ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22219

ЖУРНАЛ ТБО (№12 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

Выставка «Wasma 2025»
НОВОСТИ

ФОРУМ
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
Нефтяной сорбент
Сообщений: 12
Последнее сообщение: 23.12.2024 13:46


Чума фейерверков
Сообщений: 67
Последнее сообщение: 22.12.2024 11:35


В РЭО заявили, что проблемы мусорной реформы решаются
Сообщений: 1
Последнее сообщение: 21.12.2024 07:08


ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Термохимическая переработка ТБО
Просмотров: 1207969
Последнее сообщение: 18.12.2024 12:08


"Бумажный"ТБО"-спорим,коментируем, задаем вопросы авторам статей, доступных для скачивания
Просмотров: 436452
Последнее сообщение: 20.12.2024 07:01


Чума фейерверков
Просмотров: 13415
Последнее сообщение: 22.12.2024 11:35


ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ

КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

podpiska

Главная страница / Судебные решения

"Дело по заявлению ООО «Эко-Новострой» о признании частично недействующими Правила благоустройства территории Великого Новгорода, утвержденные решением Думы Великого Новгорода от 18.11.2008 № 230 (в редакции решения Думы Великого Новгорода от 30.05.2012 г."



Материал прочитан 1276 раз и оценен
0
АС Новгородской области
Дата рассмотрения: 07.03.2014

РЕШЕНИЕ

г. Великий Новгород

Дело № А44-5308/2013

27 января 2014 года

Резолютивная часть объявлена 20 января 2014 года

Решение в полном объеме изготовлено 27 января 2014 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе:

Председательствующего судьи Киселевой М.С.,

судей Максимовой Л.А., Лариной И.Г.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Кичкиной М.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

ООО "Эко-Новострой"

к Думе Великого Новгорода

третье лицо: Прокуратура Новгородской области

о признании недействующими абзацев 2 и 3 пункта 15.1 Правил благоустройства территории Великого Новгорода, утвержденных решением №230 от 18.11.2008

при участии

представителя Росляковой Татьяны Анатольевны, доверенность от 01.10.2013;

от ответчика: заместителя начальника правового управления аппарата Думы Мироновой Натальи Вячеславовны, доверенность от 24.09.2013 № 558;

от Прокуратуры НО: старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Смирновой Марины Владимировны, удостоверение;

установил:

ООО "Эко-Новострой" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими абзацев 2 и 3 пункта 15.1 Правил благоустройства территории Великого Новгорода, утвержденных решением Думы Великого Новгорода №230 от 18.11.2008.

Представитель заявителя поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении. Считала, что отсутствие порядка реализации нормы о сортировке, измельчении отходов, извлечении вторичного сырья приводит к неисполнимости нормативного правового акта, устанавливаю такую обязанность в отношении лиц, осуществляющих вывоз мусора, орган местного самоуправления вышел за пределы своей компетенции.

Представитель ответчика требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве. Считала, что обязанность по сортировке отходов лежит на собственниках отходах или лицах, осуществляющих его сбор и вывоз, и входит в состав процесса утилизации и переработки отходов, организацию которых органы местного самоуправления и осуществляют.

Представитель Прокурора пояснила, что оспариваемыми абзацами возлагается обязанность на неопределенный круг лиц по сортировке, измельчению отходов, извлечению вторичного сырья, которая не предусмотрена федеральными законами и не может быть возложена органами местного самоуправления в отсутствии раздельного сбора отходов и их сортировки на территории городского округа.

Как следует из материалов дела, между ООО «ЭКО-Новострой» и ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» заключен договор оказания услуг на прием и размещение твердых отходов № 600145 от 01.10.2012, согласно которому ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» принимает на себя обязанность за плату принять и разместить в форме захоронения на полигоне твердых бытовых отходов Великого Новгорода твердые отходы 4 и 5 классов опасности (л.д.29-33).

В августе 2013 года ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» обратилось в арбитражный суд Новгородской области с иском к ООО «ЭКО-Новострой» о взыскании неосновательного обогащения в размере 22544,50 руб. за выполнение работ по извлечению вторичного сырья, сортировке и уплотнению твердых бытовых отходов, а также измельчению крупногабаритных отходов, ссылаясь на пункт 15.1 Правил благоустройства территории Великого Новгорода, утвержденных Думой Великого Новгорода (л.д.88-90).

Общество, полагая, что пункт 15.1 Правил благоустройства территории Великого Новгорода утвержденных решением Думы Великого Новгорода от 18.11.2008 № 230, нарушает их права и законные интересы путем возложения обязанности, не предусмотренной законом, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта.

Решением Думы Великого Новгорода от 18.11.2008 № 230 утверждены Правила благоустройства территории Великого Новгорода, изложенные в новой редакции в соответствии с решением Думы Великого Новгорода от 30.05.2012 № 1298.

