"Дело о привлечении к административной ответственности муниципального предприятия «Благоустройство» Лотошинского района за совершение административного правонарушения"
Материал прочитан 1609 раз и оценен
0
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Дата рассмотрения: 26.10.2013
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 октября 2013 г.
г. Москва
Дело № А41-19032/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Макаровской Э.П., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя – Толкачев Н.В., удостоверение ТО № 144009,
от заинтересованного лица – Аносова М.М., по доверенности от 10.12.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего МП «Благоустройство» Лотошинского района на решение Арбитражного суда Московской области от 25 июля 2013 года по делу № А41-19032/13, принятое судьей Синицей И.В., по заявлению Межрайонного природоохранного прокурора Московской области о привлечении муниципального предприятия «Благоустройство» Лотошинского района к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонный природоохранный прокурор Московской области (далее – заявитель, прокурор, прокуратура) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении к административной ответственности муниципального предприятия «Благоустройство» Лотошинского района (далее – заинтересованное лицо, предприятие, МП «Благоустройство» Лотошинского района) за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением от 25 июля 2013 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования административного органа удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, МП «Благоустройство» Лотошинского района обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда представитель предприятия в обоснование доводов жалобы указал, что постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности» установлено обязательное лицензирование для обезвреживания и размещения отходов I-IV классов опасности, в то время как предприятие осуществляя сбор ТБО, не размещает отходы I-IV классов опасности. МП «Благоустройство» заключило договор с ООО «Ядрово» на складирование и размещение ТБО IV-V классов опасности на полигоне ООО «Ядрово». Считает недоказанным событие административного правонарушения.
Представитель административного органа возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.04.2013 прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного и иного законодательства предприятия, осуществляющего деятельность по сбору и транспортировке отходов производства и потребления.
В ходе проведения проверки установлено, что территория предприятия расположена на земельном участке общей площадью 34 420 квадратных метров с кадастровым номером 50:02:0020320:0001, которая состоит из промышленной площадки, а именно: полигон «Ошенево», расположенный в Лотошинском районе, Кировском с/о западнее д. Макарово.
На полигоне «Ошенево» осуществляется размещение захоронения твердых бытовых отходов (далее – ТБО). В результате жизнедеятельности физических и юридических лиц Лотошинского района образуются отходы IV класса опасности от жилищ несортированных и мусор от бытовых помещений организаций за исключением крупногабаритных.
Размещение отходов осуществляется предприятием за плату в соответствии с заключенными договорами на вывоз и утилизацию (захоронение) ТБО при использовании собственного специализированного транспорта, в том числе: выгрузку отходов на рабочую карту полигона ТБО «Ошенево», разравнивание отходов специальной техникой (бульдозером) по периметру рабочей карты, пересыпка слоя отходов грунтом.
Вместе с тем, специального разрешения (лицензии) на обращение с отходами IV класса опасности у предприятия не имеется, о чем 25.04.2013 составлен акт.
По факту выявленного правонарушения 29.04.2013 прокурором в отношении предприятия вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ установлено, что заявления об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов.
В связи с этим материалы проверки вместе с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении и заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, направлены прокурором в Арбитражный суд Московской области.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о законности привлечения МП «Благоустройство» Лотошинского района к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ на основании следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает для юридических лиц ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Однако отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
То есть, если для осуществления какого-либо вида предпринимательской деятельности требуется получение специального разрешения (лицензии), то осуществление данной деятельности в отсутствие этого разрешения (лицензии) образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Статьей 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.
Деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности в силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» относится к лицензируемым видам деятельности.
Согласно статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 255, определен Перечень работ, составляющих указанный вид лицензируемой деятельности, включающий сбор, использование, обезвреживание и размещение отходов I, II, III, IV классов опасности.
На основании пункта 2 указанного Положения лицензирование деятельности по размещению опасных отходов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В ходе проведения проверки прокуратурой установлено, что предприятием заключаются договоры на вывоз и утилизацию (захоронение) ТБО, после чего отходы IV класса опасности транспортируются для размещения на полигоне «Ошенево», где осуществляют выгрузку, разравнивание, пересыпку слоя отходов грунтом.
Для заинтересованного лица, не имеющего лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, вывоз несортированных ТБО, относящихся к IV классу опасности, не является разрешенной деятельностью.
Таким образом, предприятием допускается размещение отходов IV класса опасности в отсутствие специального разрешения (лицензии) на размещение отходов, наличие которого является обязательным.
