"Дело N А21-12746/2019 по апелляционной жалобе ООО "ТК "Сибирская экологическая компания" к государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами""
Материал прочитан 664 раза и оценен
0
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата рассмотрения: 13.06.2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2020 года
Дело N А21-12746/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. О. Третьяковой, Е. И. Трощенко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Е. О. Коршачек
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5968/2020) ООО "ТК "Сибирская экологическая компания" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.01.2020 по делу N А21-12746/2019 (судья М.Н. Надежкина), принятое по иску ООО "ТК "Сибирская экологическая компания"
3-е лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области; Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
о взыскании
при участии:
от истца: Титов Д. В. (доверенность от 04.07.2019)
от ответчика: не явился (извещен)
от 3-го лица: не явился (извещен)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью ТК "Сибирская экологическая компания" (ОГРН 1148617000707; далее - общество, истец), уточнив требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (ОГРН 1023900588920; далее - предприятие, ответчик) о взыскании 90 781 989 руб. 75 коп. убытков в виде упущенной выгоды.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - министерство), и Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - служба).
Решением суда от 15.01.2020 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.
Представители ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы сторонами не заявлено. С заявлением о принятии участия в судебном заседании путем проведения онлайн-заседания стороны не обращались. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика и третьих лиц, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 27.05.2020 судом апелляционной инстанции объявлялся перерыв до 03.06.2020.
После перерыва судебное разбирательство в апелляционном суде продолжено в том же составе суда с участием представителя истца.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (исполнитель) и ответчиком (региональный оператор) по итогам электронного аукциона заключен договор N Ф.2018.615628 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) (далее - договор).
Согласно пункту 3.1 договора срок оказания услуг определен контрагентами с 01.01.2019 по 31.12.2021.
Приложением N 1 к договору является техническое задание, в котором изложены данные о количестве (объеме/массе) ТКО. Цена договора и порядок расчетов согласованы в разделе 4 договора; стоимость транспортирования рассчитывается по формуле, одной из составляющих которой служит масса ТКО.
По утверждению истца, фактическая масса ТКО, транспортированная исполнителем за период с января по сентябрь 2019 года, оказалась в несколько раз ниже запланированного объема (массы) ТКО, что привело к несению убытков в виде неполученного (от ожидаемого при заключении договора) дохода.
Ссылаясь на то, что причиной возникновения данных убытков явились действия ответчика по внесению в документацию об аукционе недостоверной информации о количестве (массе) ТКО, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд отказал обществу в удовлетворении иска.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
По смыслу статьи 15 ГК РФ, упущенной выгодой является неполученный доход, на который увеличилась бы имущественная масса лица, право которого нарушено, если бы нарушения не было (пункт 14 Постановления N 25).
При определении упущенной выгоды учитываются принятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (пункт 4 статьи 393 ГК РФ).
Таким образом, для взыскания убытков в форме упущенной выгоды кредитор должен доказать, что допущенное должником нарушение явилось единственным препятствием, не позволившим ему получить упущенную выгоду, все остальные необходимые приготовления для ее получения им были сделаны.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не доказано наличие совокупности условий для взыскания с ответчика убытков.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно статье 6 Закона N 89-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением.
В силу статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами. Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (часть 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации (часть 6 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ).
Присвоение статуса регионального оператора по обращению с ТКО и определение зоны его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" на основании конкурсного отбора, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 24.9 Закона N 89-ФЗ обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133 (далее - Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - торги, региональный оператор), случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.
Для проведения аукциона организатор аукциона создает комиссию в соответствии с Федеральным законом. При этом в комиссию включаются представители уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 11 Правил).
Согласно подпункту "б" пункта 12 Правил документация об аукционе должна содержать в том числе сведения о количестве (объеме или массе) ТКО в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с пунктом 62 Правил сведения о количестве ТКО согласовываются с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
По условиям пункта 64 Правил следует, что сведения о количестве ТКО должны соответствовать информации, содержащейся в территориальной схеме обращения с отходами.
В случае если условия проведения торгов, указанные в пункте 62 настоящих Правил, были определены в соглашении с субъектом Российской Федерации, региональный оператор не вправе применять иные условия, если иное не установлено соглашением с субъектом Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 62(1) Правил).