В соответствии с частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Согласно части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, юридические и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Согласно абзацам 2 и 3 пункта 15.1 Правил благоустройства территории Великого Новгорода, утвержденных решением Думы Великого Новгорода №230 от 18.11.2008 в редакции решения от 30.05.2012 № 1298 (далее- Правила), твердые бытовые отходы, образующиеся на территории Великого Новгорода, должны поступать на полигон ТБО после извлечения вторичного сырья, сортировки и уплотнения. Крупногабаритные отходы, образующиеся на территории Великого Новгорода, должны поступать на полигон ТБО в разобранном и/или измельченном виде, после извлечения вторичного сырья.

Решение Думы является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, так как устанавливает обязательные для исполнения неопределенным кругом лиц требования по благоустройству территории Великого Новгорода. Решение Думы № 230 от 18.11.2008, а также решения Думы, которыми вносятся изменения и дополнения в указанное решение, в том числе путем изложения в новой редакции (№ 1298 от 30.05.2012, № 1583 от 31.07.2013), официально опубликованы в газете «Новгород» от 17.12.2008 №31, от 15.06.2012 № 17, от 16.08.2013 №21(л.д. 70-79, 116-121), вступили в законную силу.

Полномочие Думы на принятие оспариваемого решения вытекает из статей 34, 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 131-ФЗ) , статьи 35 Устава Великого Новгорода.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичное полномочие органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами закреплено и в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее- Федеральный закон № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно статье 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в частях 2, 2.1, 3 и 3.1 настоящей статьи, в том числе имущество, предназначенное для сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно материалам дела, муниципальному образованию городскому округу Великий Новгород принадлежат на праве собственности полигон твердых бытовых отходов площадью 414748 кв.м., расположенный в Ермолинском сельском поселении, а также два земельных участка площадью 260000 и 150000 кв.м., находящихся в Ермолинском сельском поселении Новгородского района, с целью использования под полигон бытовых отходов и свалку бытового мусора (л.д.58-60).

В соответствии с пунктами 3, 6 и 9 Санитарных правил по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 22.01.1982 № 2524-823 (далее- Санитарные правила), заготовка вторичного сырья от населения осуществляется через стационарные и передвижные приемные пункты, а также разъездными заготовителями через ЖЭКи и домоуправления.

Сбор вторичного сырья на свалках разрешается производить только специально организованными бригадами с соблюдением всех необходимых мер предосторожности (наличие спецодежды и индивидуальных средств защиты) и по согласованию с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

Разрешается заготавливать вторичное сырье, извлеченное из бытового мусора на механизированных мусороперерабатывающих заводах и обезвреженное в соответствии с настоящими Санитарными правилами.

К сбору, перевозке и сортировке вторичного сырья должны допускаться только те работники, которые прошли соответствующий инструктаж.

ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, дает следующие определения :

вторичное сырье: вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования в народном хозяйстве;

сбор отходов: деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами;

сортировка отходов: разделение и/или смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие;

переработка отходов: деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов;

утилизация отходов: деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий.

Статья 1 Федерального закона № 89-ФЗ под сбором отходов понимает - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Согласно Правилам под твердыми отходами понимаются твердые отходы, мусор, включая твердые остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, образовавшиеся в результате жизнедеятельности человека и утратившие свои потребительские свойства товары (продукция), за исключением КГМ.

Крупногабаритным мусором (КГМ) согласно Правилам признаются отходы потребления и хозяйственной деятельности, утратившие свои потребительские свойства, размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину, за исключением отходов капитального и текущего ремонта жилых и нежилых помещений и строительных отходов.

Анализируя приведенные нормы можно сделать вывод, что извлечение вторичного сырья должно осуществляться на стадии его сбора специализированными организациями с целью его дальнейшего использования в различных отраслях промышленности.

Из буквального прочтения абзацев 2 и 3 пункта 15.1 Правил следует требование о необходимости извлечения вторичного сырья, сортировки и уплотнения твердых бытовых отходов, образующихся на территории Великого Новгорода, а также разборки и /или измельчения, извлечение вторичного сырья крупногабаритных отходов, образующихся на территории Великого Новгорода, при поступлении на полигон ТБО.

Приведенная норма не содержит указания на лиц, на которых такая обязанность возлагается. Ими могут быть как собственники отходов, лица, осуществляющие вывоз твердых бытовых и крупногабаритных отходов, так и лица, принимающие указанные отходы. При этом нормативный правовой акт не раскрывает понятие вторичного сырья, сортировки, измельчения, разборки отходов.

Вместе с тем, как пояснила представитель Думы, такая обязанность возлагается на собственников отходов или лиц, осуществляющих их перевозку.