В соответствии с принципами презумпции невиновности, закрепленными в положениях статьи 1.5. КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На момент проведения проверки установлено, что у предприятия отсутствует лицензия на осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Факт размещения предприятием отходов IV класса опасности в отсутствие разрешения (лицензии) подтверждается материалами проверки, а именно актом проверки от 25.04.2013, фототаблицами, объяснениями Колядова Г.М. от 25.04.2013, трудовым договором от 12.07.2007, уставом предприятия, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.04.2013 № 854, договором аренды земельного участка № 14001-Z от 31.12.2002, паспортом полигона ТБО «Ошенево» Лотошинского района по состоянию на 01.01.2012, договорами на вывоз и утилизацию (захоронение) ТБО, платежными поручениями.
Кроме того, действия предприятия, связанные с осуществлением деятельности по обращению с отходами производства и потребления без соответствующей лицензии, также подтверждаются уставом предприятия, предусматривающий указанный вид деятельности, договоры на вывоз мусора, договор аренды земельного участка от 31.12.2002 № 14001-Z с разрешенным использованием – под полигон твердых бытовых отходов.
В материалах дела также имеются письменные объяснения Колядова Г.М. (принят на работу в структурное подразделение «полигон ТБО»), трудовой договор от 12.07.2007, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.04.2013 № 854, платежные поручения, которые подтверждают осуществление предприятием деятельности, связанной с размещением отходов.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод жалобы об отсутствии у прокуратуры оснований для проведения плановой проверки в связи с тем, что на момент проведения проверки предприятия в сводном плане проверок субъектов предпринимательства на 2013 год, размещенном на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет», не имелось информации о плановой проверке МП «Благоустройство» в 2013 году, так как в материалы дела представлен план работы Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области на первое полугодие 2013 год, в котором предусмотрено проведение проверки соблюдения федерального законодательства при эксплуатации полигонов, в том числе, МП «Благоустройство Лотошинского района».
Также апелляционным судом признана несостоятельной ссылка заинтересованного лица на Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому запрещено прекращать деятельность должника, если такое прекращение относится к переработке и утилизации бытовых отходов. Обжалуемым решением суд первой инстанции привлек предприятие к административной ответственности в виде административного штрафа. Обязанность прекратить деятельность по размещению отходов данным решением на МП «Благоустройство» не возлагалась.
Довод заинтересованного лица, что полигон «ТБО Ошенево» представляет собой санкционированную свалку, действующую на основании распоряжения главы Лотошинского муниципального района Московской области от 18.12.2008 № 177-р, апелляционным судом также признан несостоятельным, поскольку указанное распоряжение главы не освобождает юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию полигона ТБО, от обязанности получения лицензии направо размещения отходов.
Как пояснил апелляционному суду представитель предприятия, после разгрузки автомобилей, привозящих отходы на полигон «ТБО Ошенево», осуществляется их сортировка, в результате которой ТБО IV-V классов опасности помещаются в отдельные пакеты и вывозятся для размещения на полигоне ООО «Ядрово».
Довод жалобы о том, что предприятием заключен договор от 23.08.2012 № 850/2012 с ООО «Ядрово» на складирование и размещение ТБО IV-V классов опасности на полигоне ООО «Ядрово», из чего следует, что МП «Благоустройство» Лотошинского района не производит размещение отходов на полигоне ТБО «Ошенево», апелляционный суд отклоняет, поскольку данный довод опровергается актом проверки от 25.04.2013.
Проверка прокуратурой проводилась при участии главного инженера МП «Благоустройство» Лотошинского района Попова А.М., которым не было заявлено каких-либо замечаний по окончании проверки, что подтверждается записью в акте проверки от 25.04.2013 и подписью Попова А.М. в частности главный инженер предприятия, в силу должностных обязанностей располагающий информацией о рассматриваемой деятельности общества, не указал при проведении проверки и не отразил в акте то обстоятельство, что размещение ТБО IV-V классов опасности предприятие на полигоне «ТБО Ошенево» не осуществляет.
Вместе с тем, данный довод предприятия опровергается объяснениями работником полигона Колядова Г.М., содержанием акта проверки и фотоматериалом к нему.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о наличии в действиях предприятия события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт нарушения свидетельствует о том, что предприятием не приняты все возможные меры для соблюдения требований действующего законодательства.
Апелляционным судом не установлены процессуальные нарушения при производстве по административному делу, права и гарантии предприятия соблюдены, срок привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен на момент рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей назначено в минимальном пределе санкции вменяемой части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.07.2013 по делу № А41-19032/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
СпецСервис Север Вывоз и размещение твердых бытовых и строительных отходов III-V класса опасности;
Вывоз отходов производится мусоровозами на базе автомобилей КАМАЗ, ЗИЛ, МАЗ, Isuzu.
Вывоз отходов осуществляется е...
ЗАО "Алмет" Утилизация отработанного оборудования промышленных предприятий по всей территории Российской Федерации
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.