"Дело № А27-9863/2020 кассационной жалобе Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Кемеровской области и и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда"
Материал прочитан 459 раз и оценен
0
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Дата рассмотрения: 12.04.2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тюмень
Дело № А27-9863/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю. судей Киричёк Ю.Н. Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием
средств веб-конференции информационной системы «Картотека
арбитражных дел» помощником судьи Уласовской А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Южно-Сибирского
межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования на решение от 24.07.2020 Арбитражного суда
Кемеровской области (судья Дружинина Ю.Ф.) и постановление
от 12.10.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи
Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу № А27-9863/2020
по заявлению акционерного общества «Кузнецкие ферросплавы» (654032,
город Новокузнецк, улица Обнорского (Кузнецкий район), дом 170,
ИНН 4216001565, ОГРН 1024201825174) к Южно-Сибирскому
межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования (650000, город Кемерово, улица Ноградская, дом 19а,
ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) об оспаривании решений.
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования
системы веб-конференции информационной системы «Мой арбитр» (онлайн-
заседания) присутствует представитель акционерного общества «Кузнецкие
ферросплавы» Плотникова Н.М. по доверенности от 08.12.2020.
С у д у с т а н о в и л :
акционерное общество «Кузнецкие ферросплавы» (далее – общество)
обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением
о признании недействительными решений Южно-Сибирского
межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования (далее – управление) о неподтверждении исключения
негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения
отходов общества за 2019 год, изложенных в письмах от 05.02.2020
№ 02-05/967, № 02-05/980, № 02-05/979, № 02-05/981.
Решением от 24.07.2020 Арбитражного суда Кемеровской области,
оставленным без изменения постановлением от 12.10.2020 Седьмого
арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-
Сибирского округа, административный орган просит отменить указанные
судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов
судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленных
требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, оспариваемые решения
управления приняты на основании требований пункта 10 Положения
о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую
среду объектов размещения отходов, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 467 (далее –
Положение № 467); суды вышли за пределы предоставленных полномочий,
обязав управление выдать обществу решения о подтверждении исключения
негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения
отходов.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить
обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие
действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов,
изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении
присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной
инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без
изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.01.2020
общество направило в управление отчеты о результатах мониторинга
состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта
размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за
2019 год по следующим объектам: «Шламонакопитель АО «КФ» (Кузнецкий
район)», «Отвал вскрышных пород № 9», «Отвал вскрышных пород № 10»,
«Внешний отвал № 11».
Письмами от 05.02.2020 № 02-05/967, № 02-05/980, № 02-05/979,
№ 02-05/981 управление сообщило обществу о неподтверждении исключения
негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения
отходов.
Не согласившись с указанными актами, общество обратилось
в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной
инстанций пришли к выводам об отсутствии у управления правовых
оснований для принятия оспариваемых решений и нарушении прав
и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты,
исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств
рассматриваемого спора.
Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства
и потребления» (далее – Закон об отходах) определены правовые основы
обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения
вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье
человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов
в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В силу статьи 23 Закона об отходах при размещении отходов взимается
плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии
с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» и названным Законом (пункт 1).
При размещении отходов на объектах размещения отходов, которые не
оказывают негативное воздействие на окружающую среду, плата за
негативное воздействие на окружающую среду не взимается (пункт 6).
Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов
размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных
мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих
защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга
состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов
предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок
подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду
объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской
Федерации (пункт 7).
Согласно пункту 6 Положения № 467 лица, эксплуатирующие объекты
размещения отходов, подготавливают отчет о результатах проведения
мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение
негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения
отходов, который является основанием для принятия решения
соответствующим территориальным органом Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования о подтверждении исключения
негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения
отходов.
Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов,
а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты
размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей
среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их
воздействия на окружающую среду утвержден приказом Минприроды
России от 04.03.2016 № 66 (далее – Порядок № 66).
Исходя из пунктов 22, 24 Порядка № 66 отчет о результатах
мониторинга в числе прочего включает в себя раздел «Сведения об
обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды
на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на
окружающую среду», в котором приводятся сведения: об организациях,
привлекаемых к осуществлению наблюдений за состоянием и загрязнением
окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах
его воздействия на окружающую среду; об использованных средствах отбора
проб, инструментальных измерений, определений и наблюдений и их
соответствии требованиям законодательства; об использованных методиках
(методах) отбора проб, инструментальных измерений, определений и их
соответствии требованиям законодательства; копии документов об
аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его)
аккредитации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 412-ФЗ
«Об аккредитации в национальной системе аккредитации», которая(-ый)
проводил(-а) инструментальные измерения, заверенные печатью и подписью
уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра);
копии актов отборов проб.
