"Дело по заявлению индивидуального предпринимателя Шибанова Сергея Борисовича Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края"
Материал прочитан 1740 раз и оценен
0
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Дата рассмотрения: 21.05.2012
Решение
г. Ставрополь
Дело № А63-3834/2012
21 мая 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2012 года
Решения в полном объеме изготовлено 21 мая 2012 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Русановой В.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воропиновым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Шибанова Сергея Борисовича, г. Ессентуки, ОГРН 305262610200050 к Кавминводскому комплексному отделу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, г. Ессентуки, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1052600255993,
о признании незаконными и отмене постановлений № 228/4.1п и № 228/4.2п от 08.02.2012 о привлечении к административной ответственности по статьям 8.2, 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии индивидуального предпринимателя Шибанова Сергея Борисовича, представителя предпринимателя Чуденцевой О.А. по доверенности от 21.03.2012, представителя заинтересованного лица Мироновой Ю.С. по доверенности от 19.12.2011 № 84-01/7,
Установоил:
в Арбитражный суд Ставропольского края поступило заявление индивидуального предпринимателя Шибанова Сергея Борисовича, г. Ессентуки (далее – предприниматель) к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в лице Кавминводского комплексного отдела министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее – министерство, административный орган) о признании незаконными и отмене постановлений:
- № 228/4.1п от 08.02.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
- № 228/4.2п от 08.02.2012 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.14 КоАП РФ.
В обоснование своих доводов предприниматель ссылается на то, он не специализируется на деятельности по обращению с отходами, в связи с чем, не является субъектом административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ, поскольку не образует в своей деятельности отходы I-IV класса опасности и не обязан составлять паспорт опасных отходов; не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.14 КоАП РФ.
Указывает на нарушение административным органом сроков привлечения к административной ответственности в части нарушения сроков предоставления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, а размещении отходов.
Считает, что постановления вынесены с грубыми нарушениями действующего законодательства, в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя. Предприниматель считает, что при отказе в подписании протоколов по делу об административной правонарушении или при его отсутствии при вынесении оспариваемых постановлений, данные документы должны быть составлены в присутствии понятых.
Представитель предпринимателя и предприниматель полностью поддержали доводы, изложенные в заявлении, считают, что оспариваемые постановления являются незаконными; за отсутствием событий административных правонарушений и в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, просят суд заявленные требования удовлетворить.
Министерство в обоснование законности вынесенных постановлений в отзыве на заявление считает предпринимателя нарушившим статью 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 11, 14, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка определения и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 28.08.1992 № 632 и нормативы платы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» от 12.06.2003 № 344, пункт 1 приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 по сроку уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Ссылается на то, что бездействия предпринимателя по не разработке, не согласованию в установленном порядке паспортов опасных отходов 1 и 4 класса опасности, не сдаче отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011 год, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами». В отзыве на заявление также указывает, что поскольку в деятельности предпринимателя образуются отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промтоварами 5 класса опасности, вывоз которых организован ООО «Спецэкотранс» г. Ессентуки по договору, то есть хозяйственно-коммерческая деятельность в магазине сопровождается образованием различных предметов, относящихся к группе «отходы» и осуществляется деятельность по временному накоплению и последующей транспортировкой этих отходов по договору с ООО «Спецэкотранс», у предпринимателя имеется обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, которая возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия.
В отзыве требования не признает полностью, ссылается на то, что факт совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.2 и 8.41 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Представитель министерства в судебном заседании просит в удовлетворении требований отказать полностью, основываясь на возражениях, изложенных в отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно распоряжению о проведении плановой, документарной и выездной проверки от 03.11.11 № 228п (л.д. 44) министерства Кавминводским комплексным отделом проведена плановая документарная проверка в отношении предпринимателя по представленным предпринимателем документам, о чем составлен акт от 12.02.2011 (л. д. 47-49), как следует из акта, предприниматель присутствовал при проведении проверки, акт проверки вручен нарочно в день его оформления.
