"Дело № 2-1/2020 по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области к Муниципальному унитарному предприятию «Жилкомсервис» Александровского сельского поселения"
Материал прочитан 537 раз и оценен
0
Александровский районный суд Томской области
Дата рассмотрения: 17.10.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 января 2020 года с. Александровское
Александровский районный суд Томской области в составе:
Дело № 2-1/2020
председательствующего судьи Крикуновой О.П.,
при секретаре Вальтер Л.Н.,
с участием представителя истца помощника прокурора Александровского района Томской области Оя М.С.,
представителя ответчика Муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» Александровского сельского поселения Черкасовой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № ***, действительной до ДД.ММ.ГГГГ, без права передоверия,
представителя ответчика администрации Александровского района Томской области Пыхтиной Ю.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, действительной до ДД.ММ.ГГГГ, без права передоверия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1/2020 по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Жилкомсервис» Александровского сельского поселения, администрации Александровского сельского поселения Александровского района Томской области, администрации Александровского района Томской области о понуждении к совершению действий по обустройству полигона для твёрдых бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику Муниципальному унитарному предприятию «Жилкомсервис» Александровского сельского поселения (далее по тексту – МУП «ЖКС», ответчик, предприятие) о понуждении к совершению действий по обустройству полигона для твёрдых бытовых отходов.
Основываясь на пункте 6 статьи 2, статье 3, пункте 1 статьи 11, пункте 1 статьи 34, пункте 1 статьи 39, пунктах 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статье 2, пункте 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктом 1.2 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству по содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16, статьях 45 и 206 ГПК РФ, статье 12 ГК РФ, просил:
обязать ответчика МУП «ЖКС» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ привести эксплуатируемый полигон твёрдых бытовых отходов, расположенный по адресу:
адрес>, 3 км на юго-запад от
адрес>, в соответствие с требованиями пунктов 4.3, 4.4, 4.6, 5.1 СП 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16, а именно обеспечить устройство по периметру полигона защитной обваловки, оборудование полигона дезинфицирующей ванной и наблюдательными скважинами, складирование отходов в пределах рабочей карты.
В обоснование иска указал, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании информации Управления Росприроднадзора проведена проверка исполнения МУП «ЖКС» требований законодательства в сфере охраны окружающей среды при эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов. Проведённой Управлением Росприроднадзора в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверкой в отношении МУП «ЖКС» установлено, что обязательные для соблюдения требования на эксплуатируемом предприятием полигоне твёрдых бытовых отходов по адресу:
адрес>, 3 км на юго-запад от
адрес> не исполняются (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № ***). Проверка показала, что на территории полигона отсутствует дезинфицирующая ванна (пункт 4.3 СП 2.1.7.1038-01), наблюдательные скважины (пункт 4.6 СП 2.1.7.1038-01), по периметру полигона отсутствует защитная обваловка (пункт 4.4 СП 2.1.7.1038-01), складирование отходов осуществляется не на рабочие карты (пункт 5.1 СП 2.1.7.1038-01).
С целью устранения указанных нарушений названному предприятию Управлением Росприроднадзора неоднократно выдавались предписания: ДД.ММ.ГГГГ № *** (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ № *** (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), которые до настоящего времени не исполнены. В августе 2019 года Управлением Росприроднадзора в адрес МУП «ЖКС» выдано новое предписание от ДД.ММ.ГГГГ № *** с требованием устранения вышеназванных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, действенные меры для исполнения которого до настоящего времени не приняты.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Александровского сельского поселения Александровского района Томской области.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Александровского района Томской области (далее по тексту – ответчик), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне истца (с учетом определения от ДД.ММ.ГГГГ об уточнении наименования третьего лица) – Сибирское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту - Управление Росприроднадзора, третье лицо).
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Александровского района Томской области Оя М.С. поддержала заявленные исковые требования, суду пояснила аналогично изложенному в исковом заявлении.
Представитель ответчика МУП «ЖКС» Черкасова Е.В. исковые требования не признала, пояснила аналогично изложенному в письменных отзывах, суть которых сводится к следующему. Утилизация твёрдых коммунальных расходов является регулируемой деятельностью, по которой в установленном порядке устанавливаются тарифы. Но работы по обустройству полигона в тарифы не закладываются. Финансовая возможность у предприятия обустроить действующий полигон твёрдых бытовых отходов отсутствует, операции по счетам приостановлены налоговым органом. На основании статьи 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной. Так земельный участок под полигон был передан предприятию по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ муниципальным образованием «Александровский район». В силу пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Представитель ответчика администрации Александровского района Томской области Пыхтина Ю.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что в настоящее время на территории
адрес> строится новый полигон твёрдых бытовых отходов, где гигиенические требования соответствуют правилам устройства и содержания. Указанные в исковом заявлении действия (установка по периметру полигона защитной обваловки, оборудование полигона дезинфицирующей ванной и наблюдательными скважинами) входят в проектно-сметную документацию по объекту «Строительство полигона твердых коммунальных отходов в
адрес>». Приведение эксплуатируемого полигона в состояние, соответствующее нормативным правовым актам, повлечет за собой необоснованное увеличение бюджетных расходов.
