"Кассационная жалоба Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.11.2009"
Материал прочитан 1053 раза и оценен
0
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
Дата рассмотрения: 25.05.2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О.,
рассмотрев 25.05.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.11.2009 (судья Дмитревская А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2010 (судьи Кудин А.Г., Осокина Н.Н., Потеева А.В.) по делу № А05-14893/2009,
у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество «Мортехсервис» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) по проведению плановой проверки заявителя и оформлению ее результатов в виде акта-предписания от 04.09.2009 № 05-197/81.09 (далее - предписание), а также о признании недействительными пунктов 1-4 предписания.
Решением суда первой инстанции от 12.11.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.03.2010, заявление удовлетворено в части признания незаконными действий Управления по оформлению пунктов 1-4 предписания и признания этих пунктов недействительными, а в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Управление просит отменить указанные решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит правомерные требования об устранении Обществом выявленных в ходе проверки нарушений лицензионных требований и условий.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Управлением в период с 17.08.2009 по 04.09.2009 проведена плановая целевая проверка выполнения Обществом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности на основании лицензии от 16.12.2008 № ОТ-27-000284(29), выданной в установленном порядке на срок до 16.12.2013.
Проверкой выявлено, что к работе с опасными отходами допущены лица, не имеющие профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами; транспортировка опасных отходов осуществляется без оформленных в установленном порядке паспортов опасных отходов; порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами не согласован с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нарушен порядок учета полученных от других лиц отходов.
Результаты проверки отражены в предписании, пунктами 1-4 которого выявленные нарушения Обществу предложено устранить в срок до 31.12.2009.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая незаконными действия Управления по оформлению пунктов 1-4 предписания, а также недействительными этих пунктов предписания суды первой и апелляционной инстанций исходили из соответствия деятельности Общества лицензионным требованиям и условиям.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон) лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона транспортирование отходов I - IV класса опасности должно осуществляться при наличии паспорта отходов I - IV класса опасности.
Статьей 26 Закона предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Эти юридические лица по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) определяют порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
В силу пункта 1 статьи 19 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 № 524 (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности являются наличие у индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к указанной деятельности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с такими отходами; проведение лицензиатом - юридическим лицом производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности; наличие у лицензиата паспортов отходов I - IV класса опасности, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что члены плавсостава судна «Комарово» (транспортное средство, на котором транспортируются отходы) в силу своих должностных обязанностей отвечают за эксплуатацию судна, в то время как ответственным лицом по вопросам охраны окружающей среды, в том числе при обращение с опасными отходами, является экономист Общества Громов А.А., прошедший в августе 2008 года обучение по 112-часововй программе «Профессиональная подготовка на право работы с опасными отходами», что подтверждается сертификатом № 805. Доказательств того, что к обращению с отходами I - IV класса опасности допущены иные лица, не имеющие профессиональной подготовки, Управлением не представлено.
Судами обеих инстанций так же установлено, что паспорта на опасные отходы (обтирочный материал, загрязненный маслами; мусор от бытовых помещений организаций несортированный; шлам очистки трубопроводов и емкостей от нефти) утверждены руководителем Общества и согласованы с Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Архангельской области, а паспорта на иные опасные отходы (отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки; прочие отходы нефтепродуктов, продуктов переработки нефти, угля, газа, горючих сланцев и торфа (льяльные воды) так же утверждены руководителем Общества и находятся на согласовании в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Это обстоятельство подателем жалобы не оспаривается.
Кроме того, судами установлено наличие у лицензиата разработанной им программы производственного контроля. При этом суды обоснованно исходили из того, что законодательство Российской Федерации не содержит специальных норм, устанавливающих форму этого порядка, требований к его составлению и согласованию.
При таких обстоятельствах, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о недействительности пунктов 1-3 оспариваемого предписания, правомерно удовлетворив заявленные требования в данной части.
Вывод Управления о нарушении лицензиатом пункта 1 статьи 19 Закона основан на том, что в Журнале нефтяных операций Обществом не указывался код отходов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), полученных от других лиц. Оспариваемым предписанием Обществу предложено осуществлять запись в названном Журнале по принимаемому с судов сторонних организаций отходу «шлам» в соответствии с ФККО (пункт 4).
Удовлетворяя заявление в данной части, суды исходили из того, что учет отходов ведется Обществом в соответствии с паспортом опасного отхода «Шлам очистки трубопроводов и емкостей от нефти», утвержденным руководителем Общества и согласованным с Управлением, а также указали на отсутствие нормативного акта, регламентирующего правила учета в области обращения с отходами.
По представлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору постановлением Федеральной службы государственной статистики от 30.12.2004 № 157 утверждена годовая форма федерального государственного статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» (далее - форма № 2-ТП).
Согласно названному постановлению представление отчетности по форме № 2-ТП осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, их обособленными подразделениями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, в адреса и сроки, установленные в данной форме (пункт 2).
Формой № 2-ТП предусмотрено указание в ней, в частности, сведений об отходах, поступающих из других организаций, наименование, код этих отходов, принадлежность их к группе опасных свойств согласно паспорту отхода; сведения об отходах за год представляются территориальному органу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в срок до 03 февраля.
Таким образом, суды ошибочно указали на отсутствие нормативного акта, регламентирующего правила учета в области обращения с отходами.
Вместе с тем, учитывая, что Управлением не установлено нарушения порядка составления Обществом формы № 2-ТП, а также срока ее представления, судебные акты в данной части так же являются правомерными и не подлежат отмене.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.11.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2010 по делу № А05-14893/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - без удовлетворения.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.