Предпринимателю выдано предписание № 228/2п от 12.02.2011 (л.д. 51) о необходимости подтвердить в установленном порядке отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, при отнесении к 1-4 классам - оформить паспорта опасных отходов в установленном порядке, произвести начисление платы за негативное воздействие на окружающую среду от деятельности и эксплуатации магазина в установленном порядке за 2009, 2010 годы,1-3 кварталы 2011 года, внести плату за негативное воздействие на окружающую среду от деятельности и эксплуатации магазина за 2009, 2010 годы, 1-3 кварталы 2011 года в полном объеме, оформить в установленном порядке и сдать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2009, 2010 годы; постоянно: оформлять и сдавать в установленном порядке ежегодную отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), производить ежеквартальное начисление платы за негативное воздействие на окружающую среду от деятельности и эксплуатации магазина в установленном порядке, ежеквартально вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законодательством сроки,
В ходе плановой проверки были выявлены нарушения обязательных требований, установленных статьей 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 11, 14, 18, 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка определения и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» от 28.08.1992 № 632 и нормативов платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» от 12.06.2003 № 344, пункта 1 приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 в части сроков уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду а именно:
- не были разработаны и согласованы в установленном порядке паспорта опасных отходов 1 и 4 класса опасности, чем нарушена статья 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ,
- не сдан отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2009-2010 годы, чем нарушены статья 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, статьи 18,19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, приказ министерства от 16.02.2010 № 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов»,
- плата за негативное воздействие на окружающую среду в процессе деятельности и эксплуатации магазина за 1-3 квартал 2011 года не была внесена в полном объеме в соответствии с порядком ее начисления в установленные законодательством сроки ее внесения, что является нарушением статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», принципа платности природопользования и установленных приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.01.2006 № 49, от 08.06.2006 № 557.
В акте проверки установлено, что выявленные нарушения содержат признаки административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.2 и статьей 8.41 КоАП РФ.
12.12.2011 в день составления акта проверки министерством составлен протокол № 228/3п в присутствии надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении (л.д. 52, 53), который предприниматель подписывать отказался, о чем имеется отметка в протоколе.
Протокол направлен заказным письмом с уведомлением и получен 22.12.2011 (л.д. 35).
В протоколе имеется отметка о том, что дело об административном правонарушении будет рассмотрено 26.12.2011 в 10-00 по месту нахождения Кавминводского комплексного отдела.
26.12.2011 определением (л.д. 61-62) административный орган отложил рассмотрение дела на 20.01.2012 10-00 в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении предпринимателя о времени и месте рассмотрения административного дела.
06.01.2012 определение получено лично предпринимателем, о чем имеется отметка на уведомлении (л.д. 65).
19.01.2012 предпринимателем в адрес министерства направлено ходатайство о переносе даты и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
20.01.2012 ходатайство удовлетворено, предпринимателю направлено определение об отложении рассмотрения административного дела на 08.02.2012 (л.д. 62), направленное в адрес предпринимателя заказным письмом с уведомлением (л.д. 68).
08.02.2012 в отсутствие надлежащим образом извещенного о дате и времени вынесения постановления по делу об административном правонарушении министерством вынесены постановления № 228/4.1п, № 228/4.2п, которыми предприниматель признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.2, 8.41 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей и 3 000 рублей соответственно.
Довод предпринимателя о том, что он не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и не знал о том, что в отношении него возбуждено дело об административном правонарушении опровергается материалами дела.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Для осуществления своей предпринимательской деятельности предприниматель использует арендованное нежилое помещение площадью 137 кв. м. принадлежащее на праве собственности Шибановой С.В. (договор аренды от 01.10.2010 срок аренды по 29.09.2011, договор был пролонгирован на 360 дней).
Предприниматель осуществляет свою деятельность путем организации розничной торговли писчебумажными и канцелярскими товарами на указанной торговой площади.
Отходы от деятельности магазина выносятся сотрудниками магазина в контейнер ТБО общегородского пользования, согласно заключенному договору на сбор и транспортирование ТБО, заключенному между предпринимателем и ООО «Спецэкотранс» на период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1); запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2); отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "обращением с отходами" понимается не только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Опасными отходами являются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (абзац 2 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Указанным Федеральным законом предусмотрена особая процедура обращения с отходами при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, предоставляется соответствующая отчетность, органы местного самоуправления осуществляют организацию деятельности в области обращения с отходами.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии со статьей 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Из материалов дела следует, что предприниматель осуществляет деятельность по торговле в специализированном автомобильном магазине по адресу: г. Буденновск, ул. Л. Толстого, 47.
