рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к Эжвинскому муниципальному унитарному предприятию «Жилкомхоз» г. Сыктывкар о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии представителей:
от заявителя - Булышев Н.Н. удостоверение №159092 действительно по 12.09.2010,
от лица, привлекаемого к ответственности: Шарый С.В. по доверенности от 26.11.2008 №29,
установил:
В Арбитражный суд Республики Коми обратился Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор с заявлением о привлечении Эжвинского муниципального унитарного предприятия «Жилкомхоз» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление без лицензии деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.
Представитель прокуратуры требования о привлечении ЭМУП «Жилкомхоз» к административной ответственности поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ЭМУП «Жилкомхоз» отзывом (письменным возражением) с требованием заявителя не согласился, указав, что опасные отходы, накапливающиеся в ЭМУП «Жилкомхоз», передаются в специализированные организации, имеющие соответствующую лицензию. Кроме того, с 2004 года ЭМУП «Жилкомхоз» принимаются меры для получения лицензии. В настоящее время заключен договор аренды полигона ТБО и вся необходимая для получения лицензии документация находится в Печерском межрегиональном управлении по технологическому, экологическому и атомному надзору и УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 16.12.2008, по окончании которого судебное разбирательство было возобновлено. После перерыва в судебное заседание явился представитель ЭМУП «Жилкомхоз», от заявителя представитель не явился.
Изучив материалы дела, проверив полномочия лица, вынесшего постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом данного правонарушения является порядок лицензирования отдельных видов деятельности, установленный Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон №128-ФЗ).
Лицензируемым видом деятельности в силу статьи 2 указанного Федерального закона является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, установлен в статье 17 Федерального закона №128-ФЗ. Данным перечнем предусмотрена деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ) также установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона №89-ФЗ опасными отходами являются «отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами». Согласно указанной норме обращение с отходами - это «деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов».
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона №89-ФЗ опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Опасные свойства отхода устанавливаются в соответствии с требованиями приложения III к Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированной Федеральным законом от 24.11.1994 №49-ФЗ "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" (пункты 4, 8 Инструкции).
Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 №786, содержит перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.
В соответствии с указанным каталогом отходам присваивается тринадцатизначный код, определяющий вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки.
Согласно последнему абзацу Федерального классификационного каталога отходов тринадцатая цифра кода отходов используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2 - II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности).
Как следует из материалов дела и установлено судом, 24.11.2008 Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой по результатам проведенной проверки соблюдения ЭМУП «Жилкомхоз» законодательства о лицензировании и законодательства об отходах производства и потребления и на основании письменных объяснений от 24.11.2008 генерального директора ЭМУП «Жилкомхоз» Воронина Сергея Васильевича, занимавшего данную должность с 03.03.2008 по 24.11.2008, был выявлен факт осуществления муниципальным предприятием деятельности по сбору, транспортированию, размещению опасных отходов (лицензируемого вида деятельности) без лицензии и 01.12.2008 вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
Эжвинское МУП «Жилкомхоз», созданное в соответствии с решением Комитета по управлению муниципальным имуществом Эжвинского района г. Сыктывкар №15 от 03.06.1996 г. (пункт 1.1. Устава ЭМУП «Жилкомхоз»), заключило с ООО «Криптон», ОМТ и ХО МВД по РК и индивидуальным предпринимателем Тыриной М.С. договоры на вывоз бытового мусора №03865 от 30.10.2008, №039814 от 01.08.2008, №031410 от 23.10.2008 соответственно (л.д.49-58).
Согласно пункту 1.1 договоров исполнитель - ЭМУП «Жилкомхоз» производит вывоз бытового мусора в объемах, указанных в приложениях №1 к договорам для последующей обработки на городской свалке.
Оплата исполнителю производится в соответствии с пунктом 4.1 договоров по установленному тарифу - 202,44 рубля (без НДС), включающему в свою стоимость оказание услуг по сбору по объектам, транспортировку и утилизацию одного куб.м. бытового мусора.
В подпункте б) пункта 4.1 договоров также указано, что «тарифы на сбор, транспортировку и утилизацию бытового мусора устанавливаются в соответствии с решением органа местного самоуправления».
Представитель ЭМУП «Жилкомхоз» в судебном заседании не отрицал, что предприятие по указанным договорам на платной основе осуществляет вывоз бытового мусора, а также строительного мусора, едкого мусора, жидких отходов, уличного и дворового смета, золы, тары, ящиков, и др. (пункт 3.2 договоров) от ООО «Криптон», ОМТ и ХО МВД по РК, ИП Тыриной М.С.
Указанные отходы в соответствии с классификацией отходов, определенной Федеральным классификационным каталогом отходов относятся к 4 и 5 классу опасности (мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) с кодом 91200400 01 00 4, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) с кодом 9110010001004, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (код 91201100 01 00 5), отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (код 91201200 01 00 5), отходы упаковочной бумаги незагрязненные (код 18710201 01 00 5), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 18710300 01 00 5), зола древесная и соломенная (код 31300600 11 99 5), пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства (код 57101800 13 00 5), полиэтиленовая тара, поврежденная (код 57102903 13 99 5).
