"Дело № А56-25199/2020 по заявлению Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору к закрытому акционерному обществу «Промотходы»"
Материал прочитан 816 раз и оценен
0
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Дата рассмотрения: 21.04.2020
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
15 апреля 2020 года
Дело № А56-25199/2020
Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2020 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Грачевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Борисенко Т.Э.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению: Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
к закрытому акционерному обществу «Промотходы» о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя – Свиридерский Д.А. по доверенности от 20.03.2020, Лысенкова У.А. по
доверенности от 22.10.2019;
от заинтересованного лица – Михайлова С.В. по доверенности от 13.04.2020,
Федосеенко Л.Л. по доверенности от 29.01.2020;
ус т а н о в и л :
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору
в сфере природопользования (далее – заявитель, Управление) обратилось в
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к
закрытому акционерному обществу «Промотходы» (далее – заинтересованное лицо,
Общество) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1
КоАП РФ.
В судебном заседании представители Управления поддержали требования.
Представители заинтересованного лица возражали, по доводам, изложенным в
отзыве.
Суд, изучив материалы дела, установил следующее.
Как следует из материалов дела, юридическое лицо ЗАО «Промотходы»
осуществляет свою деятельность на основании Лицензии на осуществление
деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,
размещению отходов I-IV класса опасности (в части сбора отходов III-IV класса
опасности, утилизация IV класса опасности, размещение III-IV класса опасности) серия
78 № 00085 от 09 декабря 2016 г. по адресу: 188686, Ленинградская область,
Всеволожский район, деревня Самарка, участок 1.
Северо-Западным Межрегиональным Управлением Росприроднадзора
установлено, что в нарушении требований пунктов 1, 2 части 3 статьи 8 № 99-ФЗ
Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности», подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по
сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению
отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от
03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов
опасности» у лицензиата - ЗАО «Промотходы», отсутствует необходимый для
выполнения работ здания, строения, сооружения (в том числе объект обезвреживания и
(или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему
на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих
установленным требованиям, а именно - эксплуатируемый полигон «Северная
Самарка» исчерпал свою вместимость.
18.03.2020 в отношении Общества составлен Протокол об административном
правонарушении № АД-13-007/2020 о совершении административного
правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном
правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для
решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд, изучив материалы дела, полагает заявленные требования не
подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление
предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий,
предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение
административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот
тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до
девяноста суток.
ЗАО «Промотходы» имеет одну производственную площадку, по адресу: 188686,
Ленинградская область, Всеволожский район, д. Самарка, участок 1 на которой
расположен полигон.
По Уставу ЗАО «Промотходы», утвержденным Решением общего собрания
акционеров ЗАО «Промотходы», протокол №2 от 24.04.2002г., и зарегистрирован
ИМНС по Всеволожскому району по Ленинградской области, ЗАО «Промотходы»
осуществляет деятельность по организации и осуществлении работ по перемещению,
приему, обезвреживанию, переработке и захоронению отходов производства и
потребления; сбор и переработка вторичных ресурсов.
В соответствии с договором аренды от 26.10.1998, заключенным
Администрацией муниципального образования «Всеволожский район Ленинградской
области» с ЗАО «Опытный завод механизированной переработки бытовых отходов»,
срок действия с 01.07.1998 по 30.07.2023 (Номер государственной регистрации 47-
01/09-13/200-63-2 от 21.12.2000), Дополнительным соглашением № 1 о внесении
изменений в договор аренды земель для несельскохозяйственных целей № ЛО-3507-
8332 от 26.10.1998 от 06.02.2008 (Номер государственной регистрации 47-78-
12/025/2007-147 от 25.04.2007) и Договором № 1 от 06.02.2008 о передаче прав и
обязанностей по договору аренды земель для несельскохозяйственных целей № ЛО-
3507-8332 от 26.10.1998 (Номер государственной регистрации 47-78-12/015/2008-244 от
03.04.2008) у ЗАО «Промотходы» в аренде находится земельный участок по адресу:
188686, Ленинградская область, Всеволожский район, д. Самарка, участок 1, для
размещения полигона твердых отходов.