Предприниматель не оспаривает тот факт, что у него имеются твердые бытовые отходы от деятельности в магазине.
Предприниматель правомерно определен министерством как субъект, в результате деятельности которого образуются и размещаются отходы.
Суду не представлены документы, подтверждающие принадлежность отходов другому лицу.
Административным органом предпринимателю вменяется нарушение статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (не были разработаны и согласованы в установленном порядке паспорта опасных отходов 1 и 4 класса опасности: паспорт на ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак с кодировкой согласно ФККО: 3533010013011, и паспорт на мусор от бытовых помещений организации несортированный с кодировкой согласно ФККО: 9120040001004), статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, статьи 18,19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, приказа министерства от 16.02.2010 № 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов» (не сдан отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011 год)
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 12.07.2011 № 709/11 по делу № А32-10488/2010-58-157-58АЖ определил правовую позицию, в соответствии с которой субъектный состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Законом № 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Следовательно, предприниматель, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязан соблюдать требования названного Закона, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
В части 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Порядок), который устанавливает требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (далее - отчетность) утвержден Приказом N 30. Данный Порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы (пункты 2, 3 Порядка).
В пункте 1 статьи 26 Закона № 89-ФЗ установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (пункт 2 статьи 26 Закона N 89-ФЗ).
Согласно Порядку представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденному Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) представляется субъектом малого и среднего предпринимательства непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Материалами дела, в том числе актом проверки и протоколом об административном правонарушении подтверждается, что предпринимателем не представлен отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, а также не ведется в установленном порядке учет образовавшихся, переданных другим лицам или полученных от других лиц, отходов.
Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Датой сдачи отчетности за 2010 год согласно приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 является 15.01.2011.
Согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как указано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поэтому при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса.
В ходе такой проверки необходимо учитывать положения части 5 этой статьи, предусматривающей основания и порядок приостановления сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
При проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
При этом под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся (пункты 18, 19).
Поскольку обязанность сдачи отчетности законодательно содержит конкретную дату исполнения, правонарушение, совершенное предпринимателем, нельзя назвать длящимся.
Обязанность предоставить отчетность установлена до 15.01.2010, оспариваемое постановление вынесено 08.02.12, то есть с нарушением годичного срока давности.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV классов опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности (постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 709/11).
Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При осуществлении деятельности по содержанию магазина и в процессе предпринимательской деятельности предпринимателя образуются отходы, которые подлежат учету, а сами отходы должны быть отнесены к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
Исходя из протокола от 12.12.2011 № 228/Зп в процессе осуществления хозяйственно-коммерческой деятельности предпринимателя образуются различные предметы в виде отходов, относящиеся согласно протоколу исследований филиала ФБУ «Пятигорский ЦСМ» от 06.12.2011 № 371 (л.д. 60) к отходам (мусору) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами с кодом № 9120120001005 и к пятому классу опасности, опасные свойства отходов при лабораторных исследованиях не были выявлены.
Пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности возложена на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В материалы дела не представлены достоверные доказательства того, что у предпринимателя в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ«Об отходах производства и потребления» имеются отходы I-IV класса опасности и обязанность подтверждать отнесение этих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, поскольку отходы предпринимателя классифицированы как отходы V класса опасности, что не опровергается министерством.
Данные обстоятельства в совокупности с другими доказательствами по делу в силу части 4 статьи 1.5 Кодекса истолкованы судом в пользу предпринимателя как неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Отсутствие состава административного правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 24.5 и пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ является основанием к отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из оспариваемого постановления, предпринимателю вменяется в вину нарушение требований статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ, статьи 23 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся; выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 № 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 № 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
При осуществлении предпринимателем розничной торговли в магазине образуются отходы, от размещения которых происходит негативное воздействие на окружающую среду.
Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при, наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.07.2011 № 1752/11, от 20.07.2010 № 4433/10, от 17 марта 2009 14561/08 .
