"Дело № А27-8311/2020 по кассационной жалобе Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Кемеровской области и постановление Седьмого арбитражного апелляционного"
Материал прочитан 633 раза и оценен
0
Арбитражный суд Западно-Сибирского
Дата рассмотрения: 16.05.2021
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тюмень
Дело № А27-8311/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола помощником судьи Первухиной О.В.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи (аудиозаписи) кассационную жалобу Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 17.08.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 11.11.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу № А27-8311/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чистый город Кемерово» (650036, Кемеровская область – Кузбасс, город Кемерово, улица Мирная, дом 9, офис 110, ОГРН 1144205004987, ИНН 4205284801) к ЮжноСибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования (650000, Кемеровская область –
Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, дом 19А, ОГРН 1024200680723,
ИНН 4207052250) об оспаривании предписания и постановления по делу
об административном правонарушении.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии
Арбитражного суда Кемеровской области (судья Останина В.В.) в заседании
участвовала представитель общества с ограниченной ответственностью
«Чистый город Кемерово» – Тюменцева А.И. по доверенности от 02.11.2020.
С у д у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Чистый город Кемерово»
(далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области
с заявлениями о признании недействительным предписания ЮжноСибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования (далее – управление) от 05.03.2020 № АТЗВ-62
(дело № А27-8738/2020) и признании незаконным и отмене постановления
управления от 27.03.2020 № АТЗВ-62 о привлечении к административной
ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в
виде штрафа в размере 100 000 руб. (дело № А27-8311/2020).
Определением от 10.07.2020 Арбитражного суда Кемеровской области
указанные дела объединены в одно производство для совместного
рассмотрения, объединенному делу присвоен № А27-8311/2020.
Решением от 17.08.2020 Арбитражного суда Кемеровской области,
оставленным без изменения постановлением от 11.11.2020 Седьмого
арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить решение суда первой
инстанции и постановление апелляционного суда, ссылаясь на нарушение
норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим
обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в
удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, в нарушение требований
действующего законодательства обществом с 01.07.2019 на территории зоны
«Север» Кемеровской области не осуществляются мероприятия по обработке
твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в целях предотвращения
захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты,
захоронение которых запрещается, а также в целях извлечения отходов I и II
классов опасности для исключения их попадания на объекты захоронения
ТКО; общество осуществляет деятельность по обращению с ТКО без какой-либо оценки из воздействия на окружающую среду.
Общество в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и
обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без
изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)
обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее
и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд
кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых
судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно
заключенному 22.11.2018 с Департаментом жилищно-коммунального и
дорожного комплекса Кемеровской области соглашению общество является
региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с
ТКО на территории зоны «Север» Кемеровской области (далее – соглашение
от 22.11.2018).
На основании приказа от 22.01.2020 № 62-кн управлением в отношении
общества проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных
требований, в том числе в области охраны окружающей среды, обращения с
отходами производства и потребления, в ходе которой выявлено нарушение
региональным оператором требований пункта 8 статьи 12 Федерального
закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
(далее – Закон № 89-ФЗ), пунктов 33, 35 Правил обращения с твердыми
коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), а
именно: общество не осуществляет мероприятия по обработке ТКО в целях
предотвращения захоронения отходов, в состав которых входят полезные
компоненты, захоронение которых запрещается (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р (далее –
распоряжение № 1589-р) на территории зоны «Север» Кемеровской области,
а также не обеспечивает осуществление обработки ТКО для извлечения
отходов I и II классов опасности с целью исключения их попадания на
объекты захоронения ТКО на территории зоны «Север» Кемеровской
области, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
По результатам проверки управлением 05.03.2020 составлен акт
проверки № АТЗВ-62 и выдано предписание № АТЗВ-62, согласно которому
обществу необходимо в срок до 04.03.2021 устранить выявленные
нарушения; 16.03.2020 составлен протокол об административном
правонарушении и 27.03.2020 вынесено постановление № АТЗВ-62 о
привлечении общества к административной ответственности по части 1
статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанными предписанием и постановлением
управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими
заявлениями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной
инстанций исходили из недоказанности управлением наличия в действиях
общества нарушений законодательства в области охраны окружающей
среды, обращения с отходами производства и потребления.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной
инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная
ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей
среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации
или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением
случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закон № 89-ФЗ правовое
регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным
законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными
правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование,
обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории
субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими
региональными операторами в соответствии с региональной программой в
области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с
отходами.
