"Дело N А65-3191/2019 по кассационной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан"
Материал прочитан 653 раза и оценен
0
Арбитражный суд Поволжского округа
Дата рассмотрения: 22.01.2020
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2019 года
Дело N А65-3191/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан - Сафина Р.Р., доверенность от 29.10.2019,
публичного акционерного общества "КазаньОргсинтез" - Кожевниковой Е.В., доверенность от 18.11.2019, Мифтахова Л.Н., доверенность от 16.08.2019, Смолко А.А., доверенность от 17.12.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 по делу N А65-3191/2019
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан к публичному акционерному обществу "КазаньОргсинтез", при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Поволжская экологическая компания", о взыскании задолженности в размере 3 951 534, 61 руб., пеней в размере 538 446,85 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "КазаньОргсинтез" (далее - ПАО "КазаньОргсинтез", Общество, ответчик), в котором с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) просит взыскать с ответчика задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду (плата за размещение отходов производства) в размере 3 951 534, 61 руб. и пеней в размере 538 446 руб. 85 коп. в доход бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.06.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019, заявленные требования удовлетворены частично.
С ПАО "КазаньОргсинтез" взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 395.153,46 руб., пени в размере 53.813,32 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как принятые с нарушением и не правильным применением норм материального и процессуального права, фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых по делу судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ПАО "КазаньОргсинтез" представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017.
Управлением проведена сверка полноты и правильности исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду за периоды 2016, 2017 годы, в ходе которой выявлено следующее: в результате в декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год по разделу 3 "за размещение отходов производства и потребления" не произведен расчет по следующим видам отходов:
Мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный (код ФККО 73322001724) в количестве - 38,15;
Мусор и смет производственных помещений малоопасный (код ФККО - 73321001724) в количестве - 2,91;
Смет с территории предприятия малоопасный (код ФККО 73339001714) в количестве - 1081,277;
Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками (код ФККО 73130001205) в количестве - 0,49;
отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код ФККО 73130002205) в количестве 0,98;
Отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие (код ФККО 73610002724) в количестве - 69,32.
Расчет платы за размещение отходов производства и потребления за 2017 не произведен в соответствии с требованиями статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 255 от 03.03.2017, а именно, не произведен расчет за размещение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам. С учетом изменения объекта размещения отходов с 01.01.2017 при расчете платы за размещение отходов применяется коэффициент 5. Сумма доначисления по расчету истца составила:
- плата за размещение отходов по КБК 04811201040016000120 в размере 3 951 661,77 руб.
- пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов производства и потребления за 2017 год по КБК 04811201040012100120 - 199 666,78 руб., что подтверждается актом проверки от 29.06.2018 N 192.
20 декабря 2018 года в адрес ПАО "КазаньОргсинтез" выставлено требование N 08-9907 о доначислении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 3 951 661,77 руб. и пени в размере 538 446,85 руб.
Поскольку ПАО "КазаньОргсинтез" в добровольном порядке плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 и соответствующие пени не оплатил, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Частично удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
Предметом заявленного спора является неполное внесение ПАО "КазаньОргсинтез" платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 по уточненному требованию в размере 3 951 534 руб. 61 коп. При этом доначисление платы обосновывается отсутствием нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, оформленного в установленном порядке.
В силу частей 4, 6 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на Департамент. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Исследовав и оценив представленные в дело документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 1, 3, 16, 16.2, 16.4, 19 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 255 от 03.03.2017, статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", принимая во внимание, что, объектом платы являются размещенные в отчетном периоде отходы и для правильного расчета платы за НВОС необходимо установить объем (массу), период возникновения отхода и превышение срока его временного складирования по состоянию на отчетную дату в соответствии с материалами учета, суды первой и апелляционной инстанции сделали вывод, что рассчитанная обществом сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду соответствует объему фактически поступивших и размещенных на полигонах отходов, доказательств обратного Управлением не представлено. Общество не осуществляло размещение отходов (хранение и захоронение), поскольку только сортировал отходы и мусор, а после передавал отходы обществу "ПЭК" для транспортировки и захоронения (утилизации).
Согласно документам об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ПАО "КазаньОргсинтез" утверждены лимиты и полигоны для размещения отходов на период 2016 ? 2021 годы.
Так, ПАО "КазаньОргсинтез" утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение на полигоне ТБО г. Казань, (лицом, эксплуатирующий объект размещения отходов является ООО "ПЖКХ") сроком на пять лет, на полигоне ТКО "Восточный" (лицом, эксплуатирующий объект размещения отходов является ООО "УК "ПЖКХ") сроком на пять лет.
Между ПАО "Казаньоргсинтез" и ООО "Поволжская экологическая компания" (далее - ООО "ПЭК") заключен договор на оказание услуг по сбору твердых бытовых отходов с целью их передачи на размещение (захоронение) от 01.01.2014 NТБ 14-01-0045/35-15103/13, с рядом дополнительных соглашений, со сроком действия до 31.12.2018, согласно которого услуги по сбору твердых бытовых отходов с целью их передачи на размещение (захоронение) ответчику оказывало ООО "ПЭК".
Судами установлено, что в 2017 году ООО "ПЭК" передавало отходы (принятые от собственников отходов) ООО "ПЖКХ" по договору от 01.07.2013 N 125 на оказание услуг по приемке отходов, которые прекратились 31.03.2017.
07 августа 2018 года Лимиты размещения на полигоне ТБО г. Казань ответчиком были переоформлены на Лимиты размещения на полигоне ТКО "Восточный" за N 11543.
20 апреля 2017 года ООО "ПЭК" заключен договор N 78 на оказание услуг по обращению с отходами 4-5 классов опасности с ООО "УК "ПЖКХ", который прекращен.
22 июня 2017 года между ООО "ПЭК" и ООО "УК "ПЖКХ" заключен договор на оказание услуг по обращению с отходами 4-5 классов, который утратил силу 31.12.2018.
Согласно данных договоров ООО "ПЭК" выполняло работы по сбору и вывозу всех видов отходов производства и потребления ответчика, подлежащих (разрешенных) размещению на полигоне ТБО. Конечным местом размещения транспортируемых отходов - ООО "УК "ПЖКХ", которое принимало отходы (ТБО) 4 класса опасности.
С 30 декабря 2016 года ООО "УК ПЖКХ" имеет лицензию N 16-00440 на сбор отходов IV класса опасности, транспортирование IV класса опасности, обработка отходов IV класса опасности, утилизация IV класса опасности, размещение отходов IV класса опасности.
При этом, ни деятельность по обработка отходов, ни деятельность по переработке, ни деятельность по сортировке не являются деятельностью по размещению, т.е. тем видом негативного воздействия, с которым закон связывает наступление обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В данном случае ООО "УК ПЖКХ" осуществляло производственную деятельность путем сортировки их на специальном оборудовании, в результате которого происходило извлечение вторичного сырья, которое ООО "УК ПЖКХ" реализовывало как продукт, пригодный для дальнейшего применения, извлекая с этого прибыль, а измельченные отходы - непригодные для дальнейшего применения, брикеровало и размещало на полигоне ТКО.
В связи с этим, указанные измельченные окончательные отходы являются отходами, образованными в результате деятельности ООО "УК ПЖКХ", следовательно, в соответствии с законодательством данная организация обязана вносить соответствующие платежи.
Между собственником отходов - ответчиком и ООО "ПЭК" заключен договор на оказание услуг по сбору твердых бытовых отходов с целью их передачи на размещение (захоронение).
Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и ведется в специально оборудованных местах.
Согласно пункту 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (далее - Порядок N 50) нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Согласно подпункта б пункта 14 Порядка N 50 документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежит переоформлению в случаях: изменения данных об объектах размещения отходов - самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения. Переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение допускается при условии неизменности утвержденных нормативов образования и лимитов на их размещение в конкретных объектах размещения отходов и только в период действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Срок действия переоформленного документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не должен превышать срок действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, при наличии действующих разрешений, документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение к ответчику не может применятся пятикратный коэффициент к ставке платы за размещение, предусмотренный Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду".
В свою очередь, в феврале 2018 года Обществом подана декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017. В феврале 2019 им же подана уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017. Общество не отрицает факт доначисления за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 в размере 395 153,46 руб.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что требования истца о взыскании с ответчика задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду подлежат частичному удовлетворению в размере 395 153 руб. 46 коп.
Также Управлением заявлено требование о взыскании пени в размере 538 446 руб. 85 коп. за несвоевременное или неполное внесение платы за размещение отходов производства и потребления.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ, Письмо Минприроды России от 25.03.2016 N 06-09-44/5872 "О разъяснениях по плате", правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного суда российской Федерации 19.10.2016, принимая во внимание удовлетворение суммы задолженности в части, периода просрочки, процентных ставок, суды первой и апелляционной инстанции определили размер пеней подлежащих взысканию равным 53 813 руб. 32 коп.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств дела, не свидетельствует о принятии судебными инстанциями незаконного судебного решения.
Суд кассационной инстанции проверил доводы, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме и отклоняет их, поскольку они не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которые в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2019 по делу N А65-3191/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.
В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.
Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.
Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты.
Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».
Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.
Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.
Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.