"Дело по исковому заявлению ОАО "Славянка" в лице филиала "Новгородско-Вологодский" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области об отмене Постановления №323"
Материал прочитан 955 раз и оценен
0
АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дата рассмотрения: 26.11.2013
РЕШЕНИЕ
г. Великий Новгород
Дело № А44-4925/2013
12 ноября 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2013 года
Решение в полном объеме изготовлено 12 ноября 2013 года
Арбитражный суд Новгородской области в составе:
судьи Киселевой М.С.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Кичкиной М.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению:
ОАО "Славянка" в лице филиала "Новгородско-Вологодский"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области
о признании незаконным и отмене Постановления №323 от 20.09.2013 г.
при участии
от заявителя: представителя Степанищева Андрея Алексеевича, доверенность от 07.02.2013 № 404;
от ответчика: Антонова Игоря Викторовича, начальника отдела, доверенность пост. № 23 от 09.01.2013;
установил:
ОАО "Славянка" в лице филиала "Новгородско-Вологодский" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области №323 от 20.09.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 110 000 рублей.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что ОАО "Славянка", расположенное в г.Москва, не было извещено о рассмотрении административного дела по юридическому адресу. При вынесении постановления были применены отягчающие вину обстоятельства, а именно повторное совершение однородного правонарушения. Также в материалах административного дела имеются доказательства, которые оформлены ненадлежащим образом. На фотографиях не проставлено даты, когда именно зафиксировано правонарушение. Фотографирование проводилось без участия понятых.
Представитель Управления требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагал, что направление телеграммы по юридическому адресу общества и получение информации о выбытии адресата, свидетельствует о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11 ноября 2013 года.
Оценив доказательства по делу, суд установил следующее.
Военной прокуратурой Новгородского гарнизона проведена проверка в отношении соблюдения ОАО «Славянка» требований законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучии населения, по результатам которой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 28 августа 2013 года, согласно которого установлено, что 21 августа 2013 года вблизи домов №№ 3, 12 и 16 по ул.Горького, №№ 8,10,19,21 и 22 по ул.Советской, п.Загорье Валдайского района, на территории воинской части № 34581, контейнеры, расположенные на контейнерных площадках полностью переполнены, территория контейнерных площадок захламлена, бытовой мусор разбросан вокруг площадок на расстоянии 3-4 метров, имеет место гниение, распространение «дурнопахнущих» запахов (л.д.19-20).
Рассмотрев материалы административного дела, Управлением вынесено постановление № 323 по делу об административном правонарушении от 20.09.2013 о признании ОАО «Славянка» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статье 8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 110000 рублей (л.д.12-15).
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"(далее- Федеральный закон № 52-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Из указанной статьи следует, что обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Под сбором отходов в названной статье понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно представленному в материалы дела договору управления специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны РФ от 02.08.2010 № 1-УЖФ, ОАО «Славянка» обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в специализированном жилищном фонде военных городков, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять управление общим имуществом, в том числе и в домах №№ 3, 12 и 16 по ул.Горького, №№ 8,10,19,21 и 22 по ул.Советской, п.Загорье Валдайского района, на территории воинской части № 34581
Таким образом, заявитель является субъектом вменяемого ему правонарушения.
В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичная норма содержится и в статье 51 Закона об охране окружающей среды.
В соответствии с Приложением № 3 санитарно - эпидемиологических правил "Санитарно - эпидемиологические требования к проведению дератизации. СП 3.5.3.1129-02", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 24 от 18.07.2002, контейнерные площадки и места установки контейнеров для сбора отходов должны быть заасфальтированы (забетонированы) и содержаться в чистоте. Вокруг них (в радиусе не менее 10 метров) не должно быть зарослей растительности, свалок бытовых и промышленных отходов.
К иным нормативным правовым актам следует отнести Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, согласно которым установлено следующее.
Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории (пункт 3.7.1.).
Крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом (пункт 3.7.15).
Факт административного правонарушения подтверждается справкой от 23.08.2013, фотоматериалами, докладной запиской помощника военного прокурора (л.д.25-27,42-54) и не отрицалось представителем заявителя в ходе рассмотрения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Общество, являясь управляющей компанией, не осуществило надлежащего вывоза мусора с территории, прилегающей к жилым домам, не обеспечила надлежащего содержания контейнерных площадок, тем самым нарушило экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе отходов потребления.
Следовательно, в действиях ОАО «Славянка» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Вместе суд, суд полагает, что имеет место нарушение порядка извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, Управление вынесено определение от 05.09.2013 о назначении рассмотрения дела на 20.09.2013 в 11.00 (л.д.16-17).
С целью извещения ОАО «Славянка» о вынесенном определении, Управлением 06 сентября 2013 года направлены две телеграммы по адресу: Великий Новгород, ул.Новолучанская, д.16, Новгородско-Вологодский филиал ОАО «Славянка» и г.Москва Суворовская площадь 2, стр.3, ОАО «Славянка», руководителю (л.д.68,73).
Телеграмма по месту нахождения филиала вручена уполномоченному на получение телеграмм Ухановой, в г.Москва телеграмма не доставлена по причине выбытия адресата.
В соответствии со статьей 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ).
Согласно пункту 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление № 10) при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
В пункте 24.1 Постановления № 10 разъясняется, что извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Как следует из материалов дела, по юридическому адресу общества Управлением направлена телеграмма, которая не была доставлена. Рассматривая материалы административного дела и осуществляя проверку надлежащего уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, Управление посчитало достаточным направление телеграммы, не врученной по причине выбытия адресата.
Вместе с тем, в материалах дела имеются факс и адрес электронной почты, использованные военной прокуратурой для уведомления о времени и месте вынесения постановления о возбуждении производства по делу, которые (л.д.58,70).
Однако других доказательств извещения Общества о времени и месте рассмотрения дела иным способом суду не представлено.
Довод представителя управления о сроке давности, как обстоятельстве скорейшего рассмотрения дела и невозможности отложения дела не принимается судом, поскольку оспариваемое постановление вынесено менее чем по истечении месяца со дня возбуждении производства по делу при наличии права Управления на продлении срока рассмотрения в соответствии со статьей 29.6 КоАП РФ, а также годичном сроке давности привлечения к административной ответственности, установленном статьей 4.5 КоАП РФ.
Факт участия представителя Степанищева А.А., имеющего общую доверенность № 404 от 07.02.2013 (л.д.9), при рассмотрении дела об административном правонарушении, не может свидетельствовать о надлежащем извещении законного представителя – руководителя или иного лица, признанного в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, о времени и месте рассмотрения дела.
Следует также отметить, что надлежащее извещение военной прокуратурой общества о времени и месте вынесения постановления о возбуждении производства по делу (направление уведомления по факсу и электронной почте), явилось основанием для выдачи Степанищеву А.А. доверенности № 1102 от 23.08.2013 на представление интересов Общества в военной прокуратуре (л.д.56).
На основании изложенного суд полагает, что Управлением не были приняты все необходимые и достаточные меры по надлежащему извещению ОАО «Славянка» о времени и месте рассмотрения дела.
В силу пункта 10 Постановления № 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по новгородской области № 323 от 20.09.2013 в отношении ОАО «Славянка» (место нахождение: г.Москва, Суворовская площадь,д.2, стр.3, ОГРН 1097746264219).
2. Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.