ЗАО «Промотходы» получена лицензия на осуществление деятельности по сбору,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-
4 классов опасности Серия 78 №00085 от 9 декабря 2016 года.
Полигон твердых отходов «Северная Самарка» во Всеволожском районе
Ленинградской области», эксплуатируемый ЗАО «Промотходы» спроектирован в 1971
году и принят в эксплуатацию в 1974 году.
ЗАО «Промотходы» осуществляет деятельность по размещению отходов на
полигоне твердых отходов «Северная Самарка» расположенном по адресу: 188683,
Ленинградская область, Всеволожский р-н, дер. Самарка, участок №1 с 2002 года по
настоящее время.
В ходе проведения административного расследования в соответствии с
определением №АД-13-274/2019 о назначении экспертизы от 03.12.2019 года была
проведена геодезическая съемка для определения площади полигона, определения
объема и массы отходов, размещенных на полигоне и определения углов откосов
полигона «Северная Самарка».
Согласно протоколу отбора проб, обследования объектов окружающей среды и
объектов производственной среды №АД-13-274/2019 от 10.12.2019 и протоколу отбора
проб, обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды
№АД-13-274/2019 от 11.12.2019 геодезическая съемка осуществлена аппаратом
геодезическим спутниковым EFT МЗ GNSS, регистрационный № 66126-16
(Свидетельство о поверке АПМ № 0298997).
По окончанию геодезической съемки предоставлен технический отчет по
определению объемов отходов, размещенных на территории полигона ТКО «Северная
Самарка».
Для установления наличия превышения вместимости полигона, проведена оценка
вместимости полигона по имеющимся документам в материалах дела.
По результатам проведенной оценки установлено:
Полигон твердых отходов «Северная Самарка» спроектирован в 1971 году и
принят в эксплуатацию в 1974 году. Начальная проектная мощность полигона
составляла 1 000 000 м3/год, емкость складируемых на полигоне отходов изначально
составляла 20 000 000 м3, при укатке тонких слоев на теле полигона плотность отходов
возрастала до 0,6-0,8 т/м3, при этом требуемое уплотнение отходов до величины 0,67
т/м3 достигалось за 3-4 прохода бульдозера по одному следу (Заключение экспертной
комиссии государственной экологической экспертизы по материалам обеспечения
деятельности Закрытого акционерного общества «Промотходы» по сбору собственных
отходов 1, 4, 5 классов опасности, сбору и транспортировке сторонних отходов 3-5
класса опасности, размещению собственных и сторонних отходов 3-5 класса опасности
№ 163 от 12.03.2007), расчетный срок эксплуатации полигона - 20 лет.
Общая площадь земель, предоставленных под полигон твердых отходов,
составляла 61 га, из которых освоенная к 2005-2006 гг. часть полигона составляла 38 га,
в том числе площадь карт - 32,97 га (сведения из Заключения экспертной комиссии
государственной экологической экспертизы по материалам рабочего проекта
«Реконструкция полигона твердых отходов «Северная Самарка» во Всеволожском
районе Ленинградской области» первый вариант технических решений первой очереди
строительства» № 729 от 07.11.2006), также вышеуказанные сведения подтверждены в
Технологическом регламенте работы полигона твердых отходов № 2 «Северная
Самарка» ЗАО «Промотходы» 2008 год.
В 2005 году организацией ООО «Проектный институт «Петрохим-Технология»
был разработан проект «Реконструкция полигона твердых отходов «Северная Самарка»
во Всеволожском районе Ленинградской области» первый вариант технических
решений первой очереди строительства», проектными решениями которого
предполагалось увеличить емкость складируемых на полигоне отходов до 54 280 000
м3, при этом по первой очереди реконструкции (на освоенных территориях)
увеличение емкости полигона предполагалось до 33 180 000 м3 отходов (в т.ч. ТБО - 6
230 000 м3); объемы уплотненных отходов в плотном теле полигона должны были
составить 7 200 000 м3 (первая очередь реконструкции). Мощность полигона должна
была возрасти до 1 500 000 м3/год (в т.ч. ТБО - 300 000 мЗ/год). Предельная высота
террикона отходов устанавливалась в размере 49 м.