Спорный договор заключен по лоту N 8, в который входят 4 муниципальных образования: Нестеровский район, Озерский городской округ, Гусевский городской округ и Черняховский городской округ Калининградской области.
Договор заключен по итогам аукциона, проведенного в соответствии с Правилами.
Сведения о количестве (объеме и массе) ТКО в зоне деятельности Регионального оператора по обращению с ТКО с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей предоставлены по данным территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Калининградской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 28.03.2018. N 145.
По соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Калининградской области, заключенному между Министерством и ответчиком, в обязанности регионального оператора входит, в том числе согласование с Министерством условий проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО (подпункт 8 пункта 3.4 Соглашения), формирование цен на услуги по транспортированию ТКО в соответствии с Правилами.
Данные требования ответчиком соблюдены, аукционная документация, включающая в себя требования к участникам, техническое задание и проект договора, своевременно направлены на согласование в адрес Министерства, что подтверждается пояснениями третьих лиц. Доказательств обратного истцом не предоставлено.
Таким образом, довод истца о том, что ответчик самостоятельно установил способ расчета транспортирования 1 тонны ТКО, противоречит фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
В обязанности регионального оператора, установленные пунктом 6.3 договора, не входит обязанность обеспечивать к транспортированию ежемесячный объем (массу) ТКО, определяемый расчетным путем исходя из деления указанных в пункте 2.2 договор и приложении N 1 к договору планируемых объемов (масс) на количество месяцев оказания услуг по договору и составов ТКО.
Срок оказания услуг определен пунктом 3.1 договора и составляет 3 года, то есть с 01.01.2019 по 31.12.2021 включительно, а ежемесячный объем транспортированных отходов является величиной переменной, что подтверждается представленными ответчиком актами выполненных работ.
На основании пункта 4.7 договора и в соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета объема или (массы) ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, расчет за фактически оказанные услуги произведен ответчиком в полном объеме. Доказательств обратного истцом не предоставлено.
Таким образом, действия ответчика, как стороны по договору, полностью соответствуют требованиям законодательства, являются добросовестными и разумными.
Кроме того, до подачи заявки Истец имел возможность ознакомления с аукционной документацией в полном объеме, включающую в себя, в том числе, техническое задание и проект договора.
При этом, как и любой участник электронного аукциона, истец был вправе направить запрос о разъяснении положений документации.
Однако данным истец не воспользовался.
Пунктом 1 технического задания по лоту N 8 предусмотрено оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора вграницах: Нестеровский район Калининградской области, Озёрский городской округ Калининградской области, Гусевский городской округ Калининградской области, Черняховский городской округ Калининградской области.
Вместе с тем, по состоянию на дату и время окончания срока подачи заявок, участник аукциона - общество, лицензию на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов II - IV класса опасности на территории иного субъекта Российской Федерации - Калининградской области не имело, а при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности на территории иного субъекта Российской Федерации, процедуру переоформления лицензии, предусмотренную законодательством, не осуществило.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 22.01.2020 по делу N А21-13922/2019 признан недействительным проведенный предприятием электронный аукцион на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с ТКО на территории Калининградской области (лот N 8) (извещение N 0535200000418000019); признан недействительным полностью заключенный по результатам электронного аукциона на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с ТКО на территории Калининградской области (лот N 8) (извещение N 0535200000418000019) договор N Ф.2018.615628 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с ТКО на территории Калининградской области (лот N 8), заключенный 14.12.2018 между предприятием и обществом.
Таким образом, данная сделка недействительна с момента ее совершения и не влечет юридических последствий.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о недоказанности истцом совокупности условий, необходимых для удовлетворения настоящего иска.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.01.2020 по делу N А21-12746/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий М.Л. Згурская
ООО "Вторпласт" ООО "Вторпласт" более 10 лет работает на рынках России в области переработки промышленных и бытовых отходов полиэтилена и специализируется на производстве гранул вторичного ПНД и ПВД и изготовлением о...
Ругидро "Rugidro является дилером и сертифицированным сервисным центром по двигателям B&S, который занимает одно из лидирующих позиции по производству средств механизации с гидродинамическим приводом и в особ...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.