"Дело по заявлению ОАО «Российские железные дороги» к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления от 07.06.2013 № 17/21"
Материал прочитан 1207 раз и оценен
0
Шестой арбитражный апелляционный суд
Дата рассмотрения: 11.12.2013
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 06АП-4917/2013
25 октября 2013 года
г. Хабаровск
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: Епифанцева А.А., представитель по доверенности от 20.11.2012;
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу: Шевцова А.Г., представитель по доверенности от 10.01.2013 № 07-19/56;
от третьего лица Хабаровского транспортного прокурора: Семенова О.Е. помощник Хабаровского транспортного прокурора;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
на решение от 19.08.2013 по делу № А73-6643/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления от 07.06.2013 № 17/21 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ
третье лицо Хабаровский транспортный прокурор
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзор) по Дальневосточному Федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления от 07.06.2013 № 17/21 о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Решением от 19.08.2013 суд в удовлетворении заявления отказал, поскольку пришел к выводу о доказанности факта совершения обществом административного правонарушения и наличии у административного органа оснований для привлечения его к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда, ОАО «РЖД» обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Департамент Росприроднадзора по ДВО в представленном отзыве, его представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель прокуратуры так же отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, дирекция аварийно-восстановительных средств (далее - Дирекция) является структурным подразделением Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД».
Хабаровской транспортной прокуратурой во исполнение плана работы на первое полугодие 2013 года проведена проверка соблюдения в ОАО «РЖД» природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлено, что в соответствии с журналом обращения с отходами, расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2012 году, статистическому отчету по форме №2-ТП (Отходы) за 2012 год, в Дирекции образовывались такие виды опасных отходов, как остатки дизельного топлива, потерявшие потребительские свойства, масла дизельные отработанные, опилки древесные, загрязненные маслами, которым, согласно Федерального классификационного кадастра отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 № 786, присвоен 3 класс опасности.
Вместе с тем, в нарушение части 3 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в Дирекции аварийно-восстановительных средств на момент проверки, паспорта на вышеуказанные опасные отходы не утверждены Департаментом Росприроднадзора по ДФО.
В соответствии с журналом обращения с отходами, расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2012 году, статистическому отчету по форме №2-ТП (Отходы) за 2012 год, в Дирекции образовывались такие виды опасных отходов, как опилки древесные, загрязненные маслами, обтирочный материал, загрязненный маслами.
В соответствии с паспортами данных отходов их накопление должно производиться в контейнерах, на специально оборудованных открытых или закрытых площадка.
Вместе с тем, в нарушение статьи 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п.п. 3.2, 3.10 СаНПИН на территории восстановительного поезда № 103 - структурного подразделения Дирекции аварийно-восстановительных средств места накопления вышеуказанных отходов не определены.
В процессе деятельности Дирекции аварийно-восстановительных средств образуются опасные отходы, в связи с чем, разработка им проектов нормативов образования опасных отходов и лимитов на их размещение является обязательной в силу закона.
05.05.2010 заместителем руководителя Дальневосточного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для восстановительных поездов №№ 10300, 10400 подразделение Дирекции аварийно-восстановительных средств утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с документами об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лимиты на размещение отходов установлены сроком до 24.09.2012.
Вместе с тем, в нарушение статьи 11, части 3 статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на момент проверки новые нормативы образования отходов и лимитов на их размещение не утверждены в Дальневосточном Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, что свидетельствует о незаконном нахождении опасных отходов на территории Дирекции аварийно-восстановительных средств.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 03.04.2013.
Уведомлением от 24.04.2013 № 02-01-2013 ОАО «РЖД» извещалось о времени и месте рассмотрения вопроса о возбуждении прокуратурой дела об административном правонарушении по выявленным в ходе проверки фактам -26.04.2013 в 16-30. Уведомление направлено юридическому лицу факсимильной связью и вручено 25.04.2013 вход. № 13391, согласно оттиску входящего штампа на факсимильной копии уведомления.
26.04.2013 г. Хабаровским транспортным прокурором по выявленному факту в присутствии представителя общества в отношении ОАО «РЖД» возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.04.2013.
Материалы дела направлены на рассмотрение в Департамент Росприроднадзора по ДФО.
Определением от 13.05.2013 № 17/71 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 07.06.2013 г. на 11-00.
07.06.2013 старшим государственным инспектором Российской Федерации по охране природы по ДФО Соколовой И. Н. в присутствии представителя общества, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление № 17/21 о назначении ОАО «РЖД» административного наказания в виде штрафа в размере 100.000 руб., по статье 8.2 КоАП РФ. Определением от 11.07.2013 административным органом исправлена опечатка, допущенная в указанном постановлении, в части неверного наименования лица, привлекаемого к ответственности.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» об отходах производства и потребления.