В вышеуказанном проекте, для локализации участка складирования отходов, по
его контуру предусматривалось устройство дамбы высотой 3.0 м, трапецеидальной
формы, протяженностью 2,3 км. Ширина дамбы по верху - 12 м. В теле дамбы
предусматривалось устройство противофильтрационной завесы, которая полностью бы
перекрывала песчаный слой, подстилающий террикон отходов, и врезалась в слой
суглинков на 1 м. Высота террикона в 49 м определялась из условия заложения
внешних откосов 1:4 (примерно 15°), с устройством промежуточных берм на высоте
через 12 м и плановой шириной верхней площадки не менее 38 м, обеспечивающей
безопасную работу мусоровозов и бульдозеров.
Проект «Реконструкция полигона твердых отходов «Северная Самарка» во
Всеволожском районе Ленинградской области» первый вариант технических решений
первой очереди строительства» получил положительное заключение экспертной
комиссии государственной экологической экспертизы № 729 от 07.11.2006,
утвержденное Приказом Межрегионального территориального управления
технологического и экологического надзора по Северо-Западному федеральному
округу № 1661-ЭЗ от 07.11.2006, но не был реализован, что подтверждается Справкой
ЗАО «Промотходы», представленной в составе материалов плановой проверки № ПВ-
46/13-14-16, проведенной в период с 07.07.2015 по 24.08.2015.
Согласно представленных на анализ данных Характеристики объекта размещения
отходов (ОРО) полигона твердых отходов «Северная Самарка», составленной по
итогам инвентаризации ОРО за 2014 и 2019 годы объект построен и эксплуатируется на
основании проекта, разработанного в 1971 году ГУП «ЛЕНГИПРОИНЖПРОЕКТ».
Таким образом, деятельность на полигоне твердых отходов «Северная Самарка»
должна осуществляться ЗАО «Промотходы» в соответствии с проектными решениями,
принятыми в составе проекта, разработанного в 1971 году ГУП
«ЛЕНГИПРОИНЖПРОЕКТ», в котором предусматривалась вместимость ПТО
«Северная Самарка» - 20 000 000 м3 отходов.
Как указывает Управление, в характеристике ОРО по состоянию на 2019 год,
представленной ЗАО «Промотходы» в Департамент Росприроднадзора по СевероЗападному федеральному округу, неверно указана проектная вместимость ОРО 54 280
000 м3/ 12 038 593,04 т.
Объемы (масса) принятых и размещенных на полигоне «Северная Самарка»
отходов производства и потребления за 1974-2019 гг.
С 1974 г. по 2006 г. на полигоне твердых отходов «Северная Самарка» было
размещено 16 780 000 мЗ отходов, из них ТБО - 2 950 000 мЗ, что составляет 17,8%.
Принимая плотность всех размещаемых отходов равной плотности ТБО - 0,2 т/мЗ,
масса размещенных с 1974 г. по 2006 г. на полигоне отходов будет не менее 3 356 000 т.
С 2007 г. по 2018 г. включительно на полигоне «Северная Самарка» было
размещено 4 319 784,7 т отходов, из них ТБО (ТКО) - 837 466,9 т; ТБО (ГКО)
составляют 19,4% от общей массы размещенных на полигоне отходов.
Итого с 1974 по 2018 год на полигоне размещено 3 356 000 + 4 319 784,7 = 7 675
784,7 т отходов. Учитывая отходы, поступившие на полигон за 1-3 кв. 2019 года, общая
масса отходов на полигоне «Северная Самарка» составляет 8 315 174,3 т.
