"Дело по заявлению индивидуального предпринимателя Слободы Виталия Михайловича к департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу"
Материал прочитан 939 раз и оценен
0
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Дата рассмотрения: 13.05.2011
Арбитражный суд Московской области
Решение
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2011 г.
Решение в полном объёме изготовлено 13 мая 2011 г.
Арбитражный суд Московской области в составе судьи А.Э. Денисова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.А. Карапетян,
к департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу
об оспаривании предписания государственного органа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Рудашко Ж.М. – представитель по доверенности;
от заинтересованного лица: Маряхин К.В. – представитель по доверенности;
установил:
индивидуальный предприниматель Слобода Виталий Михайлович (далее – заявитель, ИП Слобода В.М., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу (далее – департамент Росприроднадзора по ЦФО, государственный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания государственного органа от 24.11.2010 № 13-36/1842.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании представил отзыв на заявление, требования не признал.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства по делу.
07.10.2010 заместителем Павлово-Посадского городского прокурора Светловой Е.А. совместно с государственным инспектором по охране природы департамента Росприроднадзора по ЦФО Щедриной Г.И., проведена проверка деятельности ИП Слобода В.М. в части деятельности кафе «Слобода», расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, деревня Евсеево, дом 35-А, по вопросу соблюдения требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлено, что ИП Слобода В.М. осуществляет свою деятельность с нарушением природоохранного законодательства, а именно:
- в нарушение пункта 1 статьи 19 Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» не организован учёт образования и движения отходов;
- в нарушение пункта 1 статьи 23 Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов не осуществляется;
- в нарушение пункта 1 статьи 26 Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» отсутствует производственный контроль в области обращения с отходами.
По результатам проверки 07.10.2010 акт по результатам мероприятий по надзору (л.д. 48, 49). Проверка проведена при участии ИП Слобода В.М.
11.10.2010 заместителем Павлово-Посадского городского прокурора вынесены два постановления о возбуждении в отношении ИП Слобода В.М. дел об административных правонарушениях (л.д. 14-19), предусмотренных статьями 8.2 и 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Постановления о возбуждении административного производства и материалы проверки направлены для рассмотрения в департамент Росприроднадзора по ЦФО.
24.11.2010 государственным инспектором по охране природы департамента Федеральной службы в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу в отношении ИП Слобода В.М. вынесены постановления № 13-35/2315 и № 13-35/2316 по делу об административном правонарушении, которыми предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьями 8.2 и 8.41 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей и 3 000 рублей соответственно (л.д. 20-27). Постановления вынесены при участии ИП Слобода В.М.
Также по результатам проверки 24.11.2010 департаментом Росприроднадзора по ЦФО ИП Слобода В.М. вручено предписание № 13-36/1842 от 24.11.2010 об обязании устранения выявленных нарушений и выполнения обязательных мероприятий в срок до 01.03.2011(л.д. 56, 57).
В соответствии с предписанием государственного органа предпринимателю необходимо выполнить следующее:
- во исполнение пункта 1 статьи 26 Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» и пунктов 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» представить расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и подтверждающие документы внесения платы за 2008-2010 г.г.;
- во исполнение приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 представить порядок представления контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2010 год, который представляется до 15.01.2011;
- во исполнение пункта 1 статьи 19 Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» организовать учёт образования и движения отходов.
Полагая, что выданное государственным органом предписание нарушает права и законные интересы предпринимателя, так как незаконно возлагает обязанности по устранению нарушений, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, всесторонне исследовав материалы дела, установив в полном объеме обстоятельства спора, суд приходит к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Законом об отходах производства и потребления № 89-ФЗ от 24.06.1998.
В соответствии со статьей 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Согласно части 1 статьи 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В соответствии со статьей 26 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно статье 12 Закона № 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Образование отходов законодательно не отнесено к деятельности по обращению с отходами.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ИП Слобода В.М. осуществляет деятельность по содержанию кафе «Слобода», расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, д. Евсеево, д. 35А.
Предприниматель не оспаривает тот факт, что у него имеются твердые бытовые отходы от деятельности в кафе.
Между тем, им заключён договор с МУП «Жилой дом» (специализированной организацией) от 07.04.2010 № 619/10 на вывоз и размещение твердых бытовых отходов производства и потребления (л.д. 28-30), согласно которому МУП «Жилой дом» принимает твердые отходы производства и потребления только 4-5 класса опасности и размещает их на полигоне ТБО «Быково» (лицензия № ОТ-02-001254(50) от 02.05.2007).
Согласно пункту 1.2 указанного Договора объём отходов, принимаемых от заказчика, включается в общий лимит размещения отходов на полигоне, утверждаемый Ростехнадзором.
Таким образом, арбитражный суд приходит к выводу, что ИП Слобода В.М. не осуществляет такой вид деятельности обращения с отходами как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение или иное обращение с отходами производства и потребления.
Данную деятельность осуществляло по Договору № 619/10 от 07.04.2010 специализированное предприятие – МУП «Жилой дом».
Таким образом, ИП Слобода В.М. не является субъектом выявленных департаментом Росприроднадзора по ЦФО нарушений природоохранного законодательства, поскольку ИП Слобода В.М. не должен осуществлять учёт образования и движения отходов, представлять расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, представлять порядок представления контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в смысле требований Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В данном случае предписание вынесено в нарушение действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, требования ИП Слобода В.М. подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 110, 112 АПК РФ судебные расходы заявителя по оплате государственной пошлины, согласно квитанции от 03.12.2010 (л.д. 9) в размере 2 000 рублей, подлежат взысканию с заинтересованного лица.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным выданное индивидуальному предпринимателю Слободе Виталию Михайловичу предписание департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 24.11.2010 № 13-36/1842.
Взыскать с департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.