ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22207

ЖУРНАЛ ТБО (№11 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

НОВОСТИ


КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

podpiska

Главная страница / Судебные решения

"Дело № А60-53448/2020 по кассационной жалобе акционерного общества «Свинокомплекс «Уральский» на решение Арбитражного суда Свердловской области и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда"



Материал прочитан 502 раза и оценен
0
Арбитражный суд Уральского округа
Дата рассмотрения: 10.10.2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4779/21

Екатеринбург

23 июля 2021 г.

Дело № А60-53448/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Поротниковой Е.А.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Свинокомплекс «Уральский» (далее – общество, АО «Свинокомплекс «Уральский», заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2021 по делу № А60-53448/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2021 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

АО «Свинокомплекс «Уральский» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене приказа Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – управление) от 17.08.2020 № 855 об отказе в предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также об обязании управления выдать документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду «Ферма № 1» (код 65-0166-000762-П) без норматива на отход образования отхода «Навоз свиней свежий» (код 1 12 510 01 33 3), принять положительное решение и включить в документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду «Ферма № 1» (код 65-0166-000762-П) норматив на отход образования отхода «навоз свиней свежий» (код 1 12 510 01 33 3).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2021 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе АО «Свинокомплекс «Уральский» просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, ненадлежащую оценку фактических обстоятельств дела.

Заявитель в жалобе настаивает на отсутствии оснований для отказа в предоставлении услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Отмечает, что является предприятием замкнутого цикла, когда в результате содержания животных образуется продукт жизнедеятельности свиней (навоз), который является сырьем для производства удобрения, используемого для выращивания зерновых культур; общество использует свиной навоз в качестве удобрения для собственных нужд; АО «Свинокомплекс «Уральский» разработаны технические условия и технологический регламент получения и применения удобрения, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы, получен сертификат соответствия; преобразование навоза свиного в удобрение происходит естественным путем, не носит характер самостоятельного вида деятельности, переработка навоза в целях размещения получившегося удобрения на собственных полях общества не является предпринимательской деятельностью (не преследует цель – получение прибыли); полученный комбикорм из выращенного зерна используется для кормления свиней АО «Свинокомплекс «Уральский». Считает, что в случае отнесения навоза к продукции и использования в качестве сырья по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности распространяться не будут.

Указывает, что поскольку не производит совокупности действий по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета), прибыли от такой деятельности не получает, получение лицензии по обращению с опасными отходами не требуется (письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.08.2016 № ВА-14-27/8782).

Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, АО «Свинокомплекс «Уральский» обратилось в управление с заявлением о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах I категории, «Ферма № 1» по адресу; Свердловская область, Камышловский район, п. Октябрьский, ул. Свободы, 3-1.

В адрес общества 07.08.2020 поступило уведомление о приостановлении предоставления государственной услуги от 04.08.2020 № 02-02-21/13822 с указанием на выявленные неточности и неполноту содержащихся в проекте сведений, а именно: в разделе «Сведения о предлагаемом ежегодном использовании навоза отходов и (или) обезвреживании отходов проекта отсутствуют сведения о предлагаемом ежегодном использовании и (или) обезвреживании отхода «навоз свиней свежий» (код 1 12 510 01 33 3), обоснование количества предлагаемого ежегодного использования и (или) обезвреживания отхода, сведения о номере и дате выдачи лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности; не соблюдено требование пункта 19 Методических указаний, согласно которому по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) информация по которым включена в ПНООЛР, предоставляются блок-схемы технологических процессов. На площадке Доращивания-1 отсутствует блоксхема по виду отхода «Светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства»; в разделе проекта «Приложения» не представлены материалы, подтверждающие количественные данные, используемые для расчета норматива образования отхода «Лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства», а именно: количество используемых ламп марки ДРЛ-125 в убойно-санитарном пункте; в таблице «предлагаемое суммарное ежегодное образование отходов» неверно указан норматив образования отхода «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный).

Управлением уведомлен заявитель о необходимости устранения выявленных нарушений и предоставления документов в течение 10 рабочих дней., в ответ на которое обществом направлен в адрес надзорного органа исправленный проект ПНООЛР, а также пояснения по использованию навоза свиного (сопроводительное письмо от 12.08.2020 № ВС/13-б27).

Выявив, что замечания к Проекту, приведенные в уведомлении от 04.08.2020, заявителем не устранены, а именно, в разделе «Сведения о предлагаемом ежегодном использовании отходов и (или) обезвреживании отхода «навоз свиной свежий» проекта не представлены сведения о предлагаемом ежегодном использовании и (или) обезвреживании отхода «Навоз свиной свежий» (код 1 12 510 01 33 3), обоснование количества предлагаемого ежегодного использования и (или) обезвреживания отхода, сведения о номере и дате выдачи лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности также не устранено, надзорным ораном издан приказ от 17.08.2020 № 855 об отказе в предоставлении услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Не согласившись с указанным ненормативным актом управления, общество обратилось в суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого приказа и его отмены. Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ). При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; накоплением отходов признается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на Фермах), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно- технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Закона № 89-ФЗ).

Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов, в соответствии с пунктом 6 которого Федеральный классификационный каталог отходов включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

В соответствии с постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности»), с 01.08.2014 на отходы I - IV классов опасности, включенные в Федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Согласно статье 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды (пункт 1). Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (пункт 2).

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Согласно абзацу 3 статьи 1 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (далее – Закон № 109-ФЗ) агрохимикаты – удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Допуском к обороту (ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, производство, реализация, реклама, применение, хранение, транспортировка, уничтожение) пестицидов и агрохимикатов является их государственная регистрация с последующим внесением в каталог (статья 3 Закона № 109-ФЗ).

Сведения об агрохимикате «удобрение органическое на основе бесподстилочного навоза свиного, жижи навозной», изготовленном на объекте Ферма 1 (основная) общества, отсутствуют в Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Каталог размещен в сети Интернет (http://www.mcx.ru) является общедоступной информацией. Таким образом, удобрение органическое на основе бесподстилочного навоза свиного, жижи навозной, изготовленное обществом, не имеет допуска к обороту на территории Российской Федерации, а значит, не может применяться в качестве агрохимиката.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что в нарушение указанного нормативного регулирования рассматриваемых правоотношений, в представленном обществом Проекте отсутствуют сведения о предлагаемом ежегодном использовании и (или) обезвреживании отхода «навоз свиней свежий» (код 1 12 510 01 33 3), его предполагаемого ежегодного использования и (или) обезвреживания отхода, сведения о номере и дате выдачи лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

С учетом изложенного, и, поскольку указанные нарушения, приведенные в уведомлении от 04.08.2020 № 02-02-21/13822 обществом фактически не устранены, а также руководствуясь пунктами 29, 88 Административного регламента Росприроднадзора предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности, утвержденного приказом Росприроднадзора от 17.04.2020 № 437, управлением на законном основании издан оспариваемый приказ об отказе в предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 17.08.2020 № 855.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, фактические обстоятельства, суды нижестоящих инстанций установили, что в процессе производственной деятельности общества образуются отходы, которые включены в Федеральный классификационный каталог отходов, в связи с чем у общества имеются предусмотренные действующим законодательством обязанности по учету в инвентаризации отходов всех видов отходов производства и потребления, установлению нормативов образования и лимита на размещение на все виды образующих и размещаемых/накапливаемых отходов производства и потребления, а также по составлению паспортов опасных отходов, образующихся в производственной деятельности.

Факт того, что общество использует «навоз свиной» в виде органического удобрения в соответствии с полученным сертификатом, не опровергает факт образования в процессе деятельности общества спорного отхода и не освобождает общество от исполнения установленных действующим законодательством обязанностей (аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2020 № 309-ЭС20-6698).

Ссылка заявителя на письмо Минприроды России от 10.10.2017 № 19/4339 «О государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов» рассмотрена и обоснованно отклонена судами, поскольку указанное письмо не отменяет и не изменяет вышеуказанные требования Закона № 89-ФЗ, Закона № 7-ФЗ и носит информационно-разъяснительный характер.

Кроме того, судами при разрешении спора учтено, что решением Свердловского областного суда от 14.02.2018 по делу № 73-40/2018 оставлено в силе постановление органов Роспотребназора о назначении административного наказания по статье 6.3 КоАП РФ в отношении АО «Свинокомплекс «Полевской» и установлено, что навоз свиной отвечает понятию отхода, данному в статье 1 Закона № 89-ФЗ, включен в Федеральный классификационный каталог отходов и является отходом, а его вовлечение хозяйственный оборот не освобождает общество от обязанности соблюдать санитарные правила и гигиенические нормы.

При таких обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Все доводы, изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда округа отсутствуют.

При этом несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм действующего законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2021 по делу № А60-53448/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу АО «Свинокомплекс «Уральский» – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Т.П. Ященок

Судьи Е.О. Черкезов, Е.А. Поротникова



КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
ООО "Грандпром-НН"
Компания постоянно закупает вторичное сырье для его разделения и дальнейшей переработки.

ЧП "Древмаш"
Производство оборудования для измельчения и сортировки различных видов отходов: ТБО, строительный мусор, крупногабаритные отходы, древесные отходы, автомобильные шины и кузова автомобилей.

ООО «РусТаер Ресайклин»
Утилизация автомобильных шин (лицензия) Производство резиновой крошки

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Thu, 07 Nov 2024 09:26:58
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения