"Дело № А67-1077/2020 по кассационной жалобе акционерного общества «Томская генерация», Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Томской области"
Материал прочитан 685 раз и оценен
0
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата рассмотрения: 05.06.2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тюмень
Дело № А67-1077/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием
средств веб-конференции информационной системы «Картотека
арбитражных дел» помощником судьи Уласовской А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества
«Томская генерация», Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 01.09.2020 Арбитражного суда Томской области (судья Чиндина Е.В.)
и постановление от 16.11.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда
(судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу
№ А67-1077/2020 по заявлению акционерного общества «Томская
генерация» (634041, город Томск, проспект Кирова, 36, ИНН 7017373959
ОГРН 1155543012240) к Сибирскому межрегиональному управлению
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (630091, город
Новосибирск, улица Каменская, 74, ИНН 5406290571, ОГРН 1045402505268;
634021, город Томск, улица Шевченко, 17) об оспаривании требования.
Путем использования системы веб-конференции информационной
системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания) в заседании
участвовал представитель акционерного общества «Томская генерация»
Рылов А.Д. по доверенности от 01.07.2020.
С у д у с т а н о в и л :
акционерное общество «Томская генерация» (далее – общество,
АО «Томская генерация») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской
области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),
к Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования (далее – управление) о признании
недействительным требования от 14.11.2019 № ФД-21175 в части
предложения уплатить задолженность по плате за негативное воздействие на
окружающую среду в размере 9 889 506, 45 руб.
Решением от 01.09.2020 Арбитражного суда Томской области,
оставленным без изменения постановлением от 16.11.2020 Седьмого
арбитражного апелляционного суда, заявление удовлетворено частично,
оспариваемое требование управления в части доначисления платы за
негативное воздействие на окружающую среду в связи с необходимостью
применения при расчете за 2018 год ставки платы за размещение отходов 5
класса опасности за 1 тонну в размере 40,1 руб. (для перерабатывающей
промышленности) признано недействительным. В удовлетворении остальной
части заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление
и общество обратились в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
с кассационными жалобами.
В кассационной жалобе АО «Томская генерация», ссылаясь на
нарушение норм права и несоответствие выводов судов фактическим
обстоятельствам, просит отменить обжалуемые судебные акты в части отказа
в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, им не было допущено
сверхлимитное размещение отходов, в связи с чем при расчете платы за
размещение отходов правомерно не применен Ксл = 5 за сверхлимитное
размещение отходов в соответствии со статьей 16.3 Федерального закона
от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об
охране окружающей среды), Правилами исчисления и взимания платы за
негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255
(далее – Правила № 255).
Управление в кассационной жалобе просит отменить принятые по делу
судебные акты в части удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на
нарушение норм права и несоответствие выводов судов фактическим
обстоятельствам, и отказать в признании недействительным оспариваемого
требования в полном объеме.
По мнению подателя кассационной жалобы, общество является
предприятием промышленности; образуемые в его производственной
деятельности отходы «золокошлаковая смесь от сжигания углей практически
неопасная» относятся к отходам перерабатывающей промышленности и при
расчете платы за размещение отходов подлежала применению ставка
в размере 40,1 руб. за тонну, предусмотренная пунктом 5 раздела III
постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913
«Об утверждении ставок платы за негативное воздействие на окружающую
среду и дополнительных коэффициенты» (далее – Постановление № 913).
В отзывах на кассационные жалобы общество и управление просят
оставить жалобы друг друга без удовлетворения.
На основании статьи 18 АПК РФ по делу произведена замена судей
Алексеевой Н.А. и Шохиревой С.Т. в связи с нахождением их в ежегодном
отпуске на судей Киричёк Ю.Н. и Шабанову Г.А., кассационные жалобы
рассмотрены с начала.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов,
изложенных в кассационных жалобах, отзывах на них и выступлении
присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной
инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без
изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам
проверки представленных АО «Томская генерация» первичной и уточненной
деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду за
2018 год управлением составлен акт от 27.09.2019 и вынесено требование
от 14.11.2019, в котором указано на доначисление обществу платы в размере
10 466 071 руб. 24 коп. (с учетом имеющейся переплаты) и предложено
погасить задолженность в добровольном порядке.
Основанием для вынесения требования послужили выводы управления
о том, что обществом неправомерно при расчете платы за размещение
отходов производства «золошлаковая смесь от сжигания углей практически
неопасная» применен Кст = 0,3, ставка платы 17,1 руб. за тонну (прочие
отходы) и не применены Ксл = 5 (при размещении отходов сверх лимита)
и ставка платы 40,1 руб. за тонну (отходы перерабатывающей
промышленности).
Не согласившись с данным требованием управления в части
доначисления задолженности в размере 9 889 506 руб. 45 коп., общество
обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование частично, суды первой
и апелляционной инстанций пришли к выводам об отсутствии у общества
утвержденных лимитов на размещение спорных отходов производства
и, соответственно, оснований для неприменения Ксл = 5; а также о верном
определении обществом ставки платы за размещение отходов.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит
из доводов кассационных жалобы и конкретных обстоятельств
рассматриваемого спора.
В силу статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное
воздействие на окружающую среду является платным; к видам негативного
воздействия на окружающую среду относятся выбросы загрязняющих
веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы
загрязняющих веществ в водные объекты и хранение, захоронение отходов
производства и потребления (размещение отходов).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) под
размещением отходов понимается деятельность по хранению и захоронению
отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных
в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 статьи 12
Закона № 89-ФЗ).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны
вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном
шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне
Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность,
оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за
исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно
на объектах IV категории. Плательщиками платы за негативное воздействие
на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых
коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные
предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной
деятельности образовались отходы (пункты 1, 2 статьи 16.1 Закона об охране
окружающей среды, пункт 5 Правил № 255).
Исходя из пункта 1 статьи 16.3, пункта 8 статьи 16.4 Закона об охране
окружающей среды, пункта 8 Правил № 255 плата за негативное воздействие
на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату,
самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому
загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ,
по классу опасности отходов производства и потребления на
соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов,
установленных названной статьей, и суммирования полученных величин
и подлежит отражению в представляемой в уполномоченный орган по итогам
отчетного периода декларации о плате за негативное воздействие на
окружающую среду.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 16.4 Закона об охране
окружающей среды, пунктом 32 Правил № 255 отчетным периодом
в отношении платы признается календарный год; плата, исчисленная по
итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не
позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обществом
самостоятельно исчислена плата за негативное воздействие на окружающую
среду (за размещение отходов) за 2018 год в размере 1 254 971, 27 руб.
Пунктом 20 Правил № 255 определена формула расчета платы за
размещение отходов с превышением установленных лимитов на их
размещение, в которой применяется коэффициент за сверхлимитное
размещение отходов (Ксл = 5).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
устанавливаются применительно к юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям, в хозяйственной деятельности которых образуются
отходы (пункт 1 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).
Проанализировав нормативы образования отходов и лимитов на их
размещение, утвержденные приказом управления от 18.11.2013 № 598
открытому акционерному обществу «Территориальная генерирующая
компания № 11» (правопредшественник общества) на 5 лет и приказом
управления от 30.07.2015 № 552 АО «Томская генерация» на период
с 30.07.2015 по 18.11.2018, суды первой и апелляционной инстанций
установили отсутствие в них лимитов на размещение отходов 5 класса
опасности «золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная»
на 2018 год. При этом на момент переоформления обществу нормативов
образования отходов и лимитов на их размещение принадлежащий ему
объект размещения отходов золоотвал «Новый ГРЭС-2» не был включен
в государственный реестр объектов размещения отходов; после включения
указанного объекта размещения отходов в реестр общество не обращалось за
установлением ему лимита на размещение спорных отходов.
Поскольку АО «Томская генерация» при расчете платы за негативное
воздействие на окружающую среду за 2018 год не был применен Ксл = 5 за
сверхлимитное размещение отходов, суды первой и апелляционной
инстанций правомерно признали обоснованным доначисление управлением
соответствующей платы за размещение отходов и отказали в удовлетворении
заявленного обществом требования в указанной части.
Согласно пункту 5 раздела III «Ставки платы за размещение отходов»
Постановления № 913 для отходов V класса опасности (практически
неопасные) за 2018 год добывающей промышленности установлена ставка
1,1 руб. за тонну; перерабатывающей промышленности – 40,1 руб. за тонну;
прочие 17,3 руб. за тонну.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что
основным видом деятельности АО «Томская генерация» является
производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе
деятельность по обеспечению работоспособности электростанций,
дополнительными – производство пара и горячей воды (тепловой энергии)
тепловыми электростанциями. Общество эксплуатирует тепловую
электрическую станцию – электростанция ГРЭС-2, вырабатывающую
электрическую энергию за счет преобразования химической энергии топлива
в процессе сжигания в тепловую, а затем в механическую энергию вращения
вала электрогенератора.
При осуществлении названной деятельности обществом в том числе
используется каменный уголь и образуются отходы «золокошлаковая смесь
от сжигания углей практически неопасная»; при расчете платы за
размещение данных отходов V класса опасности (практически неопасные) за
2018 год обществом применена ставка платы 17,3 руб. за тонну (прочие
отходы), вместе с тем, по мнению управления, к названным отходам
подлежала применению ставка 40,1 руб. за тонну (отходы перерабатывающей
промышленности).
Исходя из содержания Приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3
«Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное
воздействие на окружающую среду и ее формы», разъяснений Минприроды
России, изложенных в письме «О разграничении отходов добывающей
и перерабатывающей промышленности» от 20.06.2017 № 06-09-44/16123, под
отходами перерабатывающей промышленности понимаются отходы
обрабатывающей промышленности; совокупность классификационных
признаков того или иного вида отходов определена кодами Федерального
классификационного каталога отходов (далее – ФККО), утвержденного
Приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786; при этом для целей
классификации производственных отходов ФККО необходимо
рассматривать во взаимосвязи с Общероссийским классификатором видов
экономической деятельности (далее – ОКВЭД), утвержденным приказом
Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
В соответствии с ФККО, ОКВЭД отходы ТЭС, ТЭЦ, котельных, в том
числе золы от сжигания углей, являются отходами обеспечения
электроэнергией, газом и паром (код 6 00 000 00 00 0) и не отнесены
к отходам добывающих (код 2 00 000 00 00 0) и обрабатывающих
производств (3 00 000 00 00 0); деятельность по обеспечению электрической
энергией, газом и паром не отнесена к деятельности по добыче полезных
ископаемых и обрабатывающих производств.
При таком правовом регулировании суды первой и апелляционной
инстанций не усмотрели безусловных оснований для отнесения спорных
отходов к отходам перерабатывающей промышленности и необходимости
применения обществом при расчете платы за негативное воздействие на
окружающую среду за 2018 год ставки платы за размещение отходов 5 класса
опасности за 1 тонну в размере 40,1 руб.
С учетом изложенного суды правомерно признали недействительным
оспариваемое требование управления в указанной части.
Доводы подателей кассационных жалобы были предметом рассмотрения
судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую
правовую оценку.
Иное толкование подателями кассационных жалоб положений
действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не
свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих
инстанций норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей
288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных
актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
п о с т а н о в и л:
решение от 01.09.2020 Арбитражного суда Томской области и постановление
от 16.11.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А67-1077/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы – без
удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух
месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.