"Дело N А47-10025/2018 по кассационной жалобе ООО "Ленинский жилищно-коммунальный сервис"-6 на решение Арбитражного суда Оренбургской области и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда"
Материал прочитан 598 раз и оценен
0
Дело N А47-10025/2018
Дата рассмотрения: 30.03.2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2020 года
Дело N А47-10025/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2020 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2020 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лимонова И.В.,
судей Черкасской Г.Н., Тимофеевой А.Д.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ленинский жилищно-коммунальный сервис"-6 (далее - общество "Ленинский ЖСК"-6, ответчик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.09.2019 по делу N А47-10025/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Ленинский ЖСК"-6 - Сисенкова С.Н. (доверенность от 11.12.2019 N 629).
От общества с ограниченной ответственностью "Горспецтранс" (далее -общество "Горспецтранс", истец) в Арбитражный суд Уральского округа поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом округа рассмотрено и удовлетворено на основании статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Горспецтранс" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу "Ленинский ЖСК"-6 о взыскании задолженности за услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов за период с марта по июнь 2018 года в размере 325 746 руб. 72 коп. (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 12.09.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Ленинский ЖСК"-6 просит названные решение и постановление отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам настоящего дела и представленным доказательствам, а также неправильное применение судами норм материального права.
Как указывает податель жалобы, при отсутствии заключенного между сторонами договора с согласованием в нем стоимости оказываемых истцом услуг по вывозу мусора, предъявление обществом "Горспецтранс" к оплате дополнительных сумм, обоснованных произведенными последним фактическими затратами на выполнение данного вида работ, недопустимо.
По мнению заявителя, вывод судов о наличии на стороне ответчика задолженности в спорный период сделан без учета того, что согласно расчету общества "Ленинский ЖСК"-6, произведенному на основании решения Орского городского Совета депутатов от 28.05.2014 N 48-785 "Об установлении платы за пользование жилым помещением и платы за содержание и ремонт жилого помещения", стоимость оказанных истцом услуг оплачена ответчиком. При этом общество "Ленинский ЖСК"-6 расчет оплаты оказанных услуг производило исходя из вносимой населением платы за услуги по сбору, транспортировке и утилизации ТБО с 1 м2 помещения, включенной в общий тариф на содержание и ремонт помещений, утвержденный муниципалитетом и решением общих собраний собственников, и собираемый ответчиком с населения.
Сбор и вывоз ТБО, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем, как полагает кассатор, истец навязал ответчику дополнительную коммунальную услугу по сбору, вывозу твердых бытовых отходов.
Также кассатор указывает на отсутствие у органов местного самоуправления городских округов полномочий по утверждению нормативов накопления твердых бытовых отходов от населения.
Кроме того, приобщенные к материалам дела счета - фактуры и акты выполненных работ не являются допустимыми доказательствами по делу, поскольку не содержат необходимых реквизитов; ответчик не согласен с расчетом объема отходов в результате жизнедеятельности населения, поскольку сведения, предоставленные истцом за период с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года не являлись актуальными для спорного периода; ответчиком указанные сведения не предоставлялись.
В отзыве общество "Горспецтранс" просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции оснований для удовлетворения кассационной жалобы не усматривает.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество "Горспецтранс" 23.01.2014 зарегистрировано в качестве юридического лица и предоставляет услуги по сбору и транспортированию (вывозу) твердых коммунальных отходов на основании лицензии N (56)-1917-СТ от 21.10.2016, выданной Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области.
Общество "Ленинский ЖСК"-6 зарегистрировано в качестве юридического лица, основным видом деятельности которого является управление многоквартирными домами на основании лицензии от 17.04.2015 N 00016, выданной Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области.
В процессе жизнедеятельности населения образуются твердые коммунальные отходы (ТКО), к которым относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Эти отходы в силу негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека подлежат сбору, вывозу, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и осуществляться в соответствии с санитарными требованиями (статья 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 01.2002 N 7-ФЗ от 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 03.1999 N 52-ФЗ).
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, сбор и вывоз твердых бытовых отходов являются составной частью содержания общего имущества в многоквартирном доме, то есть жители многоквартирных домов несут расходы по оплате данных услуг в составе тарифа на содержание помещения.
Таким образом, ответчик как управляющая организация является потребителем услуг по сбору и вывозу ТКО, образуемых обслуживаемым населением, и обязан их оплатить.
Во исполнение указанных требований между обществом "Горспецтранс" и обществом "Ленинский ЖСК"-6 заключен договор от 01.09.2014 N 007/Д, согласно которому общество "Горспецтранс" обязалось оказать ответчику услуги по сбору и вывозу ТКО, а общество "Ленинский ЖСК"-6 - их оплатить.
Стоимость услуг по договору определена исходя из численности обслуживаемого населения 5828 чел.
Оплата услуг производится в следующем за расчетным месяце, через закрытое акционерное общество "ЮУЭСК" с учетом поступивших от населения средств.
В подтверждение факта оказания обществом "Горспецтранс" услуг по сбору и вывозу ТКО в материалы дела представлены акты и счета-фактуры за период с марта по июнь 2018 года.
Оказанные истцом услуги оплачены ответчиком частично, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями от 28.04.2018 N 165 на сумму 72 000 руб., от 22.05.2018 N 201 на сумму 72 000 руб., от 25.06.2018 N 241 на сумму 72 000 руб., от 26.07.2018 N 299 на сумму 72 000 руб.
Согласно письмам общества "Ленинский ЖКС"-6 от 30.05.2018 N 206, от 30.07.2018 N 299 оказанные истцом услуги ответчиком оплачивались исходя из объема 400 м3 ТБО в месяц.
Между тем, как усматривается из материалов дела, с апреля 2018 спорный договор обществом "Ленинский ЖСК"-6 не исполнялся в связи с расторжением им договора с закрытым акционерным обществом "ЮУЭСК", ввиду чего истец направил проект нового договора, который со стороны ответчика подписан не был.
Ссылаясь на Решение Орского городского Совета депутатов от 06.11.2013 N 40-664, которым утверждены нормы накопления ТБО для населения, проживающего в многоквартирных домах, в объеме 1,85 м3 на 1 чел. в год, исходя из количества многоквартирных домов, находящихся обслуживании ответчика в количестве 77 штук, приняв во внимание, что до 01.04.2018 в обслуживании ответчика еще находился дом по ул. Строителей, д. 34 с количеством жителей 17 человек, общество "Горспецтранс" обратилось в суд с рассматриваемым иском о взыскании 325 746 руб. 72 коп. (с учетом уточнений) за оказанные услуги по сбору и вывозу ТКО за период с марта 2018 г. по июнь 2018 г.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из доказанности факта оказания истцом услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов, возникновения на стороне общества "Ленинский ЖСК"-6 обязанности по оплате принятых им услуг и ее неисполнения.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В пункте 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом); товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом); управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации). По смыслу подпункта "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением, в том числе стандарта организации оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, путем заключения договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как указано в пункте 148 (7) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148 (5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016 N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2019 установлен переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с ТКО, при которой обращение с ТКО должно осуществляться только по договорам с региональным оператором. На время переходного периода до начала оказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не относятся к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, плата за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, на момент спорных отношений являются единственным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по вывозу твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Проанализировав положения указанных правовых актов, суды пришли к верному выводу о том, что организация мероприятий по размещению мусора и его вывозу является прямой обязанностью общества "Ленинский ЖКС"-6 и направлена на реализацию возложенных на него функций по управлению многоквартирным домом (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно материалам дела расчет стоимости оказанных ответчику услуг произведен истцом исходя из нормы накопления ТБО для населения 1,85 м3 на 1 человека в год, утвержденной решением Орского городского Совета депутатов от 06.11.2013 N 40-664, и количества жителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества "Ленинский ЖКС"-6.
Объем предоставленных обществом "Горспецтранс" в спорный период услуг в отсутствие договора обществом "Ленинский ЖКС"-6 не оспорен. Произведена частичная оплата данных услуг, задолженность составила 325 746 руб. 72 коп.
Доказательств оказания услуг ненадлежащего качества, а также, что услуги оказаны иным лицом, ответчиком не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), расчет истца надлежащим образом не оспорен.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали достоверным произведенный обществом "Горспецтранс" расчет стоимости оказанных услуг.
При таких обстоятельствах суды, установив, что ответчиком оплата оказанных истцом услуг произведена частично, обоснованно удовлетворили требования истца о взыскании неосновательного обогащения в сумме 325 746 руб. 72 коп.
Указанные доводы заявителя не опровергают выводы судов и, по существу, направлены на иную оценку доказательств, в том числе исходя из документов и расчетов, не представлявшихся в суд первой и апелляционной инстанций, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Представленные в материалы дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций в совокупности с учетом положений статей 67, 68, 71, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Основания для иной оценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют в соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 12.09.2019 по делу N А47-10025/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ленинский жилищно-коммунальный сервис"-6 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.