Отсутствие на территории муниципального образования специализированных организаций и предприятий по заготовке и первичной обработке вторичного сырья, отсутствие автоматизированной системы сбора у населения отдельных видов вторичного сырья, сортировочных станций, незаконно вменяет в обязанность неопределенного круга лиц, требование по извлечению вторичного сырья. Решение проблемы быстрой наполняемости муниципального полигона путем возложения обязанности по извлечению вторичного сырья, сортировки отходов, измельчения и разборки крупногабаритных отходов недопустимо.

Как следует из материалов дела, а именно письма ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» от 27.02.2013 (л.д.91-93), последний требует на основании пункта 15.1 Правил извлекать из общей массы ТБО вторичное сырье, а именно макулатуру, вторичное полимерное сырье, вторичные металлы, стеклянные упаковки, с перечислением кодов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов.

Согласно приложения № 1 к договору оказания услуг на прием и размещение твердых отходов № 600145 от 01.10.2012 (л.д.31), заключенному между ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» и ООО «ЭКО-Новострой», отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), отходы упаковочной бумаги незагрязненные, отходы упаковочного картона, гофрокартона незагрязненные входят в перечень отходов, принимаемых к размещению.

Заместителем Главного государственного санитарного врача по Новгородской области Л.И.Петровым 12.05.2010 утвержден перечень отходов, допустимых к размещению на полигоне твердых бытовых отходов Великого Новгорода (Лужское шоссе, 17-й км), согласно которого указанные в письме ЗАО «Новгородское спецавтохозяйство» отходы разрешены к размещению на полигоне (л.д.107-113).

Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из основных начал гражданского законодательства является то, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следовательно, возложение нормативным правовым актом органа местного самоуправления дополнительных, не предусмотренных федеральным законом обязанностей, противоречит требованиям федерального законодательства.

Устанавливая требование по извлечению вторичного сырья, сортировке и уплотнению твердых бытовых отходов, разборке и измельчению крупногабаритных отходов, орган местного самоуправления превысил свои полномочия, предусмотренные статьей 16 Федерального закона № 131-ФЗ и статьей 8 Федерального закона № 89-ФЗ. Именно орган местного самоуправления обязан в силу названных норм организовать сбор и вывоз отходов, а также их последующую утилизацию и переработку, а не возлагать на собственников отходов и управляющие компании такую обязанность.

Возлагая обязанность собственников твердых бытовых отходов, орган местного самоуправления не установил ни в Правилах, ни в иных нормативных правовых актах, конкретные способы и формы сортировки отходов, извлечения вторичного сырья, разборки и измельчения крупногабаритных отходов, а также не определил лиц, осуществляющих на территории городского округа извлечение вторичного сырья и пункты его приемы в соответствии с Санитарными правилами.

На основании вышеизложенного, суд находит требование Общества обоснованным и подлежащим удовлетворению, абзацы 2 и 3 пункта 15.1 Правил благоустройства территории Великого Новгорода, утвержденных решением Думы Великого Новгорода от 18.11.2008 № 230, в редакции решения Думы Великого Новгорода от 30.05.2012 № 1298, следует признать не действующими и не соответствующими статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Санитарным правилам по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья, утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР 22.01.1982 № 2524-82.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины суд относит на Думу Великого Новгорода.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Требование ООО «Эко-Новострой» о признании частично недействующими Правил благоустройства территории Великого Новгорода, утвержденных решением Думы Великого Новгорода от 18.11.2008 № 230 (в редакции решения Думы Великого Новгорода от 30.05.2012 № 1298) удовлетворить.

2. Признать абзацы 2 и 3 пункта 15.1 Правил благоустройства территории Великого Новгорода, утвержденных решением Думы Великого Новгорода от 18.11.2008 № 230, в редакции решения Думы Великого Новгорода от 30.05.2012 № 1298, не действующими и не соответствующими статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Санитарным правилам по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья, утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР 22.01.1982 № 2524-82.

3. Взыскать с Думы Великого Новгорода в пользу ООО «Эко-Новострой» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

4. Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

5. Исполнительный лист выдать после вступления настоящего решения в законную силу.

6. Настоящее решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья

Судьи: М.С. КиселеваЛ.А., Максимова Л.А., Ларина И.Г.




КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
Золотарь Владивосток
ООО "Золотарь" работает на всей территории Приморского края с 2004 года. Оказываем полный спектр услуг по сбору, транспортированию и утилизации опасных отходов II – IV классов во Владивостоке, Арт...

ГУП МосЭкоСтрой
ГУП Мосэкострой выполняет функции городского заказчика по строительству и реконструкции объектов санитарной очистки Москвы от отходов производства и потребления

ИП Гранулов
Производство и реализация вторичного полимерного сырья полиолефиновой группы.

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ

Еще по теме "Биогаз своими руками"

МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Mon, 23 Dec 2024 14:30:34
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения