ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС
О портале | О журнале | Свежий номер | Подписка | Электронная версия журнала | Отзывы | Реклама на портале | Реклама в журнале | English   
ПЕРСОНАЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Зарегистрированных посетителей: 22219

ЖУРНАЛ ТБО (№12 2024)
Просмотр выпуска
Архив номеров | Подписка

Выставка «Wasma 2025»
НОВОСТИ

ФОРУМ
НА ФОРУМЕ ОБСУЖДАЮТ:
Нефтяной сорбент
Сообщений: 10
Последнее сообщение: 22.12.2024 13:52


Чума фейерверков
Сообщений: 67
Последнее сообщение: 22.12.2024 11:35


В РЭО заявили, что проблемы мусорной реформы решаются
Сообщений: 1
Последнее сообщение: 21.12.2024 07:08


ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ:
Термохимическая переработка ТБО
Просмотров: 1207873
Последнее сообщение: 18.12.2024 12:08


"Бумажный"ТБО"-спорим,коментируем, задаем вопросы авторам статей, доступных для скачивания
Просмотров: 429134
Последнее сообщение: 20.12.2024 07:01


Чума фейерверков
Просмотров: 13411
Последнее сообщение: 22.12.2024 11:35


ПЕРЕЙТИ НА ФОРУМ

КОНТАКТЫ
Адрес редакции: 105066, Москва, Токмаков пер., д. 16, стр. 2, пом. 2, комн. 5

Редакция:
Телефон: +7 (499) 267-40-10
E-mail: red@solidwaste.ru

Отдел подписки:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
E-mail: podpiska@vedomost.ru

Отдел рекламы:
Прямая линия:
+7 (499) 267-40-10
+7 (499) 267-40-15
E-mail: reklama@vedomost.ru

Вопросы работы портала:
E-mail: support@solidwaste.ru

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

podpiska

Главная страница / Судебные решения

"Дело № А32-8560/2020 по кассационной жалобе Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Краснодарского края"



Материал прочитан 518 раз и оценен
0
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата рассмотрения: 02.03.2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар

Дело № А32-8560/2020

28 декабря 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица – Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) – Кокошко А.В. (доверенность от 12.10.2020), в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Нестле Кубань» (ИНН 2353018969, ОГРН 1022304845078), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по делу № А32-18560/2020, установил следующее.

ООО «Нестле Кубань» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее – управление) о признании недействительным пункта 1 предписания от 29.11.2019 № 02-39-197П.

Решением от 02.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.09.2020, суд удовлетворил заявленное обществом требование. Судебные акты мотивированы недоказанностью управлением осуществления обществом операций по удалению, захоронению или обезвреживанию такого отхода как «Пыль кофейная», в связи с чем пункт 1 предписания от 29.11.2019 № 02-39-197П является недействительным.

В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Суды не учли, что в деятельности общества образуется отход «Пыль кофейная» (включенный в группу отходов производства кофе), внесенный в Федеральный классификационный каталог отходов (далее – ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 – «пыль кофейная» (код по ФККО 301 183 21 42 4), имеющий IV класс опасности. Ранее общество получило лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию следующих отходов: жмых кофейный, пыль кофейная после обжарки зерен, пыль кофейная, отходы кофе-порошка сроком действия с 21.05.2010 по 21.05.2015. Обществом разработаны технические условия «Пыль кофейная» ТУ 9198-003-48432921-2015 (утвержденные 30.03.2015, зарегистрированные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ФБУ «Краснодарский ЦСМ» 30.03.2015 № 063/017750). Согласно пункту 1.1 ТУ 9198-003-48432921-2015 пыль кофейная должна соответствовать требованиям указанных технических условий, контрольным образцам- эталонам, в связи с чем, невозможно отнести отход «Пыль кофейная» к побочному продукту, так как ТУ 9198-003-48432921-2015 обществом не соблюдаются. В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя управления, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, основным видом деятельности общества является производство чая и кофе (ОКВЭД 10.83). Управление на основании распоряжения от 14.10.2019 № 01-04-19/114 провело плановую выездную проверку общества с целью контроля и надзора за соблюдением требований в области окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, использования и охраны земель, обращения с отходами производства и потребления, геологического изучения, рационального использования и охраны недр, обращения с веществами, разрушающими озоновый слой. В ходе проверки управление установило, что общество является производителем натурального растворимого кофе под торговой маркой «Nescafe®», осуществляет переупаковку готового растворимого кофе марки «Nescafe Gold» и «Nescafe Classic» в стеклянные, жестяные банки и в пакеты из ламината, производство смеси «Nescafe 3в1».