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 14561/08 от 17.03.2009 разъяснено, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из материалов административного дела, ни из оспариваемого постановления не следует, что предприниматель занимался размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Довод министерства том, что предприниматель, осуществляя деятельность в результате которой образуются отходы, обязан вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду, если только предприниматель их не передаст в чужую собственность по средствам гражданского оборота, отклоняется, как не являющийся юридически значимым по данному спору, поскольку независимо от того - кто является собственником отходов, именно ООО "Спецэкотранс", а не предприниматель осуществляет функции по размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Основания для привлечения предпринимателя у министерства отсутствовали в силу отсутствия события и состава административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.
В свою очередь статья 28.2 КоАП РФ устанавливает, что о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Из системного толкования положений вышеперечисленных статей КоАП РФ, можно сделать вывод о том, что законодатель закрепляет необходимость каждое административное правонарушение фиксировать в отдельном протоколе, который является необходимым правовым основанием для последующего привлечения лица к административной ответственности.
Таким образом, действующее законодательство устанавливает ограничения в отношении возможности указания в протоколе (постановлении) об административном правонарушении двух и более однородных действий, квалифицируемых по разным статьям (частям статей) КоАП РФ.
Поскольку статьи 8.2 и 8.41 содержат составы совершенно различных административных правонарушений: в первом случае ответственность наступает за Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, во втором – за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду указание министерством в протоколе на совершение предпринимателем правонарушений и по статье 8.2 и по статье 8.41 КоАП РФ не соответствует перечисленным выше требованиям закона.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
При вынесении постановлений №№ 288/4.1 и 288/4.2 от 08.02.2012 административным органом ошибочно установлено, что длительность совершения административного правонарушения является обстоятельством, отягчающим ответственность.
В соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; 2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса; 3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; 4) совершение административного правонарушения группой лиц; 5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
Обстоятельства, предусмотренные частью 1 указанной статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.
Статьи 8.2 и 8.41 КоАП РФ не предусматривают обстоятельств, указанных в части 3 статьи 4.3 КоАП РФ, список обстоятельств, отягчающих ответственность за совершенное административное правонарушение, указанных в части 1 статьи 4.3 КоАП РФ является исчерпывающим.
Такого обстоятельства как длительность совершенного административного правонарушения КоАП РФ не предусмотрено.
Довод предпринимателя о том, что при отказе лица, в отношении которого составляется протокол по делу об административном правонарушении, необходимо участие двух понятых, судом отклонен, поскольку противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии с частью 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Присутствие при отказе в подписании протокола понятых статьей 28.2 КоАП РФ не предусмотрено.
Исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства в совокупности и исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд установил отсутствие со стороны предпринимателя составов и событий административных правонарушений, пропуск административным органом срока привлечения к административной ответственности в части непредставления отчетности, наличие нарушений в составлении протокола по делу об административном правонарушении, суд находит необходимым заявленные предпринимателем требования удовлетворить.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Ставропольского края,
Решил:
заявленные индивидуальным предпринимателем Шибановым Сергеем Борисовичем, г. Ессентуки, ОГРН 305262610200050 требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление № 228/4.1п от 08.02.2012 старшего государственного инспектора Ставропольского края по охране окружающей среды Кавминводского комплексного отдела Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды о привлечении индивидуального предпринимателя Шибанова Сергея Борисовича, г. Ессентуки, ОГРН 305262610200050 к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Признать незаконным и отменить постановление № 228/4.2п от 08.02.2012 старшего государственного инспектора Ставропольского края по охране окружающей среды Кавминводского комплексного отдела Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды о привлечении индивидуального предпринимателя Шибанова Сергея Борисовича, г. Ессентуки, ОГРН 305262610200050 к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
БиоЭкоМодуль «БиоЭкоМодуль». Оборудование переработки помёта, навоза и иных органических отходов.
Компания «БиоЭкоМодуль» производит и реализует портативные системы для переработки помёта и иных отходов птицево...
ООО "ТД "РМЗВР" Производство подъёмно-транспортного оборудования для транспортировки и утилизации твёрдых бытовых и промышленных отходов.
Эко Сити Комплекс мероприятий по обороту вторично используемыхматериалов.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.