"Кассационная жалоба ЗАО «Фирма «Транслайн» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009"
Материал прочитан 806 раз и оценен
0
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
Дата рассмотрения: 10.12.2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Колесниковой С.Г., Матлиной Е.О.,
при участии от закрытого акционерного общества «Фирма «Транслайн» Мухина М.С. (доверенность от 02.03.2009), от Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга Даниловой Л.А. (доверенность от 06.07.2009 № 02-1885/09-0-0),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Фирма «Транслайн» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009 по делу № А56-1409/2009 (судьи Зотеева Л.В., Савицкая И.Г., Семенова А.Б.),
у с т а н о в и л:
Закрытое акционерное общество «Фирма «Транслайн» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 18.12.2008 № 003-2008/П-306-766 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 и частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 27.04.2009 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009 решение суда изменено, оспариваемое постановление Комитета признано незаконным и отменено в части привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Обществом заявлены ходатайства о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу решения Пресненского районного суда города Москвы по делу № 2-6979/09 и направлении в Конституционный Суд Российской Федерации запроса о соответствии Конституции Российской Федерации статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ходатайства судом отклонены в связи с отсутствием оснований для приостановления рассмотрения кассационной жалобы и отсутствием оснований для направления запроса в Конституционный Суд Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Комитета просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 03.12.2008 по 11.12.2008 должностным лицом Комитета на основании распоряжения от 27.11.2008 № 003-2008/Р-306 проведена проверка соблюдения Обществом законодательства в области охраны окружающей среды по адресу: Санкт-Петербург, ул. Якорная, дом 14, корп. 3.
По результатам проверки в присутствии законного представителя Общества 11.12.2008 составлены акт № 003-2008/Акп-306 и протокол № 003-2008/Па-306 об административном правонарушении и вынесено постановление от 18.12.2008 № 003-2008/П-306-766 о признании Общества виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.2 и частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания с применением правила, установленного частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что в качестве основания для наложения штрафа административный орган указал на несоблюдение Обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а именно: в нарушение требований пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.2008 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» в 2008 году Общество осуществляло свою деятельность в отсутствие лимитов на размещение отходов; в нарушение требований пунктов 2 и 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ, Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» деятельность, при осуществлении которой образуются опасные отходы, ведется в отсутствие паспортов опасных отходов, отнесение опасных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды не подтверждено; в нарушение требований статьи 9 Закона № 89-ФЗ сбор отходов, принадлежащих арендаторам, осуществляется в отсутствие лицензии на деятельность в области обращения с отходами в части их сбора.
Кроме того, в ходе проверки административным органом установлено нарушение Обществом правил охраны атмосферного воздуха, выразившееся в отсутствии в 2008 году специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от всех стационарных источников предприятия.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях Общества состава административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.2 и частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении со стороны Комитета судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции изменил решение суда и признал незаконным постановление Комитета в части привлечения Общества по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, придя к выводу о недоказанности административным органом факта совершения Обществом нарушения.
В отношении привлечения Общества к ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд апелляционной инстанции сделал вывод о совершении Обществом следующих нарушений: осуществление деятельности в отсутствие лимитов на размещение отходов; ведение деятельности, при осуществлении которой образуются опасные отходы, в отсутствие паспортов опасных отходов; неподтверждение отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.
Также судом апелляционной инстанции сделан вывод, что осуществление деятельности в области обращения с отходами без специального разрешения (лицензии), не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу статьи 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно статье 14 Закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно пункту 5.3.7 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов.
Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 № 570 (далее - Приказ № 570), в силу пункта 2.2 которых индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности.
Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 (далее - Приказ № 511).
Исследовав и оценив материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили и заявителем не оспаривается, что в 2008 году деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, в результате которой образовывались отходы 1, 3, 4 и 5 классов опасности, осуществлялась Обществом без подтверждения отнесения опасных отходов к определенному классу опасности и в отсутствие паспортов опасных отходов.
Однако Общество полагает, что привлечение его к ответственности за неисполнение требований Приказа № 511 является незаконным, поскольку названный нормативный акт не был опубликован в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Согласно Письму Министерства юстиции Российской Федерации от 24.07.2001 № 07/7483-ЮД, Приказ № 511 не нуждается в государственной регистрации.
Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» опубликован в газете «Природно-ресурсные ведомости» № 45.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, то обстоятельство, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации утвердило Порядок опубликования и вступления в силу актов Министерства природных ресурсов Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, 12 июля 2005 года приказом № 189, не изменяет статус ведомственной газеты, издававшейся в 2001 году.
С учетом изложенного судебные инстанции обоснованно отклонили довод Общества о невозможности подтверждения класса опасности отходов в соответствии с Приказом № 511, который не опубликован в установленном порядке, и, соответственно, невозможности провести паспортизацию опасных отходов в соответствии с Приказом № 570, который предусматривает обязательное подтверждение отнесения отходов к конкретному классу опасности на основании Приказа № 511.
Поскольку факт осуществления Обществом в 2008 году деятельности в области обращения с отходами производства и потребления без подтверждения отнесения опасных отходов к определенному классу опасности и в отсутствие паспортов опасных отходов нашел свое подтверждение, то судами сделан правомерный вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неправомерным является довод кассационной жалобы о том, что Приказ № 570 принят Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с превышением полномочий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору ведет государственный кадастр отходов и государственный учет в области обращения с отходами, а также проводит работу по паспортизации опасных отходов.
Таким образом, Приказ № 570 принят Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с делегированными ей полномочиями.
Судами сделан вывод о несоблюдении Обществом требования пункта 1 статьи 18 Закона № 89-ФЗ, согласно которому (в редакции, действовавшей в проверяемый период) в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Пунктами 3 и 4 статьи 18 Закона № 89-ФЗ в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
Названный Порядок определен Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
В силу пункта 4 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Таким образом, лимиты на размещение отходов должны быть установлены только тем индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые осуществляют деятельность по размещению отходов.
В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон № 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона № 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что место временного содержания Обществом отходов (контейнерный ящик) не может квалифицироваться как объект размещения отходов, а следовательно, деятельность Общества - как размещение отходов.
Таким образом, поскольку Общество не занималось размещением отходов, у него отсутствовала обязанность разрабатывать проекты лимитов на размещение отходов. Ведение деятельности в отсутствие таких лимитов не образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также правомерным является вывод суда о том, что осуществление деятельности в области обращения с отходами без специального разрешения (лицензии), не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела документы, сделал обоснованный вывод о недоказанности Комитетом совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку доказательства наличия у заявителя в 2008 году стационарных источников, загрязняющих атмосферный воздух, отсутствуют.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о правомерности привлечения Общества к ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за ведение деятельности, при осуществлении которой образуются опасные отходы, в отсутствие паспортов опасных отходов и не подтверждение отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л :
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009 по делу № А56-1409/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Фирма «Транслайн» - без удовлетворения.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.