Согласно пункту 10 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ региональные
операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную
территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской
Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою
деятельность.
Пунктом 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ запрещено захоронение отходов, в
состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.
Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты,
захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством
Российской Федерации.
Распоряжением № 1589-р утвержден Перечень видов отходов
производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты,
захоронение которых запрещается.
Как следует из Федерального классификационного каталога отходов
(далее – ФККО), утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в
сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, в тип «Отходы
коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при
предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены группы,
включающие в себя виды отходов, относящиеся к ТКО.
Поскольку в утвержденный распоряжением № 1589-р перечень отходы,
относящиеся к коду ФККО 7 30 000 00 00 0, не включены, суды обоснованно
сочли, что установленный пунктом 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ запрет на
захоронение не распространяется на ТКО.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в
материалы дела доказательства, суды установили, что по условиям
соглашения от 22.11.2018 региональный оператор обеспечивает
осуществление деятельности по обращению с ТКО в соответствии с
территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления,
в том числе с твердыми коммунальными отходами, Кемеровской области –
Кузбасса, утвержденной постановлением Коллегии Администрации
Кемеровской области от 26.09.2016 № 367 (далее – территориальная схема),
комплексной региональной программой «Обращение с отходами
производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными
отходами, Кемеровской области – Кузбасса» на 2017 - 2026 годы,
утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской
области от 09.08.2017 № 419, нормативными правовыми актами Российской
Федерации, Кемеровской области и данным соглашением.
Согласно приложениям к территориальной схеме (в редакциях
от 23.01.2018 и 10.12.2019) в Кемеровской области имеется два объекта
обработки отходов, которые вправе принимать ТКО, расположенные в зоне
«Юг», - общества с ограниченной ответственностью «Экологические
технологии» (проектная мощность 4 тыс. тонн в год) и «ЭкоЛенд» (проектная
мощность 164,75 тыс. тонн в год); объекты сортировки отходов в зоне
«Север» Кемеровской области фактически отсутствуют; предусмотрены
перспективные объекты обработки в зоне «Север» Кемеровской области,
которые в настоящее время не построены.
Территориальной схемой в 2019-2020 годах определена схема потоков,
предусматривающая транспортирование ТКО из мест их накопления
непосредственно на объекты размещения (захоронения) отходов; при этом
схема потоков на территории зоны «Север» Кемеровской области не
предусматривает транспортирование ТКО до объектов обработки и
обезвреживания.
При этом суды обоснованно приняли во внимание, что в силу подпункта
«г» пункта 40 Правил № 1156 юридическое лицо может быть лишено статуса
регионального оператора в случае нарушения схемы потоков ТКО от
источников их образования до объектов обработки, утилизации,
обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с
отходами.
Судами также учтено, что в единый тариф регионального оператора по
обращению с ТКО, утвержденный постановлением Региональной
энергетической комиссии Кемеровской области от 20.12.2019 № 691, затраты
на обработку ТКО не включены (протокол заседания правления
Региональной энергетической комиссии от 03.12.2019 № 88).
Поскольку территориальной схемой объем раздельно накапливаемых
ТКО, а также источники образования отходов, обеспечивающих их
раздельное накопление, не установлены, муниципальные правовые акты на
территории зоны «Север» Кемеровской области, определяющие перечень
разделяемых фракций и способы раздельного сбора не приняты, на
территории зоны «Север» Кемеровской области отсутствуют объекты
обработки ТКО, а общество не вправе было транспортировать ТКО на
объекты обработки, не предусмотренные территориальной схемой, суды
пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях (бездействии)
общества нарушений пункта 8 статьи 12 Закона № 89-ФЗ, пунктов 33, 35
Правил № 1156.
При таких обстоятельствах суды верно сочли, что у управления
отсутствовали правовые основания для выдачи обществу оспариваемого
предписания и привлечения его к административной ответственности по
части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в связи с чем правомерно удовлетворили
заявленные требования.
Приведенные управлением в кассационной жалобе доводы не
опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и получили
надлежащую правовую оценку.
Иное толкование управлением положений действующего
законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не
свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей
288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
п о с т а н о в и л :
решение от 17.08.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и
постановление от 11.11.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда
по делу № А27-8311/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу -
без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух
месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.