"Дело N А32-5532/2019 по кассационной жалобе межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Краснодарского края"
Материал прочитан 789 раз и оценен
0
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Дата рассмотрения: 06.02.2020
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2020 года
Дело N А32-5532/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А.,
при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Свод Интернешнл" (ИНН 7730163480, ОГРН 1037730004520) - Грицай С.С. (доверенность от 01.01.2019), от заинтересованного лица - межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Куиза А.К. (доверенность от 26.12.2019),
в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Чистый сервис", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019 по делу N А32-5532/2019, установил следующее.
ООО "Свод Интернешнл" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) о признании незаконными действий управления по доначислению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 1 656 493 рублей 76 копеек, о возложении обязанности на ответчика возвратить обществу излишне уплаченную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 072 133 рублей 56 копеек и зачесть обществу в счет предстоящих платежей излишне уплаченную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 63 926 рублей 87 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Чистый сервис".
Решением от 22.07.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 30.09.2019, суды признали незаконными действия управления по доначислению обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 1 656 493 рублей 76 копеек, обязали ответчика возвратить истцу излишне уплаченную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 072 133 рублей 56 копеек и зачесть обществу в счет предстоящих платежей излишне уплаченную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 63 926 рублей 87 копеек, с управления в пользу общества взыскан 29 721 рубль расходов по уплате государственной пошлины. Суды указали, что образовавшиеся в 2016 году отходы передавались обществом на основании заключенных договоров в собственность специализированной организации (ООО "Чистый Сервис"), общество в 2016 году не являлось плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. По мнению заявителя, суды не рассмотрели вопрос о возможности (отсутствии возможности) отнесения всех образовавшихся расходов у общества к ТКО. Ссылка на определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2015 N 309-КГ14-2379 недопустима, так как на момент рассмотрения настоящего дела действовала редакция статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), не содержащая указание на то, что плату за НВОС должны вносить хозяйствующие субъекты, у которых данные отходы образовались. Согласно редакции статьи 16.1 названного Закона плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной деятельности образовались отходы.
В пункте 4.3 договора от 01.07.2016 N 1376-16/р указано, что все экологические платежи, связанные с размещением отходов и предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, оплачиваются региональным оператором (исполнителем) в установленном для него законом порядке, тогда как ООО "Чистый Сервис" не являлся региональным оператором. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что все образованные отходы общества относятся к ТКО.
В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, общество имеет площадки, на которых осуществляется хозяйственная деятельность:
- горно-туристический центр ПАО "Газпром", в результате деятельности которого образуется мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО) 73310001724 в количестве 786,8 тонны; отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный) код по ФККО 73111001724 в количестве 66,8 тонны; отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания код по ФККО 73621001724 в количестве 792,5 тонны; обрезки и обрывки смешанных тканей код по ФККО 30311109235 в количестве 3,4 тонны; керамические изделия прочие, утратившие потребительские свойства, незагрязненные код по ФККО 45911099515 в количестве 0,2 тонны; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства код по ФККО 40512202605 в количестве 2,2 тонны; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами код по ФККО 73510002725 в количестве 540 тонны; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные код по ФККО 473610001305 в количестве 1003,5 тонны; отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий код по ФККО 73710002725 в количестве 723,3 тонны; растительные отходы при уходе за газонами, цветниками код по ФККО 73130001205 в количестве 22 тонны; растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками код по ФККО 73130002205 в количестве 5,5 тонны; отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные код по ФККО 43411002295 в количестве 0,2 тонны;
- гостиничный комплекс "Пик Отель", в результате деятельности которого образуется мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код по ФККО 73310001724 в количестве 11,2 тонны; отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания код по ФККО 73621001724 в количестве 336,973 тонны; обрезки и обрывки смешанных тканей код по ФККО 30311109235 в количестве 0,041 тонны; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами код по ФККО 73510002725 в количестве 1 тонны; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные код по ФККО 473610001305 в количестве 25,36 тонны; растительные отходы при уходе за газонами, цветниками код по ФККО 73130001205 в количестве 6,4 тонны;
- комплекс жилых помещений для обслуживающего персонала на 1200 мест, в результате деятельности которого образуется мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код по ФККО 73310001724 в количестве 39 тонны; отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный) код по ФККО 73111001724 в количестве 184 тонны; смет с территории предприятия практически неопасный код по ФККО 73339002715 в количестве 31,8 тонны; обрезки и обрывки смешанных тканей код по ФККО 30311109235 в количестве 0,4 тонны; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные код по ФККО 173610001305 в количестве 150 тонны; растительные отходы при уходе за цветниками код по ФККО 73130001205 в количестве 0,73 тонны;
- горно-климатический комплекс "Альпика-сервис", в результате деятельности которого образуется мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) код по ФККО 73310001724 в количестве 55 тонны; отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания код по ФККО 73621001724 в количестве 119,2 тонны; смет с территории гаража, автостоянки малоопасный код по ФККО 73331001714 в количестве 22 тонны; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства код по ФККО 40512202605 в количестве 8,2 тонны; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами код по ФККО 73510002725 в количестве 125,1 тонны; отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий код по ФККО 7371000272,5 в количестве 123 тонны; растительные отходы при уходе за газонами, цветниками код по ФККО 73130001205 в количестве 1,7 тонны; растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками код по ФККО 73130002205 в количестве 0,28 тонны.
10 марта 2017 года общество представило в управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
В связи с излишне уплаченной суммой платы ответчику направлены заявления о возврате излишне уплаченных сумм от 21.07.2017 N 07-2773 и зачете излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей от 21.07.2017 N 07-2774.
Управление в письме от 07.12.2018 N 0102/06/12210 уведомило общество о доначислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 1 656 493 рублей 76 копеек.
Полагая, что действия управления по доначислению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным (статья 16 Закона об охране окружающей среды).
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено взимание платы за размещение отходов с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 16.1 Закона об охране окружающей среды и пунктом 5 статьи 23 Закона об отходах производства и потребления установлено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Указанные положения законодательства вступили в действие с 01.01.2016 согласно пункту 4 статьи 24 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (в редакции от 29.12.2015) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" и пункту 3 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ (в редакции от 03.07.2016) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу положений статьи 4 Закона об отходах производства и потребления право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что образовавшиеся в 2016 году отходы передавались обществом на основании пункта 1.1 договора от 01.01.2016 N 462-16/р в собственность специализированной организации, осуществляющей лицензируемую деятельность по обращению с отходами, - ООО "Чистый Сервис" (исполнитель).
Пунктом 4.3 указанного договора предусмотрено, что все экологические платежи, связанные с размещением отходов и предусмотренные действующим законодательством, оплачиваются исполнителем.
В собственность исполнителя в том числе переданы указанные в отзыве управления отходы, по которым произведено доначисление платы.
Учитывая изложенное, с момента перехода права собственности на названные отходы (момент погрузки отходов в спецмашину исполнителя) обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на исполнителя.
Доказательства размещения указанных отходов обществом управлением в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции отклонил ссылку управления на отсутствие доказательств того, что все образованные отходы общества относятся к ТКО, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Управление в отзыве привело перечень отходов, по которым произведено доначисление платы. Доказательства того, что отходы, по которым произведено доначисление нельзя отнести к ТКО, в материалах дела отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены. Оснований для отмены решения и постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.07.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2019 по делу N А32-5532/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ИнтерПласт Наша компания заинтересована в покупке на постоянной основе:
* Бракованная продукция, лом, неликвиды;
* Нереализованная продукция;
* Отходы, образующиеся в процессе производства (литники, сливы,...
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.