Общество осуществляет производственную деятельность на производственной площадке – завод по производству кофе, расположенной по адресу: 352700, Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Гибридная, 2а.

При производственной деятельности общества образуется отход «Пыль кофейная» (включенный в группу отходов производства кофе), внесенный в ФККО, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 – «пыль кофейная» (код по ФККО 301 183 21 42 4), имеющий IV класс опасности.

Обществом получена лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов: жмых кофейный, пыль кофейная после обжарки зерен, пыль кофейная, отходы кофе-порошка сроком действия с 21.05.2010 по 21.05.2015, разработаны технические условия «Пыль кофейная» ТУ 9198-003-48432921-2015, которые утверждены 30.03.2015 и зарегистрированы Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ФБУ «Краснодарский ЦСМ» 30.03.2015 под № 063/017750.

Полагая, что общество осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов IV класса опасности «Пыль кофейная» в отсутствие соответствующей лицензии, управление составило акт проверки от 29.11.2019 № 02-39-197П и выдало обществу предписание от 29.11.2019 № 02-39-197П, в пункте 1 которого указало на недопущение деятельности по обезвреживанию отходов I – IV классов опасности в отсутствие лицензии. Срок устранения нарушения установлен до 01.04.2020.

Полагая, что пункт 1 предписания управления является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии у управления правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания в части пункта 1. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ), лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в формате электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в формате электронного документа; лицензируемый вид деятельности – вид деятельности на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона № 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории, культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государств, возможность нанесения которого, связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (статья 2 Закона № 99-ФЗ).

В силу пункта 7 статьи 3 Закона № 99-ФЗ, лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ, статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс – чрезвычайно опасные отходы; II класс – высокоопасные отходы; III класс – умеренно опасные отходы; IV класс – малоопасные отходы; V класс – практически неопасные отходы (статья 4.1 Закона № 89-ФЗ).

Порядок лицензирования деятельности, в том числе по транспортированию и размещению отходов I – IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяет Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062.

В силу статьи 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения – рекуперация (статья 1 Закона № 89-ФЗ).

Исходя из определения отходов, приведенного в статье 1 Закона № 89-ФЗ, имеет значение происхождение отходов (образуются в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления) и их удаляемость.

Такие виды обращения с отходами как обработка и утилизация Закон № 89-ФЗ предусмотрел применительно к отходам вообще – к веществам или предметам, которые удаляются. Определение понятия «удаление отходов» в Законе № 89-ФЗ отсутствует. Критерием определения отхода является наличие потребительских свойств сырья после использования материала в производстве (абзац 2 статьи 1 Закона № 89-ФЗ). Судебные инстанции установили, что управление при проведении плановой выездной проверки вменило обществу осуществление деятельности по обращению с отходом – пыль кофейная без соответствующей лицензии. Обществом получена лицензия на осуществление деятельности по обезвреживанию отходов: жмых кофейный, пыль кофейная после обжарки зерен, пыль кофейная, отходы кофе-порошка сроком действия с 21.05.2010 по 21.05.2015.

Как установили судебные инстанции, общество разработало технические условия «Пыль кофейная» ТУ 9198-003-48432921-2015, утвержденные 30.03.2015, зарегистрированные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ФБУ «Краснодарский ЦСМ» 30.03.2015 под № 063/017750, согласно которым общество использует отход «Пыль кофейная» в качестве твердого топлива и утилизации тепла для производства технологического пара для собственных нужд и не поставляет его потребителям в качестве готового продукта.

В соответствии с пунктом 1.2.4 ТУ 9198-003-48432921-2015 «Пыль кофейная» эксплуатационные свойства продукции в целом обеспечиваются составом и свойствами входящих компонентов, утвержденной рецептурой и технологией изготовления. Качество изготовления обществом контролируется методами посоперационного контроля в соответствии с технологической документацией, то есть соответствие побочного продукта «Пыль кофейная» требованиям указанных технических условий заявителем обеспечивается при соблюдении технологических операций производства.

