"Дело по заявлению ООО «Эко-Спектр» к Сыктывкарскому городскому комитету по охране окружающей среды об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности"
Материал прочитан 1009 раз и оценен
0
АС Республики Коми
Дата рассмотрения: 19.03.2014
РЕШЕНИЕ
Дело № А29-6797/2013
14 февраля 2014 года
г. Сыктывкар
Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2014 года, в полном объеме решение изготовлено 14 февраля 2014 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Полицинского В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой Т.А. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Эко-Спектр» к Сыктывкарскому городскому комитету по охране окружающей среды об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
третьи лица: Печорское управление Ростехнадзора, Управление Росприроднадзора по Республике Коми,
при участии в судебном заседании представителя заявителя Потапова И.А. (доверенность от 17 апреля 2013 года), представителя ответчика Перевозского Н.В. (доверенность от 10 января 2014 года №20) и представителя Управления Росприроднадзора по Республике Коми Потарова Е.В. (доверенность от 09 января 2014 года),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Эко-Спектр» (Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сыктывкарскому городскому комитету по охране окружающей среды о признании незаконным и отмене постановления №4 о назначении административного наказания от 05 сентября 2013 года, которым заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. на основании ст.8.2 КоАП РФ.
Определением от 09 января 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Печорское управление Ростехнадзора и Управление Росприроднадзора по Республике Коми.
Заявитель на требованиях настаивает, ссылаясь на отсутствие вины в совершении правонарушения.
Ответчик требования не признал, представил отзыв на заявление, в котором изложил возражения против требований, а также дело об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено оспариваемое заявителем постановление.
Печорское управление Ростехнадзора уведомило суд, что информацию по обстоятельствам дела представить не может, так как в 2010 году функции в области экологии переданы органам Росприроднадзора, в связи с чем вся документация по осуществлению экологического надзора также была передана в Управление Росприроднадзора по Республики Коми.
Управление Росприроднадзора по Республики Коми представило отзыв на заявление; в судебном заседании его представитель пояснил суду, что Общество осуществляет деятельность по размещению отходов на объекте размещения отходов, включенном в государственный реестр, в соответствии с выданной ему лицензией; при лицензировании Общества давалась оценка возможности осуществления им деятельности по размещению отходов на том же самом земельном участке, на котором Общество осуществляло деятельность по размещению отходов в период возникновения спорных правоотношений.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и дело об административном правонарушении, представленное ответчиком, суд считает, что требования заявителя надлежит удовлетворить, так как вина Общества в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, не установлена.
Статья 8.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Суд установил, что между Администрацией МОГО «Сыктывкар» и Обществом заключен договор №01/08-2200 аренды земельного участка от 31 декабря 2008 года, согласно которому Обществу передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 11:05:01020112:2 площадью 331510 кв.м, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, Дырносский промузел, для обслуживания городского полигона ТБО (свалки), на срок до 29 октября 2033 года; разрешенный вид использования земельного участка: под городской полигон ТБО (свалка).
На указанном земельном участке расположен объект размещения отходов, зарегистрированный в государственном реестре объектов размещения отходов (регистрационный номер 3404), на котором Общество осуществляет деятельность по обращению с твердыми бытовыми отходами.
18 июня 2009 года Печорским управлением Ростехнадзора Обществу выдана лицензия №ОТ-25-000511 (11) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов; места осуществления деятельности: Республика Коми, г. Сыктывкар, МО ГО «Сыктывкар».
Согласно акту проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований от 02 июня 2009 года №20 указанные в лицензии виды деятельности осуществляются Обществом на городском полигоне бытовых отходов (свалке), расположенном на указанном выше земельном участке, что подтвердил представитель третьего лица в судебном заседании.
Согласно приложению к лицензии от 18 июня 2009 года Общество вправе осуществлять размещение грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, не загрязненного опасными веществами; древесных отходов из натуральной чистой древесины несортированных; лома черных металлов несортированного; мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный); мусора строительного от разборки зданий; опилок натуральной чистой древесины; отходов (мусора) от уборки территорий и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий, от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами, от уборки территории и помещений объектов учебно-воспитательных учреждений; отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства; отходов от жилищ крупногабаритных; отходов от жилищ несортированных; отходов песка, не загрязненного опасными веществами; пищевых отходов кухонь и организаций общественного питания несортированных.