На декабрь 2003 года по данным топографической съемки объем свалочных масс
в плотном теле полигона составил 3,04 млн м3, высота отвала отходов достигала в
среднем 10 м (сведения из Заключения экспертной комиссии государственной
экологической экспертизы по материалам рабочего проекта «Реконструкция полигона
твердых отходов «Северная Самарка» во Всеволожском районе Ленинградской
области» первый вариант технических решений первой очереди строительства» № 729
от 07.11.2006).
Согласно данным Технического отчета об инженерно-геодезических изысканиях
М 1:1000 «Объект для проектирования «Реконструкция Полигона твердых отходов
«Северная Самарка» во Всеволожском районе Ленинградской области» по данным
геодезического обследования полигона «Северная Самарка», проведенного в середине
марта 2016 года, максимальная высота тела полигона на момент обследования
составляла около 35 м и объем размещенных в плотном теле полигона отходов
составил - 6 832 440 м3.
В период с 2003 года по март 2016 года на полигоне «Северная Самарка»
размещено 3 792 440 м3 отходов производства и потребления в плотном теле, а высота
полигона выросла на 25 метров.
Согласно данным «Технического отчета по определению объема отходов,
размещенных на территории полигона ТКО «Северная Самарка», Ленинградская
область, Всеволожский район, деревня Самарка, участок №1», полученного по
результатам геодезического обследования полигона твердых отходов «Северная
Самарка», проведенного 10-11 декабря 2019 года, площадь, занятая отходами,
составила 31,4 га, максимальная высота тела полигона составила - 49,87 м, объем
размещенных в плотном теле полигона отходов составил - 8 855 521,4 м3.
Таким образом, в период с 2016 года по декабрь 2019 года на полигоне «Северная
Самарка» размещено 2 023 081,4 м3 отходов производства и потребления в плотном
теле, а высота полигона выросла на 14,87 метра.
Достигнутые в декабре 2019 года значения превышают значения
нереализованного проекта реконструкции первой очереди полигона 2005 г., где при его
реализации могли быть достигнуты, следующие показатели: максимальная высота тела
полигона - 49 м (сейчас 49,87м) вместимость полигона 7 200 000 м3 уплотненных
отходов (превышение на 1 655 521 м3 по сравнению с декабрем 2019 г.).
Согласно данным из характеристики ОРО 2019 года, представленной ЗАО
«Промотходы» в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному
округу (исх. № 029-Э от 10.09.2019, вх. № 14382 от 11.09.2019), с 1974 года по 2019 год
на полигоне размещено 26 478 650,74 м3 / 5 825 303,16 т отходов. По данным из
характеристики ОРО средняя плотность отходов, принятых на полигон составила 5 825
303,16 / 26 478 650,74 ~ 0,22 т/м3 в рыхлом теле. По данным годового учета, включая
отчетность 2-ТП (отходы) на начало 2019 года на полигон принято 7 675 784,7 т
отходов, что на 1 850 481,54 т больше, чем указано в характеристике ОРО на 2019 год.
По результатам геодезических работ объем размещенных в плотном теле
полигона отходов составил - 8 855 521,4 м3., и согласно данным из характеристики
ОРО 2019 года, на полигоне размещено 26 478 650,74 м3 отходов, коэффициент
уплотнения в этом случае равен К=26 478 650,74/8 855 521,4=3,0
В соответствии с Технологическим регламентом работы полигона 2008 года,
уплотнение отходов должно осуществляться до плотности не менее 0,67 т/м3. При
средней плотности принятых на полигон отходов в 0,22 т/м3 и рассчитанном
коэффициенте уплотнения равном К=3,0, фактическое уплотнение отходов на полигоне
происходит до плотности 0,22*3,0=0,66 т/м3, что близко к указанному в
Технологическом регламенте 2008 г.