Судебные инстанции также учли, что согласно пункту 1 статьи 2 Базельской конвенции, ратифицированной от 25.11.1994 № 49-ФЗ №О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», отходы представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства. «Удаление» означает любую операцию, определённую в приложении IV к Базельской конвенции (пункт 4 статьи 2 Базельской конвенции). Одной из операций по удалению отходов в соответствии с приложением IV к Базельской конвенции является их утилизация.

Суды также установили, что согласно пункту 6.32 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст (далее – ГОСТ 30772-2001), удаление опасных или других отходов – сбор, сортировка, транспортирование и переработка опасных или других отходов с уничтожением и/или захоронением и способом специального хранения.

Пункт 5.33 ГОСТа 30772-2001 устанавливает, что переработка отходов – это деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов.

Пунктом 3.16 ГОСТа 30772-2001 определено, что побочный продукт представляет собой дополнительную продукцию, образующуюся при производстве основной продукции и не являющуюся целью данного производства, но пригодную как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции. При этом, примечанием к данному пункту установлено, что побочный продукт не является отходом.

Согласно Федеральному закону от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» к документам по стандартизации в соответствии с данным федеральным законом относятся стандарты организаций, в том числе технические условия (пункт 3 статьи 14). В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для обеспечения целей, указанных в статье 3 данного федерального закона.

С учетом изложенного, суды сделали правильный вывод о том, что для целей отнесения веществ, образующихся в процессе хозяйственной деятельности, к побочной продукции необходима разработка технических условий, закрепляющих характеристики такой продукции.

Применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора судебные инстанции установили, что в отношении отхода «Пыль кофейная» обществом разработаны Технические условия 9198-003-48432921-2015 «Пыль кофейная», согласно которым такой отход используется заявителем в качестве твердого топлива и утилизации тепла для производства технологического пара для собственных нужд.

При этом суды установили отсутствие в материалах дела доказательств фактического осуществления обществом предпринимательской деятельности без лицензии, выражающимся в обезвреживании отходов IV класса опасности – «Пыль кофейная» в отсутствии лицензии, как и доказательств, свидетельствующих о том, что «Пыль кофейная», образовавшаяся у общества в процессе производства относится к отходу и реализовывалась потребителям в качестве готового продукта, а также несоблюдения обществом технических условий. Документально данный вывод управление не опровергло.

Суды установили, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края по делу от 29.02.2020 № А32-58662/2019, при рассмотрении которого исследовались обстоятельства, которые входят в предмет доказывания по настоящему делу, управлению отказано в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия в действиях общества указанного состава административного правонарушения. При этом в рамках дела № А32-58662/2019 суды не приняли довод управления о том, что отходы «Пыль кофейная» обладают признаками отходов в соответствии с определениями, указанными в Базельской конвенции, ГОСТе 30772-2001 и Законе № 89-ФЗ, поскольку для того, чтобы признать операции общества с кофейной пылью удалением отходов, необходимо соответствие этих операций какой-либо позиции из перечня, приведенного в разделе А Приложения IV к Базельской конвенции и сделали вывод об отсутствии доказательств осуществления обществом операций по удалению, захоронению отхода «Пыль кофейная».

Учитывая установленные по данному делу фактические обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции обоснованно удовлетворили заявленное общество требование, признав недействительным пункт 1 предписания управления от 29.11.2019 № 02-39-197П.

Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 274, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по делу № А32-8560/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Л.Н. Воловик
Судьи М.В. Посаженников, Т.В. Прокофьева



КАТАЛОГ ВТОРСЫРЬЯ

ЦЕНЫ НА ВТОРСЫРЬЕ

КАТАЛОГ ПРЕДПРИЯТИЙ
ИП Синенков А.В.
CUBERPRESS – Российский производитель оборудования для заготовки и переработки вторсырья, который многие годы успешно работает на российском рынке, известен как производитель и поставщик современного ...

ООО "Автомобильная компания "Гранат"
ООО "Автомобильная компания "Гранат" является официальным дилером ПАО "КАМАЗ" на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Компания занимается реализацией грузовых автомобилей и спецтехник...

AMD
Покупка и переработка полимерных отходов ,производство и продажа оборудования

ВСЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАПРОСЫ

СДЕЛАЙ САМ
МЕНЮ ПОРТАЛА "ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ"

© 2007-2024 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ООО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Sun, 22 Dec 2024 15:14:48
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Принимаю условия соглашения