Кроме того, согласно «Исходным сведениям об отходах» по ЭМУП «Жилкомхоз» к договору №128-08 от 22.07.2008, заключенному ЭМУП «Жилкомхоз» с Центром лабораторного анализа и технических измерений по Республике Коми (л.д.64-65), муниципальное предприятие самостоятельно осуществляет захоронение отходов 3, 4, 5 классов опасности, а именно: обтирочный материал, промасленную ветошь и отработанные масляные фильтры, мусор от бытовых помещений несортированный, отходы от жилищ несортированные, обрезь древесины, остатки и огарки стальных сварочных электродов, отходы потребления подобные коммунальным.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона №89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Таким образом, осуществляемая муниципальным предприятием предпринимательская деятельность по сбору, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Положения «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов», утвержденного Постановлением Правительства РФ №524 от 26.08.2006.
Однако, указанную деятельность ЭМУП «Жилкомхоз» осуществляет без лицензии.
Опрошенный по данному факту генеральный директор ЭМУП «Жилкомхоз» Воронин Сергей Васильевич, занимавший должность генерального директора ЭМУП «Жилкомхоз» с 03.03.2008 по 24.11.2008 в письменных объяснениях (л.д.9) признал факт совершения правонарушения и указал, что деятельность ЭМУП «Жилкомхоз» по сбору, вывозу, размещению и утилизации отходов в настоящее время осуществляется без соответствующей лицензии.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличие в действиях ЭМУП «Жилкомхоз» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 01.12.2008, копиями договоров на вывоз бытового мусора №03865 от 30.10.2008, №039814 от 01.08.2008, №031410 от 23.10.2008, письменными объяснениями генерального директора ЭМУП «Жилкомхоз» Воронина Сергея Васильевича (л.д.9), «Исходными сведениями об отходах» (л.д.64-65).
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 01.12.2008, вынесено Сыктывкарским природоохранным межрайонным прокурором в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ, в присутствии представителя ЭМУП «Жилкомхоз» Воронина С.В. и при наличии сведений об извещении законного представителя муниципального предприятия о времени и месте вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении (уведомление о вручении №176295, вызов вручен 28.11.2008).
Представитель ЭМУП «Жилкомхоз» Воронин С.В. факт совершения правонарушения не отрицал, замечаний на вынесенное постановление не представил.
ЭМУП «Жилкомхоз» не приняло надлежащих и своевременных мер по получению лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов, то есть предприятием не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей по осуществлению деятельности, связанной с обращением с опасными отходами.
Следовательно, ЭМУП «Жилкомхоз» является виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, и учитывая, что оно совершено ЭМУП «Жилкомхоз» впервые и предприятием в настоящее время принимаются меры для получения лицензии, суд счел возможным применить в отношении нарушителя санкцию, предусмотренную частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, по низшему пределу.
Удовлетворяя требования прокурора, суд отклоняет доводы представителя ЭМУП «Жилкомхоз» о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности, а также о совершении правонарушения в состоянии крайней необходимости.
Административное правонарушение, вмененное ЭМУП «Жилкомхоз», носит характер длящегося правонарушения, поскольку заключается в длительном непрекращающемся невыполнении установленной обязанности.
В части 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двухмесячного срока со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 названного Кодекса при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Длящимся правонарушением признается действие или бездействие, которое сопряжено с длительным невыполнением обязанностей, возложенных на лицо законом, и характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного правонарушения.
В данном случае днем обнаружения административного правонарушения следует считать 24.11.2008 - день представления письменных объяснений генеральным директором ЭМУП «Жилкомхоз» Ворониным Сергеем Васильевичем, занимавшим данную должность с 03.03.2008 по 24.11.2008. Следовательно, на момент вынесения судом решения, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частями 1 и 2 статьи 4.5 КоАП РФ не истек.
Совершение ЭМУП «Жилкомхоз» правонарушения вследствие крайней необходимости, поскольку оно является единственным предприятием, занимающимся вывозом бытовых отходов, не подтверждается материалами дела. Напротив, представитель ЭМУП «Жилкомхоз» в судебном заседании со ссылкой на «Исходные сведения об отходах» (л.д.64-65) утверждал, что предприятие само передает опасные отходы, образующиеся от собственной деятельности (ртутные лампы и другие отходы 1-3 класса опасности) сторонним организациям, имеющим лицензии на обращение с отходами.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 АПК РФ, суд
решил:
Привлечь Эжвинское муниципальное унитарное предприятие «Жилкомхоз», находящееся по адресу: г.Сыктывкар, ул. Космонавтов, 20, ИНН 1121001681, к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 40000 (сорок тысяч) рублей.
Исполнительный лист на взыскание штрафа выдать после вступления решения в законную силу в случае непредставления ответчиком доказательств уплаты штрафа в порядке, установленном статьей 32.2 КоАП РФ.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.