В проекте 1971 года емкость складируемых на полигоне отходов изначально
составляла 20 000 000 м3 (Заключение экспертной комиссии государственной
экологической экспертизы по материалам обеспечения деятельности Закрытого
акционерного общества «Промотходы» по сбору собственных отходов 1, 4, 5 классов
опасности, сбору и транспортировке сторонних отходов 3-5 класса опасности,
размещению собственных и сторонних отходов 3-5 класса опасности № 163 от
12.03.2007). По состоянию на 2019 год емкость полигона «Северная Самарка»
исчерпана и превышена на 6 478 650,74 м3.
Нормативно - методические документы по эксплуатации полигонов твердых
отходов не запрещают размещение отходов на высоконагружаемых полигонах до
высоты 49 м, однако, это возможно лишь при наличии положительного заключения
комиссии государственной экологической экспертизы, соблюдении рекомендаций,
высказанных в заключении комиссии государственной экологической экспертизы,
выполнении всех проектных решений по ограничению негативного техногенного
воздействия объекта размещения отходов на окружающую среду. Поскольку проектные
решения 2005 года (Реконструкция полигона твердых бытовых отходов «Северная
Самарка» во Всеволожском районе Ленинградской области, 2005 г.) не были
реализованы, увеличение высоты тела полигона до 49 м недопустимо.
Согласно сведениям, представленным в «Техническом отчете по определению
объема отходов, размещенных на территории полигона ТКО «Северная Самарка»,
Ленинградская область, Всеволожский район, деревня Самарка, участок №1», по
данным геодезического обследования полигона твердых отходов «Северная Самарка»,
проведенного 10.12.2019-11.12.2019, угол откоса тела полигона составляет 20°-24°. При
этом в соответствии с Инструкцией по эксплуатации полигона, угол откосов должен
составлять 1:4 (-14°), что подтверждается заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по СевероЗападному ФО», по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения
№001-Э-20 от 14.01.2020.
Тем самым Управлением установлено, что Проектом, разработанным в 1971 году
ГУП «ЛЕНГИПРОИНЖПРОЕКТ», проектная вместимость полигона твердых отходов
«Северная Самарка» составляет 20 000 000 м3.
По данным из характеристики ОРО 2019 года, представленной ЗАО
«Промотходы» в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному
округу (исх. № 029-Э от 10.09.2019, вх. № 14382 от 11.09.2019), в период с 1974 года по
2019 год на полигоне фактически было размещено 26 478 650,74 м3 / 5 825 303,16 т
отходов.
По представленным на экспертизу данным учета отходов, включая
статистическую отчетность по форме 2-ТП (отходы), с 1974 по 2018 год на полигоне
размещено 7 675 784,7 т отходов, учитывая отходы, поступившие на полигон за 1-3 кв.
2019 года, общая масса отходов на полигоне «Северная Самарка» составляет 8 315
174,3 т.
Согласно данным «Технического отчета по определению объема отходов,
размещенных на территории полигона ТКО «Северная Самарка», Ленинградская
область, Всеволожский район, деревня Самарка, участок №1», полученного по
результатам геодезического обследования полигона твердых отходов «Северная
Самарка», проведенного 10-11 декабря 2019 года, площадь, занятая отходами,
составила 31,4 га, максимальная высота тела полигона составила - 49,87 м, объем
размещенных в плотном теле полигона отходов составил - 8 855 521,4 м3.
Рассмотрев имеющиеся материалы (в том числе характеристику ОРО 2019 года,
представленную ЗАО «Промотходы» в Департамент Росприроднадзора по СевероЗападному федеральному округу (исх. № 029-Э от 10.09.2019, вх. № 14382 от
11.09.2019) Управление пришло к выводу о наличии превышения вместимости
полигона твердых отходов «Северная Самарка» над установленной в проекте ГУП
«ЛЕНГИПРОИНЖПРОЕКТ» 1971 года. Вместимость полигона твердых отходов
«Северная Самарка» превышена на 6 478 650,74 м3.