В судебное заседание ответчик администрация Александровского сельского поселения Александровского района Томской области не направил своего представителя, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Глава поселения Дубровин В.Т. просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя указанного ответчика. В представленном суду письменном отзыве представитель ответчика Михайлова Н.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № ***, исковые требования не признала, указав, что участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения муниципальных районов. Муниципальное образование «Александровское сельское поселение» как учредитель МУП «ЖКС» также не должно отвечать по обязательствам предприятия. К видам деятельности предприятия относится, в том числе, утилизация твердых бытовых отходов и содержание полигона твердых бытовых отходов. Эти виды деятельности осуществляются при наличии специального разрешения (лицензии). Кроме того, муниципальное образование «Александровское сельское поселение» не является собственником полигона бытовых отходов и собственником находящегося под ним земельного участка. Возложение на администрацию сельского поселения обязанности по приведению полигона твёрдых бытовых отходов в соответствии с требованиями закона повлечет за собой нецелевое использование бюджетных средств.
Третье лицо Управление Росприроднадзора о месте и времени судебного заседания извещено своевременно и надлежащим образом, не направило в суд своего представителя, не сообщило суду об уважительных причинах его неявки.
При таких обстоятельствах суд в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика администрация Александровского сельского поселения Александровского района Томской области и представителя третьего лица.
Исследовав доводы сторон и представителя третьего лица, представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Свои выводы суд основывает на следующем.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления; обязательность финансирования юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Как следует из пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Из пунктов 1 и 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Как следует из пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов установлены Санитарными правилами 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству п содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16 (далее по тексту - СанПиН 2.1.7.1038-01).
Требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией таких полигонов (пункт 1.2 СанПиН 2.1.7.1038-01).
Из пункта 2.1 СанПиН 2.1.7.1038-01 следует, что полигоны твердых бытовых отходов (далее по тексту - ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (пункт 3.6 СанПиН 2.1.7.1038-01).
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с абзацем 7 статьи 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляться путем принуждения к исполнению обязанности в натуре.
Как следует из части 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В судебном заседании установлено, что одним из видов деятельности МУП «ЖКС», согласно Уставу и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, является обработка и утилизация твердых бытовых отходов, содержание полигона твердых бытовых отходов (том 1 листы дела 113-121).
Представитель ответчика МУП «ЖКС» не оспаривала отраженное в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ № *** обстоятельство того, что предприятию ДД.ММ.ГГГГ была выдана лицензия серии *** на осуществление деятельности по сбору отходов IV класса опасности (том 1 лист дела 27).
Для осуществления указанного лицензируемого вида деятельности по размещению (захоронению) отходов IV класса опасности МУП «ЖКС» использует полигон твердых бытовых отходов на предоставленном ему муниципальным образованием «Александровский район» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № *** земельном участке, кадастровый номер ***, площадью 50000 кв.м. по адресу:
адрес>, 3 км на юго-запад от
Проведённой Управлением Росприроднадзора по Томской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверкой в отношении МУП «ЖКС» установлено, что обязательные для соблюдения требования на эксплуатируемом предприятием полигоне твёрдых бытовых отходов по адресу:
адрес>, 3 км на юго-запад от
адрес>
не исполняются (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № ***). Проверка показала, что на территории полигона отсутствует дезинфицирующая ванна (пункт 4.3 СП 2.1.7.1038-01), наблюдательные скважины (пункт 4.6 СП 2.1.7.1038-01), по периметру полигона отсутствует защитная обваловка (пункт 4.4 СП 2.1.7.1038-01), складирование отходов осуществляется не на рабочие карты (пункт 5.1 СП 2.1.7.1038-01).
Истец указал на нарушение ответчиком МУП «ЖКС» пункта 4.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 и необустройство дезинфицирующей ванны.
Пункт 4.3 СанПиН 2.1.7.1038-01 предусматривает наличие требования территориального ЦГСЭН (центра госсанэпиднадзора – пункт 2.4 СанПиН 2.1.7.1038-01), каковое суду не представлено. А поэтому суд лишен возможности сделать выводы о нарушении ответчиком МУП «ЖКС» пункта 4.3 СанПиН 2.1.7.1038-01.
Вместе с тем, пункт 5.1 СанПиН 2.1.7.1038-01 ссылается на необходимость обустройства полигона в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996 (далее по тексту – инструкция).
