование Обществом коэффициента уплотнения равного 4.5 необоснованно.
Полигон захоронения отходов представляет собой ограниченную территорию, предназначенную и при необходимости, специально оборудованную для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду; мощность полигона – количество отходов, которое может быть принято на полигон в течение года в соответствии с проектными данными (п.п. 4.17, 4.18 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения").
Согласно Всероссийскому классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786, грунт является отходом V класса опасности.
При захоронении отходов уплотненный слой отходов изолируется слоем грунта, что говорит о том, что данная технология связана с захоронением отходов.
К тому же проектная мощность полигона определена для приема отходов на полигон, в том числе и грунта (иных инертных отходов), используемого в качестве изоляционного слоя.
При этом емкость полигона не позволяет размещать на нем отходы в произвольном объеме, поскольку такие действия могут привести к превышению предельно допустимого уровня загрязнений атмосферного воздуха и почвенного слоя.
Кроме того, на переполнение полигона и неоднократные возгорания опасных отходов ранее указывалось Администрацией Гатчинского муниципального района Ленинградской области в письме от 12.09.2013г. №2780/31.
Таким образом, факт осуществления эксплуатации полигона «Вырица» в Гатчинском районе с превышением предусмотренных технической документацией, обосновывающей порядок функционирования полигона, параметров максимальной загрузки полигона (проектной мощности), подтвержден материалами дела.
Нагрузка на полигон сверх нормативной является потенциальной угрозой для всех компонентов окружающей среды. Проектные расчеты учитывают максимальную несущую способность водоупорных горизонтов. Превышение нагрузки может привести к их деформации и залповому загрязнению подземных вод. Таким образом, в результате реализации проекта с отступлением от принятых проектных решений, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы может причинить значительный ущерб окружающей природной среде, здоровью и условиям жизни населения Гатчинского района Ленинградской области.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективные причины невозможности соблюдения требований законодательства, не зависящие от Общества, и обстоятельства, препятствующие осуществлению надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, отсутствовали.
Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.4 КоАП РФ, и вина Общества в его совершении подтверждены материалами дела.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая характер и конкретные обстоятельства дела, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного наказания, снизив размер назначенного штрафа.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Изменить постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу от 06.12.2013 №АД-13-155/2013 в части назначения обществу с ограниченной ответственностью «Экомониторинг» наказания, снизив размер назначенного штрафа до 50000 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.