Проектные решения, заложенные в проекте «Реконструкции полигона твердых
бытовых отходов «Северная Самарка» во Всеволожском районе Ленинградской
области, СПб, 2005 г.» не реализованы, соответственно увеличение высоты тела
полигона до 49 м недопустимо и противоречит требованиям части 1 и части 2 статьи
36, части 1 статьи 38, части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об
охране окружающей среды» и части 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 «Об
экологической экспертизе».
Существующие на настоящий момент углы откосов тела полигона составляют
20°-24°, что не соответствует требованиям Инструкции по проектированию,
эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной
Постановлением Минстроя России 05.11.1996 (угол заложения внешних откосов
должен составлять 1/4 или =14°) (Заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному
ФО», по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения №001-Э-20 от
14.01.2020), что подтверждено заключением экспертной организации по результатам
экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного
экологического надзора от 14 января 2020 года № 001-Э-20 .
Объективная сторона вмененного Обществу правонарушения выражается в
осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий,
предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В примечании к статье 14.1 Кодекса указано, что понятие грубого нарушения
устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного
лицензируемого вида деятельности.
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности» (далее - Закон N 99-ФЗ) определено, что лицензионные
требования и условия представляют собой совокупность установленных положениями
о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение
которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида
деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования
включают требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности,
установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на
обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) в
перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления
лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих
лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:
наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и
иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности,
технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им
на праве собственности или ином законном основании, соответствующих
установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг,
составляющих лицензируемый вид деятельности.
В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-
ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень
грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого
вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида
деятельности.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по сбору,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I -
IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015
№ 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» грубым
нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом в том
числе требований, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения.
Среди которых,- для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению
отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата)
необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том
числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности)
и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном
основании и соответствующих установленным требованиям.
Вместе с тем, Управлением не учтены следующие обстоятельства.
Вывод Росприроднадзора об исчерпании Полигоном «Северная Самарка» своей
вместимости противоречит материалам дела и представленным доказательствам.
Высотные показатели полигона (50 или более метров) как и показатели объема
(массы) складированных на нем отходов не нормируются правовыми актами и
относятся к переменным, расчетным величинам, которые могут неоднократно
пересматриваться в ходе текущей эксплуатации полигона. Соответственно, сам по себе
факт достижения полигоном определенных значений высоты и объема складированных
отходов не может рассматриваться как основание для привлечения к административной
ответственности.
Для текущей эксплуатации полигона разработан и согласован необходимый
комплекс актуальной и действующей в настоящее время разрешительной
документации, в том числе, согласованной Росприроднадзором:
- Лицензия (серия 78 №00085 от 09.12.2016.) на осуществление сбора, утилизации
и размещения отходов на Полигоне «Северная Самарка»;
- Проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух для Полигона «Северная Самарка» (согласован
Росприроднадзором);
- Технический отчет по контролю за соблюдением нормативов выбросов
загрязняющих веществ в атмосферный воздух от Полигона «Северная Самарка» с
разрешением Росприроднадзора на выбросы №26-5703-4-В-17/22 от 17.11.2017;
- Проект санитарно-защитной зоны полигона, утвержденный постановлением
№96 от 28.12.2015 Главного санитарного врача Российской Федерации;
Программа (план) производственного контроля за соблюдением санитарных
правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий (прилагается);
- Программа производственного экологического контроля (прилагается);
- Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на
территории объекта размещения отходов - Полигона твердых отходов «Северная
Самарка», и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Как следует из материалов дела, информация о мощности полигона установлена
Росприроднадзором не на прямую из разработанного институтом
«Ленгипроинжпроект» в 1971 проекта строительства полигона, а из двух заключений
экологической экспертизы №729 от 07.11.2006г. и №163 от 12.03.2007г.