Как следует из пункта 1.23 указанной инструкции, на выезде из полигона должна быть контрольно-дезинфицирующая зона с устройством железобетонной ванны длиной 8 м, глубиной 0,3 м и шириной 3 м для дезинфекции колес мусоровозов. Ванна заполняется трехпроцентным раствором лизола и опилками.
Указанная ванна ответчиком МУП «ЖКС» ответчиком не обустроена, что ведет к нарушению норм действующего законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Истец указал на нарушение ответчиком МУП «ЖКС» также пункта 4.6 СанПиН 2.1.7.1038-01.
Из пункта 4.6 СанПиН 2.1.7.1038-01 следует, что по согласованию с гидрогеологической службой и территориальным ЦГСЭН в зеленой зоне полигона устраиваются контрольные скважины. Одна контрольная скважина закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1 - 2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды.
Контрольные скважины ответчиком МУП «ЖКС» не обустроены, что также влияет на охрану окружающей среды и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Истец указал на нарушение ответчиком МУП «ЖКС» пункта 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01.
Из пункта 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 следует, что по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м.
Вместе с тем, указанное ограждение (защитная обваловка) ответчиком МУП «ЖКС» не обустроена.
Истец указал также на нарушение ответчиком МУП «ЖКС» пункта 5.1 СанПиН 2.1.7.1038-01.
В силу пункта 5.1 СанПиН 2.1.7.1038-01, складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
Однако ответчиком МУП «ЖКС» складирование отходов осуществляется не на рабочие карты, а хаотично, что также влияет на охрану окружающей среды и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Указанные обстоятельства подтверждаются распоряжением Управления Росприроднадзора по
адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № *** о проведении плановой выездной проверки МУП «ЖКС», актом проверки МУП «ЖКС» Управлением Росприроднадзора по
адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № *** (том 1 листы дела 10-16, 17-57).
С целью устранения указанных нарушений предприятию МУП «ЖКС» Управлением Росприроднадзора по Томской области неоднократно выдавались предписания: ДД.ММ.ГГГГ № *** (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ № *** (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), которые до настоящего времени не исполнены. В августе 2019 года Управлением Росприроднадзора по Томской области в адрес МУП «ЖКС» выдано новое предписание от ДД.ММ.ГГГГ № *** с требованием устранения вышеназванных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (том 1 листы дела 58-60, 103-105).
Указанные обстоятельства подтверждаются предписанием Управления Росприроднадзора по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № *** (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), распоряжением Управления Росприроднадзора по
адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № *** о проведении внеплановой выездной проверки МУП «ЖКС» с целью контроля исполнения выданного предписания, актом проверки МУП «ЖКС» Управлением Росприроднадзора по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № ***, предписанием Управления Росприроднадзора по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № *** (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), распоряжением Управления Росприроднадзора по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № *** о проведении внеплановой выездной проверки, актом проверки МУП «ЖКС» Управлением Росприроднадзора по
адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ***, актом обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ № *** на предмет соблюдения природоохранных требований, предписанием Управления Росприроднадзора по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № *** (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), а также сообщением Управления Росприроднадзора по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № *** (том 1 листы дела 8-9, 61-64, 65-73, 74-76, 77-81, 82-93, 94-102).
В обоснование иска истец указал, что действенные меры для исполнения указанных предписаний Управления Росприроднадзора по
адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ***, от ДД.ММ.ГГГГ № ***, от ДД.ММ.ГГГГ № *** ответчиком МУП «ЖКС» до настоящего времени не приняты.
Эти обстоятельства не оспариваются ответчиком ПУП «ЖКС» подтверждаются также материалами проверки, проведенной Томской межрайонной природоохранной прокуратурой, в частности, решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ № ***, запросом в МУП «ЖКС» и сообщением ответчика МУП «ЖКС» от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 листы дела 109-112).
Доводы представителя ответчика МУП «ЖКС» о том, что исполнение обязанностей по обустройству полигона твёрдых бытовых отходов необходимо возложить на учредителя администрацию Александровского сельского поселения Александровского района Томской области, являются несостоятельными.
Согласно Уставу МУП «ЖКС», с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, учредителем МУП «ЖКС» является администрация Александровского сельского поселения Александровского района Томской области.
В то же время, на указанного ответчика нельзя возложить обязанности по обустройству полигона твёрдых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 18 части 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Так и из Устава муниципального образования Александровское сельское поселение Александровского района Томской области следует, что к вопросам местного значения Александровского сельского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 19 статьи 6). К полномочиям администрации Александровского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пункт 20 статьи 32).
При этом сбор и вывоз (транспортирование) твердых коммунальных отходов не относится к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов, что является предметом настоящего спора.
Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу пункта 6 этой же статьи собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 7 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях от 14.11.2002 N 161-ФЗ, муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.
В соответствии с Уставом МУП «ЖКС» учредитель не несет ответственности по обязательствам предприятия.
А поэтому администрация Александровского сельского поселения Александровского района Томской области не является надлежащим ответчиком.
Доводы представителей ответчиков МУП «ЖКС» и администрации Александровского сельского поселения о том, что исполнение обязанностей по обустройству полигона твёрдых бытовых отходов необходимо возложить на администрацию Александровского района Томской области, суд также не может принять во внимание.
Суд учитывает, что в силу пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Вместе с тем, как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 13-П, содержание данной компетенции не может автоматически трактоваться как предопределяющее всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, - оно предполагает возложение на органы местного самоуправления осуществления именно организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов, притом что сами по себе такого рода меры не входят, по смыслу статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в нормативное содержание понятий "сбор отходов", "транспортирование отходов", "утилизация отходов", как они определены в статье 1 того же Федерального закона.
В целях реализации своих полномочий, в том числе, по организации деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, муниципальным образованием «Александровский район» в пользование МУП «ЖКС» по договору от ДД.ММ.ГГГГ № *** предоставлен в аренду земельный участок кадастровый номер ***, площадью 50000 кв.м., расположенный по адресу:
адрес>, 3 км на юго-запад от
адрес> для обустройства и эксплуатации полигона твердых бытовых отходов в
адрес>.
Это обстоятельство не может возложить на арендодателя обязанности производить за свой счет работы по обустройству полигона, поскольку в аренду предприятию передавался земельный участок, а не полигон как сооружение.
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Ни администрация Александровского сельского поселения, ни администрация Александровского района эксплуатацию полигона твёрдых бытовых отходов не осуществляют и не являются его собственниками, а поэтому невозможно возложение на них обязанностей по устранению нарушений, допущенных при эксплуатации полигона.
Ссылка ответчиков на то, что в настоящее время на территории
адрес> строится новый полигон твёрдых бытовых отходов, где гигиенические требования соответствуют правилам устройства и содержания полигона ТБО, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку предметом иска является обустройство эксплуатируемого полигона твёрдых бытовых отходов.
Ссылка представителя ответчика МУП «ЖКС» на отсутствие денежных средств и недостаточное финансирование не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствие финансовых средств не освобождает от выполнения обязанности по обустройству полигона твёрдых бытовых отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.1.7.1038-01 полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения.
Эксплуатация полигона твёрдых бытовых отходов с нарушением обязательных требований ухудшает экологическую и санитарную эпидемиологическую обстановку на соответствующей территории, создаёт опасность вредного воздействия среды обитания на человека.
Природоохранные требования, то есть предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами или иными нормативными актами, направлены на обеспечение экологической безопасности и сохранение благоприятной окружающей среды.
Истец просил обязать ответчика устранить указанные нарушения требований законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая доводы ответчика МУП «ЖКС» об отсутствии необходимого финансирования, а также характер и объем мероприятий, необходимых для устранения допущенных нарушений, степень экологической опасности изложенных нарушений, продолжительность процедуры выделения дополнительного финансирования из средств бюджета муниципального образования и доведения их до ответчика, исходя из принципа исполнимости судебных решений, суд находит необходимым установить срок для исполнения решения суда - десять месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьёй 103 ГПК РФ с ответчика МУП «ЖКС» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 6000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Жилкомсервис» Александровского сельского поселения Александровского района Томской области о понуждении к совершению действий по обустройству полигона для твёрдых бытовых отходов, удовлетворить полностью.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» Александровского сельского поселения (ОГРН ***, ИНН ***, КПП ***) в течение десяти месяцев с момента вступления решения в законную силу привести эксплуатируемый полигон твёрдых бытовых отходов, расположенный по адресу:
адрес>, 3 км на юго-запад от
адрес>, в соответствие с требованиями пунктов 4.4, 4.6, 5.1 СанПиН 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16, пункта 1.23 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, а именно обеспечить устройство по периметру полигона защитной обваловки, оборудование полигона дезинфицирующей ванной и наблюдательными скважинами, складирование отходов в пределах рабочей карты.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» Александровского сельского поселения (ОГРН ***, ИНН ***, КПП *** государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.
В удовлетворении исковых требований к администрации Александровского сельского поселения Александровского района Томской области, администрации Александровского района Томской области о понуждении к совершению действий по обустройству полигона для твёрдых бытовых отходов, – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда через Александровский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
PRESSMAX Компания PRESSMAX - ведущий отечественный производитель пакетировочных прессов для вторсырья.
Предлагаем широкий диапазон пакетировочных прессов для макулатуры, пластика, металла и других ТБО.
П...
ЮНИПАК.РУ Упаковочный портал Unipack.Ru - лидер среди информационных и рекламных ресурсов упаковочной отрасли в русскоязычной части Интернет. Ежемесячно портал посещают более 100000 человек.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.