В соответствии с пунктом 10 Положения № 467 территориальный орган
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не
превышающий 30 дней со дня поступления отчета о результатах проведения
мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение
негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения
отходов, осуществляет сопоставление изложенной в нем информации
с имеющимися данными о состоянии и загрязнении окружающей среды на
территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на
окружающую среду, полученными от территориального органа Федеральной
службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в рамках
взаимодействия и обмена информацией на региональном уровне,
предусмотренных соглашением о сотрудничестве Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, или путем
проведения необходимых инструментальных измерений, выполненных
федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся
в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
По результатам указанного сопоставления территориальный орган
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в недельный
срок принимает решение о подтверждении (неподтверждении) исключения
негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов
и информирует об этом лицо, представившее отчет, в электронном виде или
по почте.
При этом в силу пункта 11 Положения № 467 основаниями для принятия
решения о неподтверждении исключения негативного воздействия на
окружающую среду объекта размещения отходов являются:
а) отсутствие в отчете данных инструментальных измерений,
свидетельствующих о соблюдении нормативов качества окружающей среды
на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на
окружающую среду;
б) превышение фоновых значений физических, химических или
биологических показателей состояния компонентов природной среды на
территории, прилегающей к объекту размещения отходов, при отсутствии
установленных нормативов качества окружающей среды;
в) несоблюдение нормативов качества окружающей среды на
территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на
окружающую среду и (или) в месте выпуска сточных вод, поступающих
в поверхностный водный объект от объекта размещения отходов.
В рассматриваемом случае управление в качестве основания для
принятия оспариваемых решений о неподтверждении исключения
негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения
отходов общества сослалось на подпункт «а» пункта 11 Положения № 467,
при этом указав на непредставление обществом инструментальных
измерений, выполненных федеральным государственным бюджетным
учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования, и отсутствие по этой причине возможности
сопоставления данных о фоновых показателях окружающей среды на
территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на
окружающую среду с данными представленными обществом.
Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанций установлено,
что направленные обществом в управление отчеты о результатах проведения
мониторинга, содержащего данные, подтверждающие исключение
негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения
отходов, составлены в соответствии с требованиями Порядка № 66; в отчетах
указаны необходимые сведения об обеспечении наблюдений за состоянием
и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения
отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; приведены
данные инструментальных измерений, свидетельствующие о соблюдении
нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения
отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду (подготовлены
организациями, имеющими соответствующую аккредитацию); примененные
обществом сведения о фоновых концентрациях загрязняющих веществ,
выданы Кемеровским ЦГМС-филиалом федерального государственного
бюджетного учреждения «Западно-Сибирское УГМС», имеющим право на
предоставление данной информации.
Вопреки позиции управления из буквального толкования пункта 10
Положения № 467 не следует, что общество должно представить актуальные
инструментальные измерения, выполненные федеральным государственным
бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федеральной службы по
надзору в сфере природопользования, для предоставления возможности
управлению сопоставить их с информацией, содержащейся в отчетах.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод судов первой
и апелляционной инстанций о несоответствии оспариваемых решений
управления, изложенных в письмах от 05.02.2020 № 02-05/967, № 02-05/980,
№ 02-05/979, № 02-05/981, требованиям действующего законодательства
и нарушении прав и законных интересов общества в сфере
предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное
требование и, руководствуясь пунктом 3 части 4, пунктом 3 части 5 статьи
201 АПК РФ, принимая во внимание истечение сроков, предусмотренных
пунктом 10 Положения № 467, непредставление управлением доказательств
наличия оснований, перечисленных в пункте 11 данного Положения,
возложили на управление обязанность по устранению допущенных
нарушений прав и законных интересов общества путем принятия решений
о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую
среду объектов размещения отходов.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего
законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого
спора не свидетельствует о неправильном применении судами нижестоящих
инстанций норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей
288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных
актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
п о с т а н о в и л:
решение от 24.07.2020 Арбитражного суда Кемеровской области
и постановление от 12.10.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда
по делу № А27-9863/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу –
без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух
месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поволжские вторичные ресурсы Сортировка, переработка ТБО, переработка автомобильных покрышек, утилизация отходов ртутных ламп, картона, полимеров, ПЭТ бутылок, масел, и других видов опасных отходов
ООО "ЕвроТех" Поставка автоматических систем сортировки отходов Titech. Разработка проектов внедрения автоматического оборудования на действующих предприятиях, проектирование новых мусоросортировочных предприятий.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.