Между тем, сведения о мощности полигона в заключении экологической
экспертизы №729 от 07.11.2006 отсутствуют. В имеющемся в каждом из указанных
заключений списке документов, исследованных экспертами при проведении экспертиз,
проект «Ленгипроинжпроект» от 1971 года не значится.
Таким образом, при проведении экспертиз источником информации о мощности
полигона не мог являться непосредственно сам проект полигона 1971 года.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 23 ноября 1995г.
№174-ФЗ «Об экологической экспертизе» заключение государственной экологической
экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного органом
исполнительной власти в области экологической экспертизы, проводящим конкретную
государственную экологическую экспертизу. Положительное заключение
государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу, в том числе, в
случае истечения срока действия положительного заключения государственной
экологической экспертизы.
Согласно приказам об утверждении заключений экологической экспертизы №729
от 07.11.2006 и №163 от 12.03.2007, данные заключения имеют ограниченный срок
действия: три года и пять лет, соответственно.
На момент рассмотрения настоящего административного дела вышеуказанные
заключения утратили юридическую силу. Каких-либо иных документов в
подтверждение указанной мощности полигона в 20 000 000 куб.м. Росприроднадзором
не представлено.
Кроме того, из представленных заключений экологических экспертиз невозможно
установить о какой мощности полигона идет речь: о вместимости полигона, которая
измеряется объемом уплотненных отходов или измеряемой количеством принимаемых
отходов в неуплотненном состоянии.
Действительные и актуальные показатели вместимости полигона «Северная
Самарка», в том числе его свободной мощности, зафиксированы в согласованной
Росприроднадзором (в порядке исполнения требований п.п. «б» п. 22 Правила
разработки территориальных схем в области обращения с отходами производства и
потребления, утв. постановление Правительства РФ от 22.09.2018 №1130) и
утвержденной приказом №5 от 22.07.2019 Управления Ленинградской области по
организации и контролю деятельности по обращению с отходами Территориальной
схеме обращения с отходами в Ленинградской области.
Согласно Приложению №10 к Территориальной схеме, относительно Полигона
«Северная Самарка» на июль 2019 года указано следующее:
- данные о состоянии объектов, включая информацию о проектной вместимости
для объектов размещения отходов: 55 982 028 куб.м
- данные о состоянии объектов, включая информацию о свободной мощности для
объектов размещения отходов: I очередь 6151522 куб. м., II очередь 21000000 куб. м.
Эти данные согласуются со значениями проектной вместимости (мощности)
полигона, указанными в имеющихся материалах дела Характеристиках полигона
«Северная Самарка» за 2014 и 2019 г.г., (Технический отчет по контролю за
соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от
Полигона твердых отходов «Северная Самарка»; Проект санитарно-защитной зоны
полигона, утвержденный постановлением №96 от 28.12.2015 Главного санитарного
врача Российской Федерации).
Таким образом, ранее подтвержденные Росприроднадзором данные о проектной
мощности полигона «Северная Самарка» свидетельствуют о наличии значительных
объемов остаточной вместимости полигона.
Кроме того, согласно протоколу об административном правонарушении, из 61 га
площади полигона в настоящее время эксплуатируется только лишь 32,97 га, то есть
чуть больше половины площади полигона.
При изложенных обстоятельствах вывод Росприроднадзора об исчерпании
мощности (вместимости) полигона является несостоятельным.
В соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Ленинградской
области на 2020 г. запланировано поступление на полигон ЗАО «Промотходы» 400 тыс.
тонн коммунальных отходов с территории Санкт-Петербурга и более 1 млн. тонн
строительных и прочих отходов.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает, что заявителем
не доказано наличие в действиях Общества состава административного
правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1
КоАП РФ, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством,
исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, в удовлетворении заявления о привлечении Общества к
административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л :
в удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный
суд в течение десяти дней со дня принятия.
Retech Recycling Technology SYSTEM REDOMA® - ведущий мировой производитель оборудования по переработке кабеля. Весь спектр оборудования. Шведское качество и надежность. Высокая чистота конечного продукта.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.