"Дело о признании незаконным и отмене постановления №92/03/13/02 от 28.11.2013 г. Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области о привлечении к административной ответственности ООО «Завод Электродвигатель»"
Материал прочитан 1025 раз и оценен
0
АС Кемеровской области
Дата рассмотрения: 03.03.2014
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово
Дело № А27-18520/2013
«11» февраля 2014 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Смычковой Ж.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление общества с ограниченной ответственностью «Завод Электродвигатель», г. Кемерово
к Департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области, г. Кемерово
об оспаривании постановления по делу № 92/03/13/02 от 28.11.2013 г.
у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Завод Электродвигатель» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления № 92/03/13/02 от 28.11.2013 г. о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области.
Заявитель считает, что постановление является незаконным. Указывает, что количество отходов с неопределенным классом опасности в 2012 г. образовалось в малом количестве и, как следствие, не представляет существенной угрозы для окружающей природной среды. Данные виды отходов утилизировались специализированными организациями. Полагает, что ООО «Завод Электродвигатель» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, регулирующих обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Считает, что примененная мера административного взыскания, в виде штрафа в размере 100 000 рублей не соответствует тяжести совершенного ООО «Завод Электродвигатель» правонарушения и степени вины. Назначенное наказание имеет не превентивный характер, а карательный. Указывает на отсутствие фактов привлечения ООО «Завод Электродвигатель» к ответственности ранее за аналогичное правонарушение. Ссылается на малозначительность правонарушения. Подробнее доводы изложены в заявлении.
Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области в представленном отзыве с требованием не согласился. Считает, что постановление вынесено законно и обоснованно. Факт правонарушения полностью установлен в ходе проверки и подтверждается материалами дела.
Рассмотрев материалы дела, суд находит требование не подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Как следует из материалов дела, Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области в ходе плановой документарной и выездной проверки ООО «Завод Электродвигатель», проведенной с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды, установлен факт нарушения экологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 28.10.2013 г. №92/03/13 и протокол об административном правонарушении № 92/03/13/02 от 08.11.2013 г..
Постановлением № 92/03/13/02 от 28.11.2013 г. ООО «Завод Электродвигатель» привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, ООО «Завод Электродвигатель» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В статье 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объект правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении, в том числе с отходами потребления. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона №89-ФЗ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Статьей 11 Закона №89-ФЗ установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
В соответствии с частями 2, 3 статьи 14 Закона №89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона №89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами -федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона №89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок учета в области обращения с отходами определен приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721. Приказом Росстата от 28.01.2011 № 17 «Об утверждений статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утверждена форма статистической отчетности 2-тп (отходы).
В соответствии со статьей 15 Закона №89-ФЗ, лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 14 Закона №89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 г. №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» установлено, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, в том числе, проводят работу по паспортизации опасных отходов.
ООО «Завод Электродвигатель» осуществляет деятельность по обращению с отходами, а именно: накопление отходов в емкостях и контейнерах. На территории общества имеются площадки для накопления отходов, обустроенные в соответствии с требованиями действующего законодательства. Среди данных отходов имеются отходы с неопределенным классом опасности отнесение которых к определенному классу опасности не подтверждено и паспорта на которые обществом не получены.
Так в нарушении вышеуказанных норм на отходы лакокрасочных средств (шлам гидрофильтров окрасочных кабин код по ФККО 55500000 00 00 0 всего в 2012 году образовалось 0,075 т); тару металлическую из под краски (в ФККО отсутствует за 2012 год образовалось 0,055 т., складируется на предприятии, вывоз тары автотранспортом один раз в месяц на ООО «Авангард»); на отходы (мусор) от уборки территории (в ФККО отсутствует, всего за 2012 год образовалось 4,63 т., вывоз на захоронение МП «Спецавтохозяйство»).отсутствуют свидетельства о классе опасности и паспорта на данные виды отходов.
Обществом, являющимся субъектом малого предпринимательства, на 15.01.2013 не представлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке и как следствие отсутствуют лимиты на размещение отходов на 2012 год.
Обществом не проведена инвентаризация отходов.
Обществом не ведется учет образовавшихся, переданных другим лицам и полученных от других лиц отходов; на 01.02.2013 не представлена в установленном порядке в Управление Росприроднадзора по Кемеровской области статистическая отчетность по форме 2-тп (отходы) за 2012 год.
Лица, допущенные к обращению с отходами I - IV класса опасности, не имеют профессиональной подготовки.
Часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, по мнению суда вина общества в совершенном правонарушении в полном объеме подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Заявитель не принял всех зависящих от него мер по соблюдению действующего природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Суду не представлены доказательства наличия чрезвычайных обстоятельств, не позволивших заявителю выполнить требования действующего законодательства.
Поскольку у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности, однако им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (обратного заявителем не доказано), суд пришел к выводу о наличии вины заявителя в совершенном правонарушении.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, суд признает доказанным событие административного правонарушения, вину юридического лица. Суд также приходит к выводу о соблюдении Департаментом природных ресурсов и экологии Кемеровской области процедуры привлечения общества к административной ответственности. Наказание назначено в минимальном размере предусмотренной статьей санкции.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу пункта 18.1 указанного постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, считает, что административный орган, рассмотрев ссылку общества на малозначительность правонарушения пришел правомерному выводу, что данное правонарушение малозначительным не является.
На основании вышеизложенного, требование ООО «Завод Электродвигатель» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 167-170, 210, 211, 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Завод Электродвигатель» о признании незаконным и отмене постановления №92/03/13/02 от 28.11.2013 г. Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
На решение в течение десяти дней может быть подана жалоба в Седьмой арбитражный апелляционный суд в установленном законом порядке.
ЗАО "Институт Промышленной Экологии" Сбор, транспортировка, утилизация промышленных отходов.
Разработка нормативной природоохранной проектной документации.
Идеал-Переезд Мы предлагаем сотрудничество по вывозу строительного мусора как по долговременным контрактам, так и по разовым заявкам.
Вывоз строительного мусора включает в себя отходы, образующиеся в результа...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.