Из оспариваемого постановления следует, что 24 июля 2013 года административный орган обнаружил, что Общество осуществляет захоронение отходов на объекте размещения отходов - свалке твердых бытовых отходов в местечке Дырнос г. Сыктывкара, не соблюдая экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, установленные частью 1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Закон №7-ФЗ) и частью 5 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Закон №89-ФЗ), поскольку используемый Обществом в своей деятельности объект размещения отходов не имеет утвержденной проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, что не гарантирует необходимую изоляцию и обезвреживание размещаемых отходов, и не соответствует пункту 2.1 с "СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила"; кроме того указанный объект размещения отходов, на котором производится захоронение отходов, находится в границах населенного пункта- города Сыктывкара.
Суд считает, что надлежащие доказательства вины Общества в совершении правонарушения отсутствуют.
В соответствии с ч.1 ст.51 Закона №7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (часть 3 ст.51 Закона №7-ФЗ).
Часть 5 ст.12 Закона №89-ФЗ запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов.
В соответствии со ст.1 Закона №89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно ст.12 Закона №89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Поскольку не доказано иное, суд считает, что используемый Обществом объект соответствует требованиям ст.12 Закона №89-ФЗ.
Само по себе отсутствие проекта не свидетельствует о том, что объект не обеспечивает необходимую изоляцию размещаемых отходов, а доказательств иного также не имеется.
Осуществление противоправной деятельности по обезвреживанию отходов в вину Обществу не ставится.
Доказательств того, что Общество осуществляет свою деятельность в нарушении требований выданной ему уполномоченным органом лицензии, в деле не имеется.
Лицензия разрешает Обществу осуществлять размещение, т.е. хранение и захоронение указанных выше отходов, а из материалов лицензионного дела, исследованного судом, следует, что размещение этих отходов Обществу разрешено объекте размещения отходов, указанном в оспариваемом постановлении.
При этом в лицензии специально оговорены виды отходов, в отношении которых Обществу разрешено осуществлять деятельность только по их хранению.
Доказательств противоправного получения Обществом лицензии в деле об административном правонарушении не имеется.
Суд считает, что осуществление Обществом санкционированной уполномоченным государственным органом деятельности по размещению отходов в разрешенном в установленном порядке месте, означает в данном случае отсутствие вины заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и оснований для привлечения его к административной ответственности.
Суд считает неосновательной имеющуюся в оспариваемом постановлении ссылку административного органа на «СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила».
Согласно пунктам 1.1 и 1.3 СП 2.1.7.1038-01 настоящие санитарные правила устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов; государственный санитарно - эпидемиологический контроль за соблюдением требований настоящих санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, должностное лицо административного органа- государственный инспектор Республики Коми по охране природы (в области охраны окружающей среды), действующее в пределах своей компетенции, не вправе давать оценку соответствия используемого Обществом объекта размещения отходов требованиям СП 2.1.7.1038-01, и разрешать вопросы привлечения к административной ответственности за нарушение указанных правил, поскольку это относится к компетенции органов Роспотребнадзора.
Согласно лицензионному делу Обществом получено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по Республике Коми о соответствии деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Кроме того, в деле имеется согласованный Обществу руководителем Управления Роспотребнадзора по Республике Коми «Временный технологический регламент по текущей эксплуатации объекта размещения отходов, расположенном в м. Дырнос МО ГО «Сыктывкар», предусматривающий, в том числе выполнение следующих работ: прием, складирование и изоляцию отходов.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
Требования заявителя надлежит удовлетворить.
Принимая решение, суд также учитывает, что доказательств конкретных фактов захоронения отходов Обществом (вида отходов, мест, времени, способа захоронения) в деле не имеется.
Кроме того, из объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что используемый Обществом объект размещения отходов является единственным санкционированным объектом размещения отходов на территории МО ГО «Сыктывкар», что свидетельствует о том, что осуществление деятельности по размещению отходов на этом объекте вызвано крайней необходимостью (ст.2.7 КоАП РФ).
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить вынесенное государственным инспектором Республики Коми по охране природы (в области охраны окружающей среды) на территории г. Сыктывкара с подчиненной ему территорией постановление №4 о назначении административного наказания от 05 сентября 2013 года (г. Сыктывкар), которым Обществу с ограниченной ответственностью «Эко-Спектр» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. на основании ст.8.2 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке через Арбитражный суд Республики Коми и вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
OOO "Вольга-Украина" Производство металлических контейнеров (мусорные контейнеры, бункеры, контейнеры для отходов) объемом от 7 до 40м3 для сбора и транспортировки промышленных отходов.
Stankopolimer Профессиональный производитель оборудования для переработки пластмасс
Мойки пэт и прчих полимерных материалов, агломераторы, прессы, экструдера, дробилки и прочее оборудование новое и б/у.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.