Согласно статьи 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под накоплением отходов понимается вынос отходов вместо их сбора для последующего вывоза специализированной организацией на основании соответствующего договора.
Частью 1 статьи 4 Закона № 89-ФЗ установлено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
В силу статьи 4.1. указанного Закона № 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии со статьей 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; представлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
По части 2 статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Частью 3 данной статьи установлено, что на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Как установлено часть 1 статьи 15 Закона № 89-ФЗ, лица, которые допущены к обращению с отходами I -IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I -IV класса опасности.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами.
Пунктом 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 установлены места, где допускается временное складирование отходов производства и потребления.
Пунктом 3.4. СанПиН 2.1.7.1322-03 установлены места, где в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить.
Пунктом 3.5. СанПиН 2.1.7.1322-03 установлено, что хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается.
В закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I - II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах.
Согласно пункту 3.10 СанПиН 2.1.7.1322-03, малоопасные (IV класса) отходы могут складироваться как на территории основного предприятия, так и за его пределами в виде специально спланированных отвалов и хранилищ.
Как следует из материалов дела, проверкой установлены следующие факты:
- в Дирекции аварийно-восстановительных средств ОАО «РЖД» на момент проверки, паспорта на образовывающиеся опасные отходы не утверждены Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу,
- на территории восстановительного поезда № 103 – структурного подразделения Дирекции аварийно-восстановительных средств ОАО «РЖД» места накопления отходов (опилки древесные, загрязненные маслами; обтирочный материал, загрязненный маслами) не определены,
- новые нормативы образования отходов и лимитов на их размещение не утверждены в Дальневосточном Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Между тем, не представленные в ходе проверки паспорта, на образовывающиеся отходы, утвержденные в установленном порядке, фактически имелись в Общества, представлены позднее и имеются в материалах дела, в связи с чем суд пришел к выводу о неправомерности вменения обществу нарушения в виде отсутствия указанных документом.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт нарушения в виде не определения мест хранения ряда отходов, не доказан. Указанное обстоятельство обществом не обжалуется.
Вместе с тем, факт отсутствия у общества на момент проверки утвержденных в Дальневосточном Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, нашел подтверждение в судебном заседании суда первой инстанции и не отрицается обществом.
Таким образом, административный орган обоснованно усмотрел в действиях (бездействии) общества признаки административного правонарушения, установленного статьей 8.2 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия исчерпывающего перечня мер к недопущению данного нарушения суду не представлено, что свидетельствует о наличии вины общества в совершении данного правонарушения.
Порядок и сроки привлечения общества к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях (бездействиях) общества не усматривается малозначительности правонарушения.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суду не представлено доказательств исключительности обстоятельств, при которых было совершено допущенное правонарушение.
Из материалов дела, следует, что при истечении срока ранее действовавших нормативов - 24.09.2012, общество обратилось с согласованием вновь разработанных нормативов только 25.12.2012, т.е. по истечении трех месяцев. При этом, общество не представило суду доказательств наличия уважительных обстоятельств, для несвоевременного представления документов. Довод об отсутствии у структурного подразделения финансирования для оплаты государственной пошлины суд не может расценить как уважительное обстоятельство, поскольку субъектом данного правонарушения является не структурное подразделение, а юридическое лицо - ОАО «РЖД». Иных обоснований в пропуске срока на обращения суду не приведено.
Кроме того, 07.02.2013 Департаментом было вынесено решение об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и с последующим заявлением об утверждении указанных нормативов и лимитов Общество обратилось только 24.06.2013.
Длительный срок отсутствия у общества указанных нормативов с учетом вышеизложенных обстоятельств их утверждения не позволяет суду применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Кроме того, применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
При этом, уплата в повышенном размере платы за негативное воздействие не является обстоятельством, указывающих на малозначительность правонарушения, т.к. указанный платеж с повышающим коэффициентом является обязательным, в силу пунктов 5,6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632
Факт устранения на момент рассмотрения дела данного нарушения (23.07.2013 департаментом вынесено решение № 277 об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), суд относит к смягчающим вину обстоятельствам, однако на возможность применения положений статьи 2.9. КоАП РФ указанное обстоятельство не влияет, в силу пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Обстоятельства, отягчающие ответственность судом не установлены.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Порядок и сроки привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Оценив в совокупности, установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального права, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.08.2013 по делу № А73-6643/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
ООО "ПластПолимерТорг" Основная специализация компании - переработка вторичных полимеров.
СВ Проект Компания «СВ Проект» предлагает оборудование полного цикла (переработка - грануляция - готовый продукт). Наше полимерное оборудование выгодно отличающиеся от предложений конкурентов.
ИП Благодаров Юрий Петрович Разработаю техдокументацию на оборудование по переработке нефте-шлама, ТБО, пиролизный котлов, печей.
По некоторым из них имеются пилотные образцы.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.