"Дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Аспо» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Псковской области"
Материал прочитан 1074 раза и оценен
0
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Дата рассмотрения: 16.08.2010
Решение
Дело № А52-2661/2010
Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Самойловой Т.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бельской Ж.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Аспо» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Псковской области о признании незаконным и отмене постановления от 30.06.2010 №2087/04-24/10
при участии в заседании:
от заявителя: Савченко И.М.- представитель по доверенности от 23.10.2009,
Лукьянов А.А.- директор, протокол №1 от 09.03.2006;
от ответчика: Волос А.В.-ведущий специалист-эксперт отдела юридического обеспечения по доверенности от 14.07.2010 б/н, Тунчик С.А.- начальник отдела экологического контроля по доверенности от 17.04.2010 №04/1213, Александрова И.В.- главный специалист-эксперт отдела экологического контроля по
доверенности 14.07.2010 №04/1212.
Общество с ограниченной ответственностью «Аспо» обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Псковской области от 30.06.2010 №2087/04-24/10 о назначении административного наказания в соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Псковской области с заявленными требованиями не согласилось, считает вынесенное Постановление законным и обоснованным по основаниям, указанным в отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя, суд
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Псковской области (далее- Управление) в период с 02.07.2010 по 24.06.2010 провело плановую выездную проверку деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Аспо» (далее- Общество). Проверка проведена на
основании утвержденного Приказом от 23.12.2009 №384 плана контрольно - надзорной деятельности.
По результатам проверки 24.06.2010 был составлен акт проверки№115/10, в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Описание выявленных нарушений представлено в Сведениях о результатах проверки, которые являются приложением к акту проверки.
В связи с выявленными нарушениями 28.06.2010 государственным инспектором Управления Александровой И.В. в отношении Общества, в присутствии его законного представителя- директора Лукьянова А.А. был
составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с протоколом об административном правонарушении Обществом допущены следующие нарушения:
1. В нарушение требований пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (далее- Федеральный закон №89-ФЗ), пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей природной среды» Общество размещает отходы производства и потребления на объекте размещения отходов, расположенном в границах города Пскова;
2. В нарушение пункта 6 статьи 12 Федерального закона №89-ФЗ Общество размещает отходы на объекте, который не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
3. В нарушение требований пункта 1 статьи 16 Федерального закона №89- ФЗ Общество транспортирует отходы сторонних организаций 1-4 класса без паспортов на такие отходы;
4. В нарушение пункта 2.1 Правил приема отходов на городскую свалку, утвержденных Постановлением Псковской городской Думы от 31.11.2003 №171 Общество осуществляет сбор отходов у организаций, не имеющих установленных лимитов на размещение отходов;
5. В нарушение пункта 4.3 Гигиенических требований к устройству полигонов для твердых бытовых отходов, санитарные правила СП 2.1.7.1038-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2001 №16 (далее-Гигиенические требования) Обществом не соблюдается технологический процесс дезинфекции колес мусоровозов, выезжающих с территории свалки;
6. В нарушение требований пункта 5.1. Гигиенических требований Обществом не проводится ежесуточная изоляция уплотненного слоя твердых бытовых отходов в летний период.
7. В нарушение пункта 6.6. Гигиенических требований на городской свалке отсутствуют наблюдательные скважины за состоянием подводных вод;
8. Обществом не производится взвешивание отходов. 30.06.2010, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, этим же должностным лицом было вынесено Постановление
№2087,04-24/10 о назначении Обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 (сто) тысяч руб.
Полномочия должностного лица на составление протокола и вынесение постановления судом проверены.
Ответчик с вынесенным Постановлением не согласился, просит признать его незаконным и отменить.
В обоснование своих доводов ссылается на отсутствие вины в нарушении требований пунктов 5, 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ, пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ, поскольку иного размещения отходов, кроме как на городской свалке у Администрации города
Пскова не имеется. В части нарушения статьи 16 Федерального закона №89- ФЗ указывает на вынужденный сбор отходов, в том числе у организаций, которые не имеют паспортов на отходы и лимитов на их размещение с целью предотвратить возможное размещение отходов такими организациями отходов в несанкционированных местах.
Общество считает, что Управление не имеет полномочий на осуществление полномочий на осуществление контроля за деятельностью Общества на соответствие Гигиеническим требованиям, поскольку данный
правовой акт не регулирует правоотношения в сфере экологии и природопользования. Не согласен заявитель с нарушениями Гигиенических требований и по существу.
Суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении,
использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Общество осуществляет деятельность по сбору, транспортировке и размещению твердых бытовых отходов.
Размещение отходов производится на городской свалке твердых бытовых отходов, которая предоставлена Обществу в целях эксплуатации и обеспечения пожарной безопасности на основании договора с Управлением
городского хозяйства Администрации города Пскова от 24.12.2007 №23 (л.д.17-29).
В соответствии с данным договором Общество приняло к эксплуатации городскую свалку твердых бытовых отходов (ТБО), срок договора определен вводом первой очереди нового полигона ТБО.
По результатам проверки деятельности Общества по размещению отходов на указанном объекте размещения отходов (далее-свалка) Управлением выявлены нарушения, указанные выше под номерами 1-2, 5-8. Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих доводов по данным нарушениям, суд пришел к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона №89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а
также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Как указано выше, свалка на настоящий момент находится в границах города Пскова, поэтому размещение отходов прямо противоречит названной норме закона. Общество, признавая факт размещения отходов в нарушение требований Федерального закона №89-ФЗ, не усматривает своей вины в совершении данного нарушения, представив в судебное заседание
доказательства в подтверждение мер, предпринятых по недопущению нарушения. Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (статья 2.1 КоАП РФ).
Суд считает, что административный орган неправомерно привлек Общество к административной ответственности за данное нарушение в виду отсутствия вины в его совершении В этой части суд считает, что у Общества не имелось возможности для соблюдения требований Федерального закона №89-ФЗ в рассматриваемой части.
Свалка является собственностью муниципального образования «Город Псков», иного объекта для размещения отходов от жилых домов, учреждений, промышленных предприятий и иных объектов у города не имеется. Обществом неоднократно инициировался вопрос о необходимости строительства на законных основаниях полигона твердых бытовых отходов: начиная с 2005 года, проведена работа по разработке технико -экономической оценки двух вариантов строительства нового полигона твердых бытовых
отходов, разработаны материалы размещения межрайонного полигона ТБО, сделан акт выбора участка. Однако земельный участок в установленном порядке органами местного самоуправления Псковского района выделен не был. Общество ссылается на переписку по данному вопросу с Администрацией города Пскова, Управлением Роспотребнадзопра, Прокуратурой Псковской области, в частности на письма Мэру города Пскова от 06.07.2007 №203, от 30.10.2007 №256, от 09.07.2008 №209; письмо заместителю Мэра от 27.06.2008 №197; письмо в Управление городского хозяйства от 27.06.2008 №196; письмо в Управление Ростехнадзора от 25.08.2008 №253; письмо в Управление Роспотребнадзора от 25.08.2008 №255; письмо в Прокуратуру Псковской области от 20.08.2009 №250; письмо природоохранному прокурору от 26.08.2008 №256.
При таких обстоятельствах, Управлением сделан необоснованный вывод о вине Общества в совершении нарушения требований пункта 5 статьи 12 Федерального закона №89-ФЗ. Отсутствие вины исключает привлечение лица к административной ответственности.
Суд в этой части также учитывает, что Распоряжение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от10.07.2008 №21 Обществу прямо предписано размещать твердые бытовые отходы на городском полигоне ТБО (л.д.25-26).
2. В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона №89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно пункту 7 статьи 12 запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов
размещения отходов.
Факт отсутствия включения свалки в государственный реестр объектов размещения отходов Обществом не оспаривается. Между тем, признавая нарушение этого требования, Общество также указывает на отсутствие вины в допущенном нарушении. При этом заявитель указывает, что на обращение о включении свалки в государственный реестр Обществом получен ответ из Управления Ростехнадзора от 24.06.2010
(л.д.115) , что в настоящее время государственный реестр только формируется. Учитывая данное обстоятельство, а также пояснения представителей Управления в судебном заседании, что находящаяся в
нарушение Федерального закона № 89-ФЗ в черте города свалка не может быть включена в государственный реестр, суд также пришел к выводу об отсутствии вины Общества в совершении данного нарушения.
По нарушениям Обществом Гигиенических требований суд считает следующее.
В соответствии с пунктом 4.3. Гигиенических требований на выезде из полигона предусматривается контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с
использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов.
Управление указывает на нарушение Обществом данного требования, ссылаясь на установленный факт объезда водителями дезинфицирующей ванны, поскольку она установлена «возле дороги вьезда и выезда»
Общество не признает указанное нарушение, указывает на наличие предусмотренной данной нормой дезинфицирующей ванны на выезде со свалки. Факт наличия такой ванны признает и Управление.
При этом довод ответчика о месте расположения ванны, как и факт ее «объезда» водителями, надлежащими доказательствами не подтвержден, в связи с чем данное нарушение суд считает не доказанным.
В соответствии с пунктом 5.1 Гигиенических требований промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно.
В ходе проверки Управлении установило, что ежесуточная изоляция уплотненного слоя ТБО Обществом не проводится. Данное обстоятельство подтвердил представитель Общества в судебном заседании. Учитывая, что факт данного нарушения признан Обществом и с учетом возможного негативного воздействия на окружающую природную среду, суд считает, что Управление в этой части сделало правомерный вывод
о нарушении Обществом экологических требований.
В соответствии с пунктом 6.6. Гигиенических требований система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона. В результате проверки Управлением установлено отсутствие наблюдательных скважин за состоянием подземных вод на территории свалки. Признавая факт отсутствия наблюдательных скважин, Общество ссылается на проводимые, начиная с 2006года, мероприятия по разработке и строительству наблюдательных скважин:
- разработаны материалы по строительству наблюдательных, сметная стоимость 1.13млн.рублей. Строительство возможно за счет собственных доходов, полученных от реализации услуг.
- тариф на захоронение согласно Федеральному закону №210-ФЗ подлежит регулированию и утверждается Псковской городской Думой по представлению Администрации города Пскова. ООО «АСПО» обращалось
в Администрацию города Пскова и Псковскую городскую Думу о необходимости увеличения тарифа: письмо Мэру города Пскова от 06.11.2008 №281; письмо главе города Пскова от 07.11.2008 №390, письма в
управление городского хозяйства от 01.11.2008 №373; от 23.03.2009 №172. Учитывая доводы Общества, а также фактическое осуществление мониторинга (контроля) за состоянием подводных вод посредством забора вод, что согласовано Управлением Ростехнадзора, суд считает, что данное нарушение не влечет существенной угрозы общественным отношение, в связи с чем Общество может быть освобождено от административной ответственности.
В части указания на отсутствие взвешивания отходов суд считает данное нарушение недоказанным материалами дела. Суд не принимает позицию Общества об отсутствии полномочий Управления на выявление в ходе плановой проверки нарушений Гигиенических требований.
При отсутствии нормативно- определенных контрольных полномочий Управления, суд считает, что при осуществлении контроля за соблюдением обязательных природоохранных требований, что являлось предметом проверки (пункты 4 и 5 распоряжения от 21.06.2010 №138-р) Управление полномочно выявлять нарушение правовых актов, нарушения которых могут привести к негативному воздействию на окружающую природную среду.
В части выявленных нарушений, допущенных Обществом при транспортировке отходов, суд считает их доказанными материалами дела. Статьей 16 Федерального закона №89-ФЗ предусмотрены требования к
транспортированию отходов I - IV класса опасности, в том числе наличие паспортов отходов I - IV класса опасности.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил приема отходов на городскую свалку, утвержденных Постановлением Псковской городской Думы от 31.12.2003 № 171 Потребитель заключает договор с исполнителем на
предоставление услуги по захоронению отходов. При заключении договора потребитель обязан предоставить эксплуатирующей организации, в том числе лимиты на размещение отходов на городской свалке, выданные Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по Псковской
области, паспорт отходов. Из этих нормативных положений прямо следует, что транспортировка
опасных отходов может производиться только при наличии на такие отходы паспортов и лимитов.
Между тем, в ходе проверки Управлением выявлен факт транспортировки Обществом отходов от организаций, не имеющих паспортов отходов и лимитов на их размещение. Указанное нарушение подтверждается материалами дела: договорами на вывоз и захоронение отходов, заключенных Обществом с ООО «Лукиавиатранс» от 01.12.2008, договором о размещении отходов на городской свалке с ОАО ПЗР «Плескава» (л.д.67-69), протоколом об административном правонарушении, актом проверки, объяснением директора Общества Лукьянова А.А. от 30.06.2010 (л.д.63-64). Признал нарушение и представитель Общества в судебном заседании. Довод заявителя, что нарушение допущено с целью исключения
несанкционированного размещения отхода, не является основанием для освобождения Общества от административной ответственности за его совершение.
Таким образом, суд пришел к выводу, что Обществом допущено нарушение статьи 16 Федерального закона №89-ФЗ, пункта 2.1 Правил приема отходов на городскую свалку, утвержденных Постановлением Псковской
городской Думы от 31.12.2003 № 171, пункта 5.1 Гигиенических требований, что подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, в связи с чем привлечение
Общества к административной ответственности за данные нарушения законно и обоснованно. При оценке законности акта административного органа, вывод суда об отсутствии в действиях Общества иных нарушений, правовых последствий в части признания такого акта недействительным не имеет,
поскольку привлечение к административной ответственности считается законным при наличии хотя бы одного нарушения.
Процессуальных нарушений при административном производстве судом не выявлено. На основании изложенного, в соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в удовлетворении требований Обществу следует отказать.
Вопрос о судебных расходах судом не рассматривался на основании части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Руководствуясь статьями 167-170, статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Псковской области от 30.06.2010 №2087/04-24/10
Обществу с ограниченной ответственностью «Аспо» отказать.
На решение в течение десяти дней после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Ботт Индустри Холдинг Обрудование для переработки лома
Спецоборудование, комплексное оснащение для ломозаготовительных, лом-перерабатывающих